Развитие духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Налимова, В. В. Развитие духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций / В. В. Налимова, И. Н. Дымченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17514/ (дата обращения: 16.11.2024).



Духовно-нравственное воспитание определено как приоритетное направление деятельности органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, молодежной политики. Система духовно-нравственного воспитания строится на основе отечественных традиций и современного опыта. В соответствии с новым ФГОС ДО, перед детским садом стоит важная задача формирование духовности и нравственности дошкольника через культурологический подход к процессу образования.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в педагогический процесс. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания [2].

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры (Н. Апполонова, Л. Евстратова, А. Н. Дмитриева, А. Е. Писарева, М. С. Кагана, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева и др.).

Приобщение дошкольника к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Для решения данной проблемы в нашем детском саду был разработан проект «Чернянская сторонушка». Цель проекта: способствовать развитию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на материале местных традиций Чернянского района.

Задачи проекта:

  1. Обогатить представления детей о духовно-нравственной культуре человека (приобщение детей к истокам русской народной культуры Чернянского района, знакомство с традициями своего народа через традиции);
  2. Формировать культуру нравственного поведения — способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения.
  3. Развивать духовно-нравственных качеств личности ребенка, дружелюбие, сострадание, сочувствие, сопереживание; а также эстетический вкус.

Предполагаемые результаты:

  1. Знакомство детей с традициями своего народа поселка Чернянка.
  2. Активное участие детей и их родителей в жизни своего поселка;
  3. Умение детьми ценить и беречь самобытность традиций своего народа; видеть красоту музыкальных и танцевальных произведений Чернянского района;
  4. Проявление духовно-нравственных качеств личности (сострадание, сочувствие, сопереживание; развитие дружественных отношений).

Проект реализовывался поэтапно:

Первый этап проекта: подготовительный. Цель: создать педагогические условия для ознакомления дошкольников с традициями Чернянского района. На данном этапе были определены цели работы, отобран фольклор для детей старшего дошкольного возраста (потешки, заклички, песни, народные игры и т. д.) Чернянского района, подобрана художественная литература, подготовлены изделия народных промыслов России и в частности Белгородской области. Был проведен мастер-класс по изготовлению игрушек-матрешек и кукол-закруток, которые использовались в Чернянском районе [4].

Второй этап проекта: основной. Цель: познакомить детей с народными праздниками и обрядами, которые соблюдаются в Чернянском районе. В нашем районе широко отмечаются все народные праздники и многие дети со своими родителями участвуют в их празднование, поэтому мы решили в своем детском саду уделить особое значение народным праздникам.

На данном этапе нами был составлен перспективный план проекта «Чернянская сторонушка» на весь год, где было указано время проведения, название праздников, организованная образовательная деятельность детей (познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка), в соответствии с ФГОС ДО с учетом интеграции образовательных областей и итоговое мероприятие.

При разработке сценария народных праздников особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора Чернянского района, доступные для дошкольников. В сценарии праздничных утренников для старших дошкольников были выделены три, отличающиеся друг от друга части. Первая торжественная часть, на материале устного народного творчества — загадки, потешки, пословицы, песни и т. д. Для этой части праздника характерен выход детей в хороводе, перестроения с цветами и т. д. [3]

Вторая часть праздника имела различные варианты. Строилась она на основе коллективных и индивидуальных выступлений. Здесь использовались разные виды музыкальной деятельности (пение, пляски, хороводы), а также чтение стихотворений, инсценировки. Воспитанники принимали активное участие в создании оформления к праздникам (делали поделки, рисовали рисунки, и украшали ими музыкальный зал и групповую комнату).

Каждый праздник или развлечение отмечали в определенное время года, что находило отражение в оформлении и художественном репертуаре.

В соответствии с темой с детьми были проведены русские народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» и т. д. А также народные игры, которые родились в Чернянском районе: «Топало», «В царевну!», «Горю, пень». В соответствии с каждым праздником нами, был разработан план народных подвижных игр: «Родничок», «Вербочка», «Солнышко — ведрышко», народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки и т. д. [5].

3 этап проекта: заключительный. Цель: реализация продуктивного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к национальным традициям, повышение родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного развития детей.

Работа с родителями велась по двум основным направлениям: знакомство родителей с культурой и традициями Чернянского района, через активные формы взаимодействия детей и родителей; ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье.

С родителями велась просветительская работа, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры. Были организованы разнообразные формы работы с родителями: консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям Чернянского района «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды». Так же было организовано родительское собрание «Традиционная народная культура как средство развития духовно-нравственной культуры детей» [5].

В процессе нашей работы родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимали участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвовали в народных играх.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что весь проект «Чернянская сторонушка», направлен на обобщение представлений старших дошкольников о духовно-нравственной культуре личности ребенка, повышение культуры нравственного поведения — способности воспитанников соблюдать общепринятые правила поведения; формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Литература:

  1. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4. — С. 33–37.
  2. Арсалиев Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Москва-Чебоксары, 2013. — С. 180.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 1. — С. 11.
  4. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 1. — С. 17–20.
  5. Традиционная культура Белгородского края. — Вып. 1. — Борисовский, Вейделевский, Волоконовский районы. — Сборник научных статей и фольклорных материалов из «Экспедиционных тетрадей» / Ред.-сост. В. А. Котеля. — Белгород: издание БГЦНТ, 2016. — 148 с.

Похожие статьи

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования интерактивной доски

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Похожие статьи

Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Развитие социальной компетентности старших дошкольников

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования интерактивной доски

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента