В статье раскрывается актуальная проблема отношений между детьми и родителями и их влияния на личность дошкольников. Эмпирическим путем автор доказывает, что стили семейного воспитания, предпочитаемые родителями, влияют на самооценку и уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: самооценка, тревожность, стили семейного воспитания, старший дошкольный возраст.
Особый интерес к проблеме исследования связи стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста обусловлен тем, что ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит родителям (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Г. А. Люблинская, И. С. Кон, А. Л. Кононко, А. В. Петровский [2]).
Необходимо учитывать, что для гармоничного психического развития ребенка необходимо создание благоприятной атмосферы в семье, наличие доброжелательных доверительных отношений с родителями, поскольку любая дисгармония в семье может привести к неблагоприятным последствиям в личностном становлении ребенка, спровоцировать развитие неадекватной, заниженной либо завышенной самооценки и повышенной тревожности. Так, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, В. С. Мухина [1], [4] и др. отмечают, что у детей с завышенной самооценкой наблюдаются проблемы с коммуникацией, у них выражены признаки тревожности и агрессивности. В то же время проявление любви и заботы со стороны семьи способствует развитию у ребенка адекватной, положительной самооценки, позитивного самоотношения. Низкая самооценка ребенка с ориентировкой родителей на приспособительное поведение (умение подстраиваться), средняя самооценка связана со снисходительной, терпимой и покровительственной родительской позицией, а высокая самооценка детерминирована прописанными правилами и доверительными взаимоотношениями.
М. И. Лисина определяет самооценку как сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, ее деятельность, общение, психическое здоровье. Л. И. Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. [4]
В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка, появляется потребность в признании и уважении, а также понимании со стороны близких и значимых лиц, формируется устойчивое чувство «Я», самооценка и др. ведущие новообразования, в формировании которых огромную роль играет стиль семейного воспитания — авторитарный, демократический или либеральный. Именно в условиях семьи у ребенка происходит формирование представлений о себе и других, осваиваются навыки общения и способы поведения, приобретается опыт социальных и эмоциональных контактов, а родительское отношение имеет важное значение в период формирования самооценки ребенка, поскольку критерии самооценки напрямую зависят от взрослых и принятой системы воспитательной работы.
От стилей семейного воспитания зависит не только становление самооценки ребенка, но и состояния эмоционального благополучия. Одним из проявлений эмоционального дискомфорта служит состояние тревоги, актуализации которой способствуют неправильные стили семейного воспитания: чрезмерная гипопротекция или гипопротекция, авторитарный либо попустительский стили воспитания, завышенные требования со стороны родителей и т. д.
В рамках эмпирического исследования выявлялась взаимосвязь стилей семейного воспитания с самооценкой и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе дошкольного образования ДК № 4 ГБОУ школ № 1798 «Феникс» города Москва. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 5–7 лет общим количественным составом 25 человек и их матери также в количестве 25 человек возрастной категории 25–30 лет.
В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики: «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); тест «Ваш стиль общения и воспитания»; методика исследования тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); методики исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Щур) и «Какой Я?».
Анализ результатов по «Опроснику родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин) свидетельствует о том, что по шкале «принятие — отвержение» большинство матерей показали высокие (20 %) и средние (44 %) показатели, что выражает наличие у них положительного отношения к детям. Матери стараются принимать детей, уважать, признавать их индивидуальность, одобрять и поддерживать интересы детей, быть либеральными. 36 % матерей с низкими показателями по шкале нередко испытывают по отношению к детям негативные чувства, низко оценивают их способности и не верят в них. По шкале «кооперация» 20 % матерей высоко оценивают способности детей, поощряют их самостоятельность и инициативу, 40 % матерей также стараются проявлять интерес к ребенку и 40 % матерей занимают по отношению к детям противоположные позиции. По шкале «симбиоз» 32 % матерей придерживаются демократического либо либерального стиля семейного воспитания, 36 % матерям также не свойственно устанавливать психологическую дистанцию с ребенком; и 32 % матерей дистанцируются от детей и практически не проявляют заботу о них. По шкале «контроль» 24 % матерей стремятся занять авторитарные позиции по отношению к ребенку, стараются ограничить ребенка строгими дисциплинарными рамками. 44 % матерей придерживаются разумного контроля, а у 32 % матерей контроль практически отсутствует. По шкале «отношение к неудачам ребенка» 24 % матерей несерьезно воспринимают успехи и достижения детей, считают их маленькими неудачниками, 40 % матерей стараются не игнорировать интересы и увлечения ребенка, а 36 % матерей верят в детей и считают любые их неудачи случайными. Нарушения во взаимоотношениях наблюдаются в семьях с высокими и низкими показателями по шкалам «принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка».
Анализ результатов методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) показывает, что в 40 % семей нарушения не выявлены (10 семей), у 16 % семей преобладающий стиль воспитания — гиперпротекция (4 семьи), у 20 % семей — гипопротекция (5 семей), у 8 % семей — потворствование (2 семьи), в 4 % семей игнорируются потребности ребенка (1 семья), в 24 % семей к ребенку предъявляются чрезмерные требования (6 семей), в 24 % семей присутствуют требования-запреты (6 семей), в 4 % семей недостаточно выражены требования-запреты к ребенку (одна семья), в 20 % семей применяется чрезмерность санкций, выражен жесткий стиль воспитания (5 семей).
Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания» свидетельствуют, что в 45 % семей (10 семей) существует демократический стиль воспитания — родители в этих семьях поощряют ответственность и самостоятельность детей, уважительно к ним относятся, прислушиваются к его мнению, поощряют запросы ребенка. Вместе с тем родители проявляют твердость и формируют у детей ответственное социальное поведение. В 9 семьях (36 %) выражен либеральный стиль воспитания: отсутствуют запреты и ограничения со стороны родителей, родители идеализируют ребенка, что может иметь негативные последствия (формирование у ребенка эгоизма, упрямства, завышенной самооценки и т. д.). 6 семей (24 %) применяют авторитарный стиль воспитания: требуют от детей безоговорочного послушания, осуществляют чрезмерный контроль за детьми, проявляют нетерпимость к недостаткам ребенка, ограничивают его самостоятельность посредством жестких запретов и физических наказаний, что может также привести в последующем к негативным последствиям (отчуждение ребенка от родителей, развитие в ребенке агрессивности, неуверенности в себе, заниженной самооценки и т. д.).
Рис. 1. Результаты теста «Ваш стиль общения и воспитания»
Анализ результатов по методике исследования тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) показал, что преобладающее количество дошкольников имеют средний уровень тревожности (56 %), 20 % детей отмечены низким уровнем тревожности. И негативным моментом явилось наличие в выборке 24 % детей с высоким уровнем тревожности. Анализ результатов исследования показывает, что высокий уровень тревожности наблюдается у дошкольников, чьи матери чрезмерно контролируют детей, предъявляют завышенные требования, проявляют гиперпротекцию и гипопротекцию. Также отмечается высокий уровень тревожности, чьи матери продемонстрировали авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери предпочитают демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и низкий уровни тревожности.
По итогам проведения методики исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Щур) установлено, что адекватная самооценка свойственна 44 % детей, завышенная самооценка обнаружена у 16 % детей и заниженной самооценкой отмечены 40 % детей. Дети с завышенной самооценкой собственные недостатки и промахи объясняют внешними причинами, от них не зависящими, а матери этих детей выбирают авторитарный и неустойчивый стили семейного воспитания. Дети с адекватной самооценкой объясняют собственные действия, исходя из реальных достижений. Матери детей данной категории предпочитают демократический либо либеральный стили воспитания. Дети с заниженной самооценкой испытывают неуверенность в себе, у них повышенный уровень тревожности, а матери этих детей придерживаются стиля гиперпротекции или гопопротекции. Также отмечается низкий уровень самооценки, чьи матери продемонстрировали авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери предпочитают демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни самооценки.
Оценка результатов по методике «Какой Я?» свидетельствует, что у 16 % (4) детей высокий уровень самооценки, при этом их матери руководствуются авторитарным и неустойчивым стилями воспитания. 44 % (11) детей показали средний уровень самооценки, а матери этих детей предпочитают демократический или либеральный стили семейного воспитания. 40 % (10) дошкольников с низким уровнем самооценки имеют матерей, которые проявляют по отношению к детям гипопротекцию или гиперпротекцию, предъявляют повышенные требования.
Рис. 2. Результаты методики исследования самооценки «Какой Я?»
Таким образом, полученные результаты исследования доказывают, что стиль семейного воспитания оказывает воздействие на уровень тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста. Низкий уровень самооценки свойственен детям, чьи матери предпочитают авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания. У дошкольников, чьи матери демонстрируют демократический и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни самооценки. Завышенные требования, неустойчивость стиля семейного воспитания, чрезмерный контроль способствуют развитию низкой самооценки и высокого уровня тревожности, что доказывает гипотезу исследования.
Литература:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М.: «Прогресс», 1986. — 422 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. — 352 с.
3. Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. — Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004. — 152 с.
4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина /Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Воронеж, 1997. — 384 с.
5. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. — М, Педагогика, 1989. — 63 с.
7. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Под общей редакцией Л. И. Вассермана. — М.: «Фолиум», 1996. — 48 с.
8. Казначеева, В. А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста / В. А. Казначеева // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2021. — № 5. — С. 38-43. URL: https://journals.mosgu.ru/trudy/article/download/1435/1757 (дата обращения: 28.11.2023).