Речевое развитие детей в процессе формирования патриотических взглядов в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Яглинская, Н. В. Речевое развитие детей в процессе формирования патриотических взглядов в ДОО / Н. В. Яглинская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7835/ (дата обращения: 19.11.2024).



Период дошкольного детства, по своим психологическим особенностям, наиболее благоприятен для воспитания принципов патриотизма, так как ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.

Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по воспитанию уважения к его духовно-нравственным ценностям, а также атрибутике государственных символов охватывает все виды деятельности. Такая работа начинается в юном возрасте: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, формирование социальной жизни (экскурсии в музей), общение с природой. Ребята постепенно начинают понимать, что необходимо стать развитой, реализованной личностью, много учиться, а затем работать, чтобы помочь своему родному городу стать процветающим и современным [6].

На каждом возрастном этапе дошкольного детства существуют приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя позитивного образа поведения, а также произведения фольклора (потешки, песенки, сказки). На следующем этапе воспитания, который совпадает с возрастом 4–5 лет, происходит постепенное осознание ребенком моральных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в более молодом возрасте. Закрепляются представления о природе и способы проявления позитивного отношения к взрослым, детям и природе. Воспитатель обращает внимание детей на способы выражения эмоционального состояния другого человека, учит их «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать, помочь или порадоваться за него).В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей 6–7 лет, их уже можно научить решать словесно-логические задачи («Что бы вы сделали, если бы»...) [8]. Словесное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте, поскольку позволяет ребенку решить проблему в воображаемом, «безопасном» варианте, сделать выбор способа поведения, основываясь как на собственном жизненном опыте, так и на других источниках; способствует развитию воображения и мышления.

Прогулка вызывает эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, помимо заранее запланированных игр, проводятся народные игры, которые способствуют развитию речевых навыков, расширению детского словарного запаса, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, заполнению некоторых пробелов, трудностей, которые возникают у ребенка. [5].

Когда дошкольник знакомится с историей города и своей родной страны, ему приходится многое им рассказывать. По ходу рассказа обязательно используется визуальный материал (фотографии, репродукции картин, слайды). Когда речь идет о каких-то исторических событиях, даты не следует использовать часто, так как хронология недоступна детям в дошкольном детстве. Но чтобы дать понять детям, что описанные события произошли давным-давно. Язык рассказа должен быть очень простым.

Большая работа проходит в книжном уголке, где размещены иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Дети могут рассматривать их как самостоятельно, так и с репетитором. Особое место в патриотическом и речевом развитии ребенка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки, которые точно отражают все аспекты жизни людей и повседневной жизни, как сейчас, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит их изучать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.

Федеральный государственный образовательный стандарт основан на личностно-ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными направлениями [1]:

1) Направление «Социально-коммуникативное развитие» поможет добиться формирования чувства сопричастности к жизни страны, заботы о малой Родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложить практические навыки поведения в рамках правовой культуры общества. гражданское согласие.

2) Образовательная сфера «Познавательное развитие» направлена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, формирование гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и религиозной терпимости. Благодаря этому направлению программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.

3) Зона развития речи познакомит детей с увлекательным миром родной речи, художественной литературой о легендарных героях и традициях предков, богатством родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, расширяя ограниченные рамки учебников, рекомендованных Министерством.

4) Наконец, направление «Физическое развитие» решит задачи формирования здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, в судьбе всей страны, поскольку без здорового человеческого потенциала у государства не может быть будущего.

Большую работу по реализации программы патриотического воспитания дошкольников проводят педагоги. Во время занятий с дошкольниками педагоги, воспитатели рассказывают детям, что патриотизм начинается с любви к матери. И для того, чтобы дети приняли этот тезис, в детском саду проводятся такие мероприятия, как «День матери», «Женский день — 8 марта», дети с воспитателями и педагогами-психологами изготавливают подарки, открытки для мам, приглашения на праздник, делают фотостенды, делают выставки, посвященные День матери [3].

Важным моментом в воспитании любви к Родине у воспитанников является формирование добросердечного отношения к ветеранам и солдатам. В рамках этой работы проводятся мероприятия, посвященные различным памятным датам, историческим военным событиям. Важную роль в этом направлении работы играют мероприятия, посвященные 23 февраля, Дню Победы, Дню Неизвестного солдата и т. д., на которые приглашаются ветераны войны и Трудового фронта, воины-афганцы, призывники. Эти мероприятия способствуют воспитанию у детей патриотических качеств, чувства принадлежности к Родине и любви к ней. Таким образом, представленный опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает, что в любом детском образовательном учреждении для проведения патриотического воспитания необходимо проводить цикл мероприятий, направленных на привитие детям любви к семье, городу и, конечно же, Родине. В процессе деятельности дети развивают такие качества, как: эмпатия, сострадание, милосердие, осознают себя частью различных ячеек общества (семей, городов, стран, планет), а также понимают, как важно быть патриотом.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. — 2014. — № 3.
  3. Митичева Т. И. Опыт работы педагога-психолога // 2018, С. 694–702
  4. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г. А. Аванесова. — Москва: Аспект пресс, 2006. — 236 с.
  5. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. –2014. — № 10. — С. 349–352.
  6. Зайцева Е. А. Воспитание чувства патриотизма // 2020, С. 135–139
  7. Ушков, М. Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста / М. Ю. Ушков // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Международной. научной. конференции (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 29–31.
  8. Михеева С. В. Педагогика патриотизма // 2020, С. 190–196

Похожие статьи

Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Задать вопрос