Организация патриотического воспитания в ДОУ (из опыта работы)
Авторы: Давыденко Оксана Ивановна, Бутакова Светлана Анатольевна, Сизова Светлана Валериевна, Чуйкова Вера Андреевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 19.11.2023
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Давыденко, О. И. Организация патриотического воспитания в ДОУ (из опыта работы) / О. И. Давыденко, С. А. Бутакова, С. В. Сизова, В. А. Чуйкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8785/ (дата обращения: 16.12.2024).
Патриотизм, как мы с вами знаем, это не что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.
В. В. Путин
Формирование и развитие патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста в настоящее время является особенно актуальной проблемой. Патриотизм приносит пользу не только государству, которое воспитывает граждан на благо своему развитию и благополучию, но и самому человеку, обладающему этим чувством. Патриотизм и личное благосостояние связаны крепкими узами. Это объясняется тем, что любовь к своей стране и ощущение сопричастности к её процветанию позволяют человеку чувствовать себя частью чего-то значимого, частью истории, что, в свою очередь, придаёт чувство достоинства и уверенности в себе.
Федеральная образовательная программа определят следующие задачи образовательной деятельности в данной области: воспитание патриотических и интернациональных чувств, уважительного отношения к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Приступать к нравственному и патриотическому воспитанию необходимо уже в дошкольном возрасте, так как именно в этот период начинается становление личности ребёнка, его самосознания и индивидуальности. Огромное влияние на патриотическое воспитание ребёнка оказывает семья, в то же время значительная его часть закладывается и в дошкольном учреждении. Поэтому работники таких учреждений обязаны уделять достаточно внимания формированию у детей гражданских чувств, ответственного и уважительного отношения к своей стране и малой Родине.
Важно помнить, что организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя два существенных фактора, которые определяют успешность её протекания. Первый фактор — это личность самого воспитателя. Воспитатель, не испытывающий искренней любви к своей родине, не сможет взрастить это чувство в детях должным образом. Второй фактор — это грамотно выстроенная методическая работа, постоянное повышение квалификации воспитателей. В данных целях дошкольное учреждение может проводить тематические педсоветы и консультации, организовывать открытые занятия для взаимообмена опытом, а также создавать условия для самообразования своих работников.
Патриотическое воспитание ребёнка эффективно начинать с воспитания любви к своей малой Родине. Родной край, город, улица, являются для ребёнка наглядным, реально существующим миром, который наиболее доступен для наблюдения и изучения. Воспитатели должны помочь ребёнку обращать внимание на разные аспекты своего региона: культурно-историческое и национальное наследие, природно-экологическое своеобразие, местные достопримечательности, промышленность и трудовую деятельность людей, городские здания и учреждения, именитых земляков и их заслуги. Продолжением данной работы становится знакомство детей с другими городами России, в том числе со столицей нашей Родины.
Формы работы по патриотическому воспитанию в учреждениях дошкольного образования многочисленны и разнообразны. Наиболее распространённой и простой из них считается тематическое занятие. На таких занятиях у детей формируется система базовых знаний о своей Родине. Для наиболее эффективного усвоения знаний следует осуществлять принцип наглядности в обучении, то есть сопровождать познавательные рассказы и беседы с воспитанниками изображениями, видео, макетами, реальными объектами, которые можно рассмотреть и потрогать и т. д.
Кроме того, важно организовать в группе патриотический уголок. Обязательными элементами такого уголка являются атрибутика государства (флаг, герб, гимн), портрет президента РФ, портреты главы области и города, фотографии исторических памятников и др.
Ещё одной формой работы, обеспечивающей патриотическое воспитание и реализующей принцип наглядности, является организация утренников, конкурсов, соревнований и эстафет, посвящённым различным государственным и народным праздникам. Данные мероприятия позволяют ребёнку узнать историю возникновения праздника, чему он посвящен и зачем отмечается. Благодаря таким активностям дети ощущают принадлежность к своему народу, единение с принятыми в обществе обычаями и традициями.
Немаловажно проводить экскурсии: прогулки на природе, экологические тропинки, походы, осмотр достопримечательностей родного города, виртуальные экскурсии. Такие формы работы способствуют развитию наблюдательности и самостоятельности у дошкольников.
Патриотическое воспитание может быть реализовано даже через самые обычные повседневные виды деятельности, в частности, через чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов. Воспитатель должен ответственно и грамотно подходить к отбору таких материалов; в таком случае у детей сформируется правильное, неискажённое представление о своей Родине, им будет легче осмыслить историю страны, научиться искренне переживать за судьбу своего народа.
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников происходит эффективнее при совместной работе детского сада и семьи. Так, можно использовать проектную деятельность, мастер-классы, фотовыставки, изготовление различных поделок. Для обогащения знаний родителей применяются буклеты, брошюры, папки-передвижки.
Однако, какими бы вариативными ни были формы организации патриотического воспитания, если они проведены в недоступном пониманию детей виде, то они не будут результативными. Важно учитывать то, что дошкольники не владеют многим и понятиями, привычными для взрослых, поэтому их надо постоянно расшифровывать и иллюстрировать. Ознакомление с каждой темой должно проходить системно, ненавязчиво и основываться на принципе постепенного усложнения материала.