Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Казначеева, В. А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста / В. А. Казначеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108295/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: самооценка, тревожность, стили семейного воспитания, старший дошкольный возраст.

Особый интерес к проблеме исследования связи стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит родителям (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Г. А. Люблинская, И. С. Кон, А. Л. Кононко, А. В. Петровский [2]).

Необходимо учитывать, что для гармоничного психического развития ребенка необходимо создание благоприятной атмосферы в семье, наличие доброжелательных доверительных отношений с родителями, поскольку любая дисгармония в семье может привести к неблагоприятным последствиям в личностном становлении ребенка, спровоцировать развитие неадекватной, заниженной либо завышенной самооценки и повышенной тревожности. Так, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, В. С. Мухина [1], [4] и др. отмечают, что у детей с завышенной самооценкой наблюдаются проблемы с коммуникацией, у них выражены признаки тревожности и агрессивности. В то же время проявление любви и заботы со стороны семьи способствует развитию у ребенка адекватной, положительной самооценки, позитивного самоотношения. Низкая самооценка ребенка с ориентировкой родителей на приспособительное поведение (умение подстраиваться), средняя самооценка связана со снисходительной, терпимой и покровительственной родительской позицией, а высокая самооценка детерминирована прописанными правилами и доверительными взаимоотношениями.

М. И. Лисина определяет самооценку как сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, ее деятельность, общение, психическое здоровье. Л. И. Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. [4]

В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка, появляется потребность в признании и уважении, а также понимании со стороны близких и значимых лиц, формируется устойчивое чувство «Я», самооценка и др. ведущие новообразования, в формировании которых огромную роль играет стиль семейного воспитания — авторитарный, демократический или либеральный. Именно в условиях семьи у ребенка происходит формирование представлений о себе и других, осваиваются навыки общения и способы поведения, приобретается опыт социальных и эмоциональных контактов, а родительское отношение имеет важное значение в период формирования самооценки ребенка, поскольку критерии самооценки напрямую зависят от взрослых и принятой системы воспитательной работы.

От стилей семейного воспитания зависит не только становление самооценки ребенка, но и состояния эмоционального благополучия. Одним из проявлений эмоционального дискомфорта служит состояние тревоги, актуализации которой способствуют неправильные стили семейного воспитания: чрезмерная гипопротекция или гипопротекция, авторитарный либо попустительский стили воспитания, завышенные требования со стороны родителей и т. д.

В рамках эмпирического исследования выявлялась взаимосвязь стилей семейного воспитания с самооценкой и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе дошкольного образования ДК № 4 ГБОУ школ № 1798 «Феникс» города Москва. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 5–7 лет общим количественным составом 25 человек и их матери также в количестве 25 человек возрастной категории 25–30 лет.

В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики: «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); тест «Ваш стиль общения и воспитания»; методика исследования тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); методики исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Щур) и «Какой Я?».

Анализ результатов по «Опроснику родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин) свидетельствует о том, что по шкале «принятие — отвержение» большинство матерей показали высокие (20 %) и средние (44 %) показатели, что выражает наличие у них положительного отношения к детям. Матери стараются принимать детей, уважать, признавать их индивидуальность, одобрять и поддерживать интересы детей, быть либеральными. 36 % матерей с низкими показателями по шкале нередко испытывают по отношению к детям негативные чувства, низко оценивают их способности и не верят в них. По шкале «кооперация» 20 % матерей высоко оценивают способности детей, поощряют их самостоятельность и инициативу, 40 % матерей также стараются проявлять интерес к ребенку и 40 % матерей занимают по отношению к детям противоположные позиции. По шкале «симбиоз» 32 % матерей придерживаются демократического либо либерального стиля семейного воспитания, 36 % матерям также не свойственно устанавливать психологическую дистанцию с ребенком; и 32 % матерей дистанцируются от детей и практически не проявляют заботу о них. По шкале «контроль» 24 % матерей стремятся занять авторитарные позиции по отношению к ребенку, стараются ограничить ребенка строгими дисциплинарными рамками. 44 % матерей придерживаются разумного контроля, а у 32 % матерей контроль практически отсутствует. По шкале «отношение к неудачам ребенка» 24 % матерей несерьезно воспринимают успехи и достижения детей, считают их маленькими неудачниками, 40 % матерей стараются не игнорировать интересы и увлечения ребенка, а 36 % матерей верят в детей и считают любые их неудачи случайными. Нарушения во взаимоотношениях наблюдаются в семьях с высокими и низкими показателями по шкалам «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка».

Анализ результатов методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) показывает, что в 40 % семей нарушения не выявлены (10 семей), у 16 % семей преобладающий стиль воспитания — гиперпротекция (4 семьи), у 20 % семей — гипопротекция (5 семей), у 8 % семей — потворствование (2 семьи), в 4 % семей игнорируются потребности ребенка (1 семья), в 24 % семей к ребенку предъявляются чрезмерные требования (6 семей), в 24 % семей присутствуют требования-запреты (6 семей), в 4 % семей недостаточно выражены требования-запреты к ребенку (одна семья), в 20 % семей применяется чрезмерность санкций, выражен жесткий стиль воспитания (5 семей).

Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания» свидетельствуют, что в 45 % семей (10 семей) существует демократический стиль воспитания — родители в этих семьях поощряют ответственность и самостоятельность детей, уважительно к ним относятся, прислушиваются к его мнению, поощряют запросы ребенка. Вместе с тем родители проявляют твердость и формируют у детей ответственное социальное поведение. В 9 семьях (36 %) выражен либеральный стиль воспитания: отсутствуют запреты и ограничения со стороны родителей, родители идеализируют ребенка, что может иметь негативные последствия (формирование у ребенка эгоизма, упрямства, завышенной самооценки и т. д.). 6 семей (24 %) применяют авторитарный стиль воспитания: требуют от детей безоговорочного послушания, осуществляют чрезмерный контроль за детьми, проявляют нетерпимость к недостаткам ребенка, ограничивают его самостоятельность посредством жестких запретов и физических наказаний, что может также привести в последующем к негативным последствиям (отчуждение ребенка от родителей, развитие в ребенке агрессивности, неуверенности в себе, заниженной самооценки и т. д.).

Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания»

Рис. 1. Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания»

Анализ результатов по методике исследования тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) показал, что преобладающее количество дошкольников имеют средний уровень тревожности (56 %), 20 % детей отмечены низким уровнем тревожности. И негативным моментом явилось наличие в выборке 24 % детей с высоким уровнем тревожности. Анализ результатов исследования показывает, что высокий уровень тревожности наблюдается у дошкольников, чьи матери чрезмерно контролируют детей, предъявляют завышенные требования, проявляют гиперпротекцию и гипопротекцию. Также отмечается высокий уровень тревожности, чьи матери продемонстрировали авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери предпочитают демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и низкий уровни тревожности.

По итогам проведения методики исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Щур) установлено, что адекватная самооценка свойственна 44 % детей, завышенная самооценка обнаружена у 16 % детей и заниженной самооценкой отмечены 40 % детей. Дети с завышенной самооценкой собственные недостатки и промахи объясняют внешними причинами, от них не зависящими, а матери этих детей выбирают авторитарный и неустойчивый стили семейного воспитания. Дети с адекватной самооценкой объясняют собственные действия, исходя из реальных достижений. Матери детей данной категории предпочитают демократический либо либеральный стили воспитания. Дети с заниженной самооценкой испытывают неуверенность в себе, у них повышенный уровень тревожности, а матери этих детей придерживаются стиля гиперпротекции или гопопротекции. Также отмечается низкий уровень самооценки, чьи матери продемонстрировали авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери предпочитают демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни самооценки.

Оценка результатов по методике «Какой Я?» свидетельствует, что у 16 % (4) детей высокий уровень самооценки, при этом их матери руководствуются авторитарным и неустойчивым стилями воспитания. 44 % (11) детей показали средний уровень самооценки, а матери этих детей предпочитают демократический или либеральный стили семейного воспитания. 40 % (10) дошкольников с низким уровнем самооценки имеют матерей, которые проявляют по отношению к детям гипопротекцию или гиперпротекцию, предъявляют повышенные требования.

Результаты методики исследования самооценки «Какой Я?»

Рис. 2. Результаты методики исследования самооценки «Какой Я?»

Таким образом, полученные результаты исследования доказывают, что стиль семейного воспитания оказывает воздействие на уровень тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень самооценки свойственен детям, чьи матери предпочитают авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери демонстрируют демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни самооценки. Завышенные требования, неустойчивость стиля семейного воспитания, чрезмерный контроль способствуют развитию низкой самооценки и высокого уровня тревожности, что доказывает гипотезу исследования.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М.: «Прогресс», 1986. — 422 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. — 352 с.

3. Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — 152 с.

4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина /Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Воронеж, 1997. — 384 с.

5. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.

6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. — М, Педагогика, 1989. — 63 с.

7. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Под общей редакцией Л. И. Вассермана. — М.: «Фолиум», 1996. — 48 с.

8. Казначеева, В. А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста / В. А. Казначеева // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2021. — № 5. — С. 38-43. URL: https://journals.mosgu.ru/trudy/article/download/1435/1757 (дата обращения: 28.11.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, ребенок, мать, либеральный стиль, старший дошкольный возраст, завышенная самооценка, самооценка, высокий уровень тревожности, уровень самооценки, уровень тревожности.


Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Связь стиля семейного воспитания и субъективного благополучия младших школьников

В статье исследуется связь стиля семейного (родительского) воспитания, и показателей удовлетворенности жизнью младших школьников как основного критерия их субъективного благополучия. Дается краткая характеристика подходов к классификации стилей родит...

Влияние когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

В данной статье отражены результаты изучения степени влияния когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на примере Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач» г. Ханты-Ма...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Похожие статьи

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей

Статья посвящена изучению феномена тревожности в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей, а также взаимосвязи личностной тревожности с эмоциональным интеллектом. Благодаря анализу психометрических тестов было выявлено, что подростки име...

Связь стиля семейного воспитания и субъективного благополучия младших школьников

В статье исследуется связь стиля семейного (родительского) воспитания, и показателей удовлетворенности жизнью младших школьников как основного критерия их субъективного благополучия. Дается краткая характеристика подходов к классификации стилей родит...

Влияние когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

В данной статье отражены результаты изучения степени влияния когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на примере Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач» г. Ханты-Ма...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Задать вопрос