Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 25.01.2024

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Зюганова, Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО / Е. В. Зюганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110641/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активную и регулярную роль воспитателей, родителей и семьи в этом процессе. Описываются различные методы и подходы к патриотическому воспитанию, такие как использование национальных символов и традиций, посещение музеев и памятников истории, проведение тематических мероприятий в дошкольных учреждениях. Авторы также подчеркивают, что патриотическое воспитание не должно быть механическим, а должно основываться на осознании и ответственности за свою родину, а также на развитии толерантности и уважения к другим людям.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети, дошкольный возраст, ценности, формирование, федеральная образовательная программа, методы, семья, педагоги, символы и традиции, музеи и памятники, тематические мероприятия, осознание, ответственность, толерантность, уважение.

Патриотическое воспитание детей является одной из важнейших задач в современном обществе. Воспитательная работа начинается еще на раннем этапе детства, а именно в дошкольном возрасте. Это время, когда дети активно усваивают ценности и нормы поведения, формируют свое мировоззрение. Патриотизм и любовь к своей родине должны стать неотъемлемой частью их воспитания.

В Федеральной образовательной программе же патриотическое направление воспитания предполагает к трем годам проявление ребенком привязанности к близким людям и бережное отношение к живому, а к концу дошкольного возраста проявление любви к малой родине, имение представлений о своей стране России, испытание чувства привязанности к родному дому, семье и близким людям.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, основной целью патриотического воспитания является формирование основ патриотического сознания у детей. Это достигается путем создания условий для полноценного социального, эмоционального, интеллектуального и морально-нравственного развития ребенка.

Важно активизировать процесс воспитания патриотизма в раннем детстве, так как дети в этом возрасте обладают высокой любознательностью, отзывчивостью и восприимчивостью к новым знаниям и опыту. Воспитатели имеют уникальную возможность использовать эту периодичность для систематической и последовательной формации духовных, эмоциональных, мыслительных и социальных баз ребенка.

Важными аспектами этого процесса являются развитие инициативы и творческих способностей ребенка на основе разных видов деятельности, а также формирование его способности к сочувствию и сопереживанию. Окружающий мир играет огромную роль в этом возрасте, поскольку он стимулирует эмоционально-психологическое развитие и оставляет яркие следы в памяти детей. Поэтому эта стадия жизни является наиболее благоприятной для формирования патриотических чувств и ценностей, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни.

Многие родители и педагоги ищут эффективные пути патриотического воспитания. Одним из них является использование национальных символов и традиций. Дети на примере государственных флагов, гимнов и национальных костюмов узнают о своей стране и ее истории. Они могут играть в ролевые игры, в которых воплощают образы героев прошлого, что способствует их увлечению и пониманию важности патриотических ценностей.

Семья играет важную роль в патриотическом воспитании детей. Родители могут рассказывать о истории своей страны, о ее традициях и достижениях. Посещение музеев и памятников истории помогает детям увидеть собственными глазами наследие своей страны. Кроме того, родители могут включать детей в праздничные мероприятия, посещать спортивные события национального масштаба, что усиливает чувство причастности и гордости за свое государство.

В дошкольных учреждениях также активно проводятся мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Это могут быть тематические недели, где дети знакомятся с национальными обычаями и традициями, проведение патриотических игр и конкурсов. Учитель может показывать детям книги и фильмы о истории, героях и достижениях Родины, что помогает им расширить свой кругозор и проникнуться любовью к своей стране.

Важно, чтобы патриотическое воспитание не сводилось к механическому запоминанию фактов и символов. Дети должны осознанно понимать, почему они гордятся своей страной и что каждый из них может сделать для ее благополучия. Необходимо развивать в детях чувство ответственности за свою родину, а также умение строить отношения с другими людьми на основе толерантности и уважения.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это долгий и постоянный процесс. Оно требует внимания и заботы со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Воспитывать граждан, готовых отдать свои силы и знания для блага своей страны — это одна из самых благородных целей, которые заслуживают всех усилий.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, ребенок, памятник истории, патриотическое направление воспитания, посещение музеев, современное общество, традиция, Федеральная образовательная программа.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательной школы

Социально-экономические потрясения на рубеже 90-х годов XX века привели к серьезной трансформации постсоветского общества и российского общества в частности. Сегодня в нашей стране встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных и духовных ...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Проект «Мудрое наставничество «Внучата-нескучата» — заботливое воспитание патриотизма

Мир изменился. Но патриотизм — это чувство на века и столетия. Дети войны стали дедушками и бабушками. И сейчас, когда появилась острая необходимость формирования активной гражданской позиции у молодого поколения, следует повернуться лицом к семейным...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный ...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Актуальность преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4–5-х классах общеобразовательной школы

Социально-экономические потрясения на рубеже 90-х годов XX века привели к серьезной трансформации постсоветского общества и российского общества в частности. Сегодня в нашей стране встал вопрос о том, что преподавание знаний о религиозных и духовных ...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Проект «Мудрое наставничество «Внучата-нескучата» — заботливое воспитание патриотизма

Мир изменился. Но патриотизм — это чувство на века и столетия. Дети войны стали дедушками и бабушками. И сейчас, когда появилась острая необходимость формирования активной гражданской позиции у молодого поколения, следует повернуться лицом к семейным...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный ...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Задать вопрос