Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Фенелонова, М. В. Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей / М. В. Фенелонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91597/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Ключевые слова: семейное воспитание, семейная ситуация, матери, родители, дети, субъективное благополучие.

Целью нашего исследования выступало определение связи стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и родителей. Основная гипотеза заключалась в предположении о существовании связи между стилем семейного воспитания и субъективным благополучием детей и матерей. Дополнительная гипотеза — в существовании различия между матерями мальчиков и девочек в детско-родительском взаимодействии.

Для изучения связи между стилем семейного воспитания и субъективным благополучием детей и матерей мы использовали следующие методики:

– опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И. М. Марковской для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей [2];

– опросник «Шкала субъективного благополучия» (адаптация А. А. Рукавишникова) для определения субъективного благополучия [3];

– методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана для выявления субъективной семейной ситуации в семье [1].

В исследовании приняли участие воспитанники детского сада — 52 дошкольника 5–6 лет (26 девочек и 26 мальчиков) и их матери.

Мы изучили взаимосвязи между показателями взаимодействия матери ребёнка и симптомокомплексами кинетического рисунка семьи. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязи между показателями взаимодействия матери ребёнка и симптомокомплексами КРС

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности

Враждебность в семейной ситуации

Нетребовательность/

требовательность

ρ

0,233

0,048

-0,069

-0,186

0,071

p

0,096

0,735

0,628

0,188

0,615

Мягкость/строгость

ρ

0,072

0,133

-0,034

-0,038

0,010

p

0,611

0,348

0,811

0,792

0,946

Автономность/контроль

ρ

-0,041

0,015

-0,172

-0,224

-0,060

p

0,771

0,919

0,224

0,110

0,670

Эм. дистанция/

эм. близость

ρ

-0,057

-0,282 *

-0,150

-0,194

-0,052

p

0,687

0,043

0,289

0,169

0,714

Отвержение/принятие родителем

ρ

0,041

0,033

-0,100

-0,259

0,024

p

0,770

0,814

0,479

0,064

0,867

Отсутствие сотрудничества/

сотрудничество

ρ

0,054

-0,043

-0,041

-0,199

0,022

p

0,704

0,763

0,773

0,157

0,879

Тревожность за ребёнка

ρ

0,017

-0,122

-0,111

-0,134

-0,117

p

0,905

0,390

0,432

0,344

0,407

Непоследовательность/

последовательность родителя

ρ

0,022

0,127

0,034

-0,193

-0,087

p

0,879

0,368

0,809

0,170

0,541

Воспитательная конфронтация в семье

ρ

0,010

-0,042

-0,082

0,087

0,096

p

0,945

0,765

0,562

0,539

0,496

Удовлетворённость отношениями с ребёнком

ρ

0,170

-0,023

-0,082

-0,127

0,091

p

0,227

0,874

0,562

0,369

0,522

Шкала субъективного благополучия

ρ

0,022

0,109

-0,080

0,070

0,197

p

0,875

0,441

0,574

0,622

0,162

Между показателями взаимодействия матери и ребёнка и симптомокомплексами кинетического рисунка семьи наблюдается значимая взаимосвязь: чем выше эмоциональная близость, тем ниже показатель тревожности ребёнка (r = -0,282, p<0,05).

По шкале субъективного благополучия не выявлено значимых взаимосвязей с симптомокомплексами, выявленными при количественном анализе кинетического рисунка семьи, и характеристиками взаимодействия матери и ребёнка.

Для проверки дополнительной гипотезы о различиях между матерями мальчиков и девочек в показателях взаимодействия матери и ребёнка, симптомокомплексов КРС и субъективного благополучия был проведён статистический анализ с применением критерия Манна-Уитни. Показатели представлены в таблицах 2, 3, 4.

Таблица 2

Средние показатели симптомокомплексов КРС и субъективного благополучия в подгруппах матерей мальчиков и девочек

Пол ребёнка

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности

Враждебность в семейной ситуации

Шкала субъективного благополучия

Матери мальчиков

Среднее

0,588

0,900

0,288

0,119

0,054

3,000

Станд. откл.

0,335

1,097

0,253

0,144

0,110

1,356

Матери девочек

Среднее

0,773

0,808

0,150

0,062

0,050

2,885

Станд. откл.

0,247

1,236

0,198

0,094

0,103

1,583

Таблица 3

Средние показатели взаимодействия матери и ребёнка в подгруппах матерей мальчиков и девочек

Пол ребёнка

Нетребовательность/

требовательность

Мягкость/

строгость

Автономность/

контроль

Эм дистанция/

эм близость

Отвержение/

принятие родителем

Отсутствие сотрудничества/

сотрудничество

Тревожность за ребёнка

Непоследовательность/

последовательность родителя

Воспитательная конфронтация в семье

Удовлетворённость отношениями с ребёнком

м

Среднее

10,731

11,615

13,288

20,731

17,623

18,115

13,731

19,962

8,500

17,269

Станд. откл.

3,144

3,678

3,401

5,016

3,692

3,659

3,232

4,045

3,839

3,106

ж

Среднее

12,308

11,923

13,885

21,000

19,058

19,308

14,192

20,846

8,423

18,346

Станд. откл.

2,977

3,084

3,272

2,713

2,479

3,320

3,533

2,908

2,517

3,123

Таблица 4

Значимые различия изучаемых показателей между подгруппами матерей мальчиков и девочек

Шкала

Средний ранг

(матери девочек)

Средний ранг

(матери мальчиков)

Значимость

Благоприятная семейная ситуация

30,87

22,13

0,037

Конфликтность в семье

22,29

30,71

0,035

Нетребовательность/

требовательность

30,67

22,33

0,046

У матерей девочек значимо выше благоприятность семейной ситуации (как симптомокомплекс) и показатель требовательности, в то время как у матерей мальчиков значимо выше показатель конфликтности в семье. Данные различия предлагают рассматривать соответствующие сферы детско-родительских и внутрисемейных отношений как заслуживающие особого внимания при работе с родителями дошкольника определённого пола.

В ходе исследования выявлена значимая взаимосвязь: чем выше эмоциональная близость, тем ниже показатель тревожности ребёнка. Близость во взаимоотношениях с матерью позволяет ребёнку чувствовать себя в безопасности и проявлять большее эмоциональное благополучие.

По шкале субъективного благополучия не выявлено взаимосвязей с симптомокомплексами. Вероятно, характер взаимодействия с ребёнком не оказывает значительного воздействия на уровень субъективного эмоционального комфорта матери, в то время как стиль воспитания определяется иными факторами, нежели субъективное благополучие матери.

Таким образом, взаимосвязь между стилем семейного воспитания и эмоциональным благополучием детей и матерей определяется прежде всего такими параметрами взаимодействия матери и ребёнка, как эмоциональная близость и принятие ребёнка матерью: они способствуют как большей эмоциональной стабильности ребёнка, так и большей удовлетворённости отношениями с ребёнком у матери. Не менее важны такие параметры, как последовательность матери и позиция сотрудничества в отношениях с ребёнком (с учётом особенностей старшего дошкольного возраста, в силу которых родитель продолжает, вводя партнёрство в отношения, достаточно широко контролировать ребёнка). При этом наиболее угрожающими для эмоционального благополучия матерей и детей являются такие факторы, как воспитательная конфронтация родителей (приводящая к непоследовательности и усиливающая родительскую тревогу за ребёнка), а также конфликтность в семье, сильно ухудшающая эмоциональное состояние ребёнка.

У матерей девочек значимо выше благоприятность семейной ситуации (как симптомокомплекс) и показатель требовательности, в то время как у матерей мальчиков значимо выше показатель конфликтности в семье. Это может быть связано с тем, что преимущественно девочки более спокойные и ответственные, нежели мальчики. Мальчики в дошкольном возрасте более активные и деятельные, среди них чаще встречаются проблемы с поведением и непослушание. У мальчиков дольше формируется развитие межполушарных связей — до 8–8,5 лет, а у девочек до 7 лет. В связи с этим у мальчиков могут возникать трудности в обучение и с контролем поведения, с координацией движений.

Таким образом, по результатам исследования гипотеза находит частичное подтверждение: выявлены различия между матерями мальчиков и девочек в показателях взаимодействия материи ребёнка. А именно — у матерей девочек значимо выше благополучие семейной ситуации и показатель требовательности в материнском воспитании, в то время как у матерей мальчиков значимо выше показатель конфликтности в семье.

Литература:

  1. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. — 146 с.
  2. Марковская, И. М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие / И. М. Марковская. — Челябинск: ЮУрГУ, 1999. — 46 с.
  3. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т. О. Арчакова [и др.] // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22, № 6. — С. 68–76.
Основные термины (генерируются автоматически): субъективное благополучие, мать мальчиков, семейная ситуация, семейное воспитание, мать, девочка, субъективное благополучие детей, благоприятная семейная ситуация, кинетический рисунок семьи, эмоциональная близость.


Похожие статьи

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи

В статье авторы пытаются выявить, обобщить и проанализировать особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи. Изучить и выявить различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучн...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

В статье предпринимается попытка охарактеризовать особенности воспитательной позиции современных родителей, результаты основываются на данных социологического опроса родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования экспертов.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Субъективное благополучие брака как предмет исследования в психологии

В статье дается анализ понятия «субъективное благополучие брака», рассматриваются его основные факторы и критерии.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Похожие статьи

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи

В статье авторы пытаются выявить, обобщить и проанализировать особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи. Изучить и выявить различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучн...

Особенности воспитательной позиции современных родителей

В статье предпринимается попытка охарактеризовать особенности воспитательной позиции современных родителей, результаты основываются на данных социологического опроса родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и интервьюирования экспертов.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Субъективное благополучие брака как предмет исследования в психологии

В статье дается анализ понятия «субъективное благополучие брака», рассматриваются его основные факторы и критерии.

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, как фактор психологического благополучия

В данной статье рассматриваются особенности детско-родительских отношений, которые могут оказывать влияние на психологического благополучие, в целом. Рассматриваются подходы к изучению детско-родительских отношений, а также их типология.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Задать вопрос