Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения — одно из важных направлений современной образовательной политики Российской Федерации. Государство стремится восстановить духовное наследие у граждан, тем самым начав это с детей и у детей — чувство патриотизма и гражданственности [3, стр. 27]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначил разностороннее развитие ребенка через закладывание основ духовно-нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [5].
Как донести до маленького человечка эти понятия? Детям необходимо знать и изучать культуру своего народа, своих предков. Только зная свои корни, ребенок научится уважать ценности других народов.
Для успешного формирования патриотизма у дошкольников необходимо учитывать следующие ключевые принципы:
— Доступность материала для понимания ребёнком. Воспитатель, чтобы донести необходимые знания о Родине, ключевые представления об истории родного края (города, села) обязан подавать материал простым доступным языком, речью богатой средствами выразительности.
— Стимул познавательной активности ребёнка проявляется через игровые формы работы (ролевые игры, настольные и сюжетные игры, творческие игры и конкурсы); диалоговую речь. Например, игры, связанные с праздниками, такие как «Мы — защитники Отечества», «Путешествие по родному краю» (городу, селу). Игры на свежем воздухе («Русская лапта», «Городки») характеризуются с точки зрения исторического значения.
— Привлечение семей к совместному воспитанию, налаживание сотрудничество семья — детский сад.
— Каждый ребенок индивидуален — это еще один важный ключевой принцип, которому должен следовать воспитатель при планировании своей работы.
Образовательная практика требует от педагога находить и применять современные методы работы. Именно игровые методы позволяют донести до сознания ребенка такие понятия как Родина, патриотизм, гражданственность, история.
Театрализованные и музыкальные игры, сопровождаемые народными песнями, танцами, хороводами играют важную роль в патриотическом воспитании. Дети начинают считать себя частью огромной страны, испытывая чувство гордости за нее.
Тематические конкурсы рисунков, плакатов, уголков помогают им через творчество выразить свое отношение к Родине, показать ее красоту и значимость: «Край родной навек любимый», «Государственные символы России: символы ратной славы и воинской доблести», «Моя семья».
Краеведческие и исторические музеи, художественные панорамы, например «Бородинская битва», помогают педагогу разнообразить познавательную деятельность. Экскурсии и другие подобные мероприятия проводятся благодаря родителям, которые также могут активно участвовать в их подготовке, тем самым становятся непосредственными помощниками педагога в деле воспитания маленького патриота.
Просмотр мультфильмов и фильмов, раскрывающих тему патриотизма и героизма (живописный исторический мультфильм о Куликовской битве «Лебеди Непрявды»; о воительнице из русских былин — «Василиса Микулишна»; рисованный мультфильм о становлении богатырского духа «Детство Ратибора» и др.) помогают погрузиться в мир искусства и истории страны.
Конечно, вся эта работа требует от педагога систематичности и последовательности, чтобы обучение строилось от простого к сложному, от известного к новому. Воспитатель — это актер, который мастерски создает позитивную и доброжелательную атмосферу, в которую погружаются дети. Анализ практики показывает, что использование таких многообразных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей помогают формировать личность ребёнка, способствуют формированию у них позитивных и ярких эмоций по отношению к своей Родине, краю и ее историческому наследию. Задача родителей и воспитателей пробудить и поддержать интерес в растущем человеке любовь к родной земле.
Литература:
- Виноградова Н. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Н. А. Виноградова, Т. В. Панкова. — М.: Академия, 2018.
- Гришина Г. Н. Патриотизм и духовно-нравственное воспитание дошкольников / Г. Н. Гришина. — СПб.: Речь, 2017.
- Корчажинская С. А. Воспитываем патриотов/С. А. Корчажинская/ Дошкольное воспитание. — М.: Творческий центр Сфера, 2006, № 6
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).

