Важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Калинина, А. В. Важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113866/ (дата обращения: 25.11.2024).



В данной статье рассматривается важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста и его основные задачи: формирование гражданской и патриотической идентичности, понимания прав и обязанностей, развития чувства патриотизма, осознания своей роли и значимости в обществе, формирования уважения к другим и справедливости. Также обсуждается важность внешних факторов, таких как общество и государство, в процессе гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Автор статьи также делится опытом работы педагога и предлагает различные виды деятельности для реализации гражданско-патриотического воспитания детей.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, идентичность, гражданство, патриотизм, обязанности, права, история, традиции, социальные нормы, толерантность, гордость, экскурсии, символы государства, добровольчество, родительская поддержка.

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного общества. Оно направлено на формирование гражданской и патриотической идентичности у малышей, создание у них чувства принадлежности к своей стране, понимания и уважения к своим правам и обязанностям.

Первые годы жизни ребенка являются самыми важными и критическими для формирования его мировоззрения и ценностного отношения к окружающему миру. В этом возрасте дети очень восприимчивы к новым знаниям и опыту, поэтому гражданско-патриотическое воспитание должно начинаться в раннем детстве.

Одной из основных задач воспитания является формирование у детей понимания о роли и значимости гражданства. Дети должны понимать, что они являются членами своей страны и общества, и что каждый гражданин имеет свои права и обязанности перед ней. Это помогает детям осознать свою важность и значимость в обществе, развивает чувство ответственности за свои поступки.

Важным аспектом гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства патриотизма. Дети должны учиться любить и уважать свою страну, ее культуру, историю и традиции. Знание истории своей страны помогает детям понять, откуда они пришли, какие трудности и победы пережили их предки, и создает основу для формирования своей национальной идентичности.

Гражданско-патриотическое воспитание также способствует развитию таких качеств как доброта, толерантность, уважение к другим и справедливость. Дети должны учиться быть гражданами, способными сотрудничать, сочувствовать другим и решать конфликты мирным путем.

Однако, воспитание гражданско-патриотического сознания детей дошкольного возраста не может быть ограничено только домом или садиком. Значительный вклад в этот процесс должны внести общество и государство. Для этого необходимо создавать условия для обучения детей национальным традициям, патриотическим ценностям и памяти о прошлом страны. Гражданское-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет несколько важных целей:

– Формирование сознательности гражданской и патриотической принадлежности. Воспитание детей в духе любви и уважения к своей стране, к ее истории, культуре и традициям. Дети должны понять, что они являются частью своего народа и семьи, а также осознать свою роль и ответственность в обществе.

– Развитие понимания прав и обязанностей. Дети должны осознать, что у них есть права, но также должны быть готовы выполнять свои обязанности. Гражданская ответственность начинается с детства, и ребенок должен научиться быть добрым, терпимым, уважать других людей и помогать им.

– Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну. Дети должны быть осведомлены о значимых событиях и достижениях своей страны. Это помогает им почувствовать себя частью большего сообщества и восприятию себя как гражданина своей страны с определенной ролью и значимостью.

– Развитие умения принимать и адекватно реагировать на социальные нормы и ценности. В рамках гражданско-патриотического воспитания дети учатся соблюдать правила поведения в обществе, заботиться о природе и окружающей среде, развивать этические принципы и принципы социальной справедливости.

– Формирование уважительного отношения к разнообразию культур и традиций. Дети знакомятся с разнообразием национальной и культурной идентичности своих сверстников и учатся принимать и уважать эту различность. Это помогает формированию толерантного отношения к другим людям и независимо от их национальности, религии или культуры.

Из опыта работы как педагога дошкольного учреждения, я могу сказать, что гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через различные виды деятельности.

Утренняя линейка и праздники. В нашем учреждении мы организовывали ежедневные утренние линейки, где дети поют гимн, повторяют слова тоста на здоровье, встречаются с фронтовиками, праздновали День Победы и другие национальные праздники. Это помогает детям понять и уважать историю своей страны.

Экскурсии и посещение музеев. Мы продумывали экскурсионные программы, чтобы дети могли посетить места, связанные с историческими событиями и достижениями своей страны. Например, мы посещали музей Великой Отечественной войны, местные памятники, мемориальные комплексы, чтобы дети могли почувствовать гордость за свою страну.

Работа с символами государства. Мы учили детей узнавать и понимать национальные символы — флаг, герб, гимн. Дети создавали поделки, рисунки, играли в игры, связанные с этими символами. Это помогало им развивать гражданственность и патриотизм.

Добровольческие мероприятия. Мы организовывали добровольческие акции, где дети могли помощь нуждающимся людям или участвовать в благоустройстве территории. Это позволяло детям понять важность помощи другим и заботу о своей родной стране.

Праздничные программы с участием родителей. Мы активно включали родителей в праздничные программы, где они выступали с песнями, танцами или рассказывали детям о традициях и истории своей семьи. Это помогало детям узнать больше о своей культуре и развивать гордость за свою страну.

В заключении, гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромную важность для формирования будущего гражданина. Оно помогает развить у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории и культуре, а также формирует основы для гражданской ответственности и созидательного отношения к обществу.

Литература:

  1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Москва, 2003 г.
  2. В. Г. Рындак, Н. В. Алехина И. В. Власюк Педагогика: Учебное пособие, Москва, Высшая школа, 2006 г.
  3. Под ред. Т. С. Комаровой Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Москва, 1983 г.
  4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, 2008 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, гражданско-патриотическое воспитание детей, гражданско-патриотическое воспитание, общество, формирование, гражданская ответственность, патриотическая идентичность, развитие чувства патриотизма, различный вид деятельности.


Похожие статьи

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей. Автор приходит к выводу, что именно в дош...

Духовно-нравственный аспект осознания младшими школьниками ценности многонационального государства

В статье рассматриваются проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного отношения друг к другу. Данная статья связана с социальными, культурными особенностями и уровнем духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Важность партнерства сотрудников ДОО и семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста

В статье рассматривается значение партнерства между дошкольными образовательными организациями (ДОО) и семьями детей для гармоничного воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Описываются цели опыта, включающие осознание важности взаимодейс...

Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе

В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся ...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Похожие статьи

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей. Автор приходит к выводу, что именно в дош...

Духовно-нравственный аспект осознания младшими школьниками ценности многонационального государства

В статье рассматриваются проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного отношения друг к другу. Данная статья связана с социальными, культурными особенностями и уровнем духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Важность партнерства сотрудников ДОО и семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста

В статье рассматривается значение партнерства между дошкольными образовательными организациями (ДОО) и семьями детей для гармоничного воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Описываются цели опыта, включающие осознание важности взаимодейс...

Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе

В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся ...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду. Автор делает акцент на то, что в про...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья рассматривает значение патриотизма в детском саду и его роль в формировании гражданской и патриотической идентичности. Основные цели воспитания патриотизма в детском саду включают формирование ценностных ориентаций, воспитание гражданственност...

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Задать вопрос