Статья посвящена актуальному вопросу связи стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.
Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, стиль родительского взаимодействия, психологическое благополучие старших дошкольников, детско-родительские отношения.
В отечественной и зарубежной психологии авторы подчеркивают важность взаимодействия родителя и ребенка (Л. С. Выготский, Э. Г. Эйдемиллер, Спиваковская, А. Я. Варга, О. А. Карабанова, Ю. Б. Гиппенрейтер, З. Фрейд, Дж. Боулби, Д. В. Винникот, К. Роджерс и др.). Детско-родительское взаимодействие представляет собой один из главных и значимых факторов и источников развития ребенка, поскольку через взаимодействие с родителем у ребенка формируется опыт общения со средой [14], отношение к себе, другим людям и окружающему миру [8]. При этом большое значение имеет степень заинтересованности родителей в самом ребенке и в общении с ним, принципы и взгляды, на которых строится их взаимодействие с ребенком [7, 11, 13].
Стиль детско-родительского взаимодействия обуславливает поведение родителей, способы общения с ребенком, а также семейную атмосферу, что может отражаться на благополучии психологического развития детей. В настоящее время именно на семью, на родителей в большей мере возложены вопросы воспитания и обеспечения развития гармоничного и благополучного ребенка. Данная проблематика имеет достаточную научную разработанность, но интерес к изучению вопроса о том, сказывается ли стиль взаимодействия на психологическом благополучии старших дошкольников не утрачивается и является актуальным.
Старший дошкольный возраст сопровождается дальнейшим развитием и качественными изменениями психических процессов. Ребенок продолжает осваивать все более сложные формы человеческих взаимоотношений и различных видов деятельности, становится более самостоятельным и инициативным, но вместе с тем, нуждающимся в эмоциональной поддержке со стороны взрослых. И от того, какого стиля взаимодействия будут придерживаться родители, будет зависеть настроение ребенка, его самочувствие, психологическое благополучие, отношение к родителям, социальное положение в группе сверстников, последующее формирование личности и успешный переход к следующему возрастному периоду.
Было сделано предположение о том, что наиболее важным компонентом взаимодействия, оказывающим непосредственное воздействие на формирование у старших дошкольников чувства психологического благополучия, являются принятые в семье стили детско-родительского взаимодействия.
Цель исследования: выявить связь стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.
Гипотеза: существует связь стиля детско-родительского взаимодействия и уровня психологического благополучия старших дошкольников.
Частные гипотезы :
- чем в большей степени в детско-родительском взаимодействии проявляется сотрудничество, принятие, эмоциональная близость, последовательность требований, тем выше уровень психологического благополучия старших дошкольников;
- чем в большей степени в детско-родительском взаимодействии проявляется контроль, строгие правила, эмоциональная дистанция, отвержение, отсутствие сотрудничества, тем ниже уровень психологического благополучия старших дошкольников.
База исследования (испытуемые) : Выборку исследования составили 90 человек: 45 диад «родитель — ребенок».
Выборка детей представлена 25 девочками и 20 мальчиками в возрасте от 5 до 7 лет. Возрастной состав детей распределился следующим образом:
– 19 детей в возрасте 6 лет;
– 17 детей в возрасте 5 лет;
– 9 детей в возрасте 7 лет.
Методики исследования:
Для родителей: «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВВР) И. М. Марковской в варианте для родителей дошкольников и младших школьников».
Для детей: «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана; «Несуществующее животное» М.3. Дукаревич; «Красивый рисунок» Л. А. Венгера, Г. А. Цукерман.
Описание результатов исследования.
Было сделано предположение о том, что условия для формирования чувства психологического благополучия обеспечиваются в семьях, в которых родители придерживаются, например, демократического стиля (Болдуин), авторитетного стиля (Д. Баумринд), принимающе-авторитарного стиля (А. Я. Варга). Данные стили взаимодействия характеризуются принятием ребенка, уважением, эмоциональной близостью, доверием и поддержкой, удовлетворением потребностей, доброжелательностью, предоставлением старшему дошкольнику автономии и права на самостоятельность, требованиями, соответствующими для ребенка старшего дошкольного возраста, их последовательностью, необходимой степенью ненавязчивого контроля, адекватными мерами поощрения и наказания.
Стоит отметить, что родители, которые придерживаются обозначенных стилей взаимодействия, чаще обращают внимание на возрастные потребности и особенности детей старшего дошкольного возраста. Например, родители поощряют проявление самостоятельности старших дошкольников, поддерживают их инициативность и познавательный интерес, ведут доверительные и разъяснительные беседы, придерживаются принципа сотрудничества, не препятствуют игровой деятельности, полностью заменяя учебной, привлекают к выполнению посильных домашних обязанностей и др.
Мы предполагаем, что указанные стили в наибольшей мере способствуют формированию у старшего дошкольника чувства психологического благополучия, которое выражается в проявлении старшим дошкольником познавательной активности, любознательности, уверенности в себе, в стремлении к общению со сверстниками и умении выстраивать межличностные коммуникации, в преимущественно приподнятом или нейтральном эмоциональном состоянии. Психологически благополучный старший дошкольник менее тревожен, агрессивен и более адаптивен, реже проявляет смену настроений.
Согласно нашей точке зрения, психологическое благополучие старших дошкольников определяется уровнем проявления отдельных его критериев.
Теоретический анализ литературы позволил выделить следующие критерии:
– Критерий 1: удовлетворенная потребность в познании мира (развитие ощущений, восприятия, воображения и постоянное расширение эмоционально — чувственного опыта) (И. В. Дубровина), познавательная активность (М. Ю. Стожарова);
– Критерий 2: удовлетворение любви и теплоты чувств со стороны родителей (чувства заботы, доверия, понимания, уважения, признания) (И. В. Дубровина);
– Критерий 3: удовлетворенная потребность владения речью (речь как основа мышления, мыслительной и эмоциональной активности) (И. В. Дубровина); навыки межличностного общения (А. Д. Кошелева);
– Критерий 4: самоотношение (эмоциональное отношение к себе, самооценка, отношение к миру) (Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко, Л. А. Абрамян, Т. А. Репина).
– Критерий 5: настроение (А. Д. Кошелева), положительный эмоциональный фон (Г. Г. Филиппова), устойчиво — положительное эмоциональное состояние (Л. А. Абрамян, Т. А. Репина и др.);
– Критерий 6: самоутверждение и самовыражение (М. Ю. Стожарова).
По методике «Несуществующее животное» М.3. Дукаревич критерии были оценены по определенным признакам. И далее была выявлена степень выраженности критериев благополучия по всей выборке.
Анализ всей выборке детей показал, что Критерий 1 удовлетворенная потребность в познании мира является наиболее выраженным и отмечается у 82 % детей (высокие и средние показатели). Это может свидетельствовать о том, что дети с готовностью изучают окружающий мир, заинтересованы в получении информации, любознательны, имеют хорошо развитое воображение и творческое начало. У 18 % детей данный критерий выражен слабо. Это может свидетельствовать о том, что дети не испытывают явно выраженного интереса в получении информации из окружающего мира, у них возможны трудности с проявлением творческого мышления и воображения в целом.
Критерий 2 удовлетворение любви и теплоты чувств со стороны родителей показал, что большее количество детей — 60 % (высокие и средние показатели) испытывают ощущение любви и теплоты со стороны родителей, открыты социуму, доверяют миру, заинтересованы в своем социальном положении. У 24 % детей менее выражен данный критерий. Это может говорить о том, что у них не удовлетворена потребность в родительской любви, что может негативно отражаться на качестве взаимодействия с окружающей средой.
У 78 % (высокие и средние показатели) детей хорошо выражен Критерий 3 удовлетворенная потребность владения речью. У 18 % данный критерий выражен слабо. Данный критерий выражен у большинства количества детей, что отражает особенности данного возрастного периода, связанного с активным взаимодействием детей со сверстниками в процессе игровой деятельности (Д. Б. Эльконин) и внеситуативно-деловой формой общения с родителями (М. И. Лисина).
Критерий 4 самоотношение выявил, что 71 % (высокие и средние показатели) детей имеет позитивную самооценку, уверенность и положительное оценивание своих действий. Это положительным образом сказывается на межличностном взаимодействии, помогает легче и быстрее пережить неудачи, в общении дети более приветливы, дружелюбны, легче идут на контакт. У 29 % детей самоотношение низкое, что может сказаться на плохой социальной адаптации, а в дальнейшем и на учебной деятельности.
Критерий 5 настроение показал, что у большинства детей — 71 % (высокие и средние показатели) слабо выражены или отсутствуют признаки тревожности, агрессивности, сниженного или напряженного эмоционального фона. Это может говорить о том, что ребенок находится в хорошем или нейтральном эмоциональном состоянии, не испытывает волнений и беспокойства. У 29 % детей выявлены признаки тревожности и агрессивности, сниженного или напряженного эмоционального фона, что может говорить о негативных переживаниях ребенка, беспокойстве, усталости.
По Критерию 6 самоутверждение и самовыражение 62 % (высокие и средние показатели) детей показали, что стремятся проявить свою значимость, утвердить свое «Я», такие дети активны, не бояться действовать и проявлять самостоятельность. У 31 % детей выявлена нерешительность, слабое стремление к признанию и самоутверждению.
Вместе с тем хотим отметить, что такой критерий как преобладающий эмоциональный фон или фон настроения является одним из важнейших составляющих психологического благополучия. Частично мы его определили и показали в методике «Несуществующее животное» М.3. Дукаревич. Однако считаем необходимым дополнительно выявить данный критерий отдельной методикой «Красивый рисунок» Л. А. Венгера, Г. А. Цукерман.
По методике «Красивый рисунок» Л. А. Венгера, Г. А. Цукерман критерий эмоционального фона оценивался по таким признакам, как высокая эмоциональная напряженность, пониженное эмоциональное состояние и благоприятное эмоциональное состояние.
Анализ показал следующие результаты.
Напряженное эмоциональное состояние показал 31 % детей. Это может свидетельствовать о том, что ребенок находится в состоянии стресса, испытывает тревожность, переживает негативные эмоции, находится в повышенном беспокойном состоянии.
У 42 % детей выявлено пониженное эмоциональное состояние. Пониженное эмоциональное состояние указывает на общее пониженное настроение, снижение активности, ослабленность, утомление.
Благоприятную эмоциональную ситуацию показало 29 % детей. Данный критерий может говорить о том, что у ребенка повышенное настроение, хорошее психоэмоциональное состояние.
Проведенный анализ полученных данных и совокупность критериев по двум методикам позволили выявить общий процент распределения детей по трем уровням психологического благополучия (низкий, средний, высокий).
У 24 % детей наблюдается высокий уровень психологического благополучия. Дети данного уровня преимущественно находятся в благоприятном эмоциональном состоянии, имеют нейтральное или приподнятое настроение, агрессия и тревожность не выявлены. Дети с высоким уровнем психологического благополучия имеют выраженность в ощущении теплоты и любви со стороны родителей, высокую познавательную активность, открыты к общению, уверенны в себе, имеют позитивное самоотношение, решительны, активны, имеют притязания на самоутверждение и заинтересованность в своем социальном положении, имеют удовлетворенную потребность в общении.
Средний уровень психологического благополучия показали 44,4 % детей. У детей данного уровня чаще встречается повышенная эмоциональная напряжённость или сниженный эмоциональный фон, выявлена тревожность, агрессия выражена в меньшей степени, присутствует ощущение теплоты и любви со стороны родителей, самоотношение в целом позитивное, с одной стороны дети стремятся к общению, положению в социуме, самоутверждению, однако можно наблюдать неуверенность и нерешительность при взаимодействии с окружающим миром, менее выражена активность и готовность к действиям, реализации задуманного.
Низкий уровень эмоционального благополучия наблюдается у 28,9 % детей. Дети с низким уровнем эмоционального благополучия имеют выраженную высокую эмоциональную напряженность, менее выражено благополучное и пониженное эмоциональное состояние, присутствуют и тревожность, и агрессия. Самоотношение негативное, в меньшей степени выражено ощущение теплоты и любви со стороны родителей, отсутствует уверенность и решительность. Слабо выражено удовлетворение потребности в познании мира, открытость и заинтересованность в социальном положении и притязания на самоутверждение. Выражена неудовлетворенная потребность в общении.
Для выявления стиля детско-родительского взаимодействия в каждой из трех групп с различным уровнем психологического благополучия была произведена качественная и количественная обработка полученных симптомокомплексов по методике ««Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, враждебность в семейной ситуации, чувство неполноценности в семейной ситуации» и выявлены средние значения.
Результат анализа показал, что у группы детей с высоким уровнем психологического благополучия в большей степени выражен симптомокомплекс «благоприятная семейная ситуация», в меньшей степени выражена тревожность, конфликтность в семье, враждебность в семейной ситуации, чувство неполноценности в семейной ситуации не выражены. Можем предположить, что дети данной группы удовлетворены отношениями с родителями, семейные связи сильные, в семье принято доброжелательное общение, доверие, принятие.
У группы детей с со средним уровнем психологического благополучия преимущественно испытывают также благоприятную семейную ситуацию. Однако в данной группе можно отметить наличие таких симптомокомлексов как «тревожность, конфликтность в семье и чувство неполноценности семейной ситуации». Возможно, ослаблен близкий эмоциональный контакт ребенка с родителем, возможно члены семьи между собой испытывают определенные разногласия, которые сказываются на психологическом самочувствии ребенка. Конфликтность может быть и между ребенком и родителями, что вызывает у ребенка волнения и негативные переживания.
У группы детей с низким уровнем психологического благополучия наименее выражена благоприятная семейная ситуация, сильнее выражена тревожность, также выражены показатели конфликтности, чувство неполноценности в семейной ситуации и враждебности. Вероятно, что в семье присутствует нестабильность семейных отношений, семейные связи ослаблены, присутствует разобщенность членов семьи, дети испытывают дефицит внимания, общения и заботы, чаще превалируют негативные переживания, наличие семейных конфликтов может создавать напряженность семейной атмосферы.
Далее была проведена оценка достоверности различий между группами с высоким, низким и средним уровнем психологического благополучия (по критерию U Манна-Уитни) попарно по методике «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана.
Симптомокомплекс |
Сум. ранг 1 |
Сум. ранг 2 |
U |
p-уров. |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Благоприятная семейная ситуация |
209,0 |
91,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
13 |
Тревожность |
66,0 |
234,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
13 |
Конфликтность в семье |
66,0 |
234,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
13 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
66,0 |
234,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
13 |
Враждебность в семейной ситуации |
66,0 |
234,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
13 |
Различия по всем шкалам |
Результат анализа показал, что между группами с низким и высоким уровнями психологического благополучия по всем симптомокомплексам выявлены достоверные различия. В группе с низким уровнем психологического благополучия в отличии от группы с высоким уровнем психологического благополучия семейная ситуация воспринимается как менее благоприятная, т. е. дети в меньшей степени ощущают семейные связи, эмоциональные теплые и близкие отношения между членами семьи, неудовлетворены общением с родителями, в недостаточной мере чувствуют внимание, принятие, заботу.
При этом тревожность, конфликтность в семье, враждебность в семейной ситуации, чувство неполноценности в семейной ситуации выше, чем в группе с высоким уровнем психологического благополучия.
Симптомокомплекс |
Сум. ранг 2 |
Сум. ранг 3 |
U |
p-уров. |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Благоприятная семейная ситуация |
94,0 |
467,0 |
3,00 |
0,000 |
13 |
20 |
Тревожность |
342,5 |
218,5 |
8,50 |
0,000 |
13 |
20 |
Конфликтность в семье |
348,5 |
212,5 |
2,50 |
0,000 |
13 |
20 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
345,0 |
216,0 |
6,00 |
0,000 |
13 |
20 |
Враждебность в семейной ситуации |
348,0 |
213,0 |
3,00 |
0,000 |
13 |
20 |
Различия по всем шкалам |
Между группами с низким и средним уровнями психологического благополучия выявлены достоверные различия по всем симптомокомплексам. У детей со среднем уровнем психологического благополучия в большей степени проявлено чувство благоприятной семейной ситуации. Можно предположить, что дети с данным уровнем психологического благополучия испытывают более близкую эмоциональную связь с родителями, чем дети с низким уровнем психологического благополучия.
Симптомокомплекс |
Сум. ранг 1 |
Сум. ранг 3 |
U |
p-уров. |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Благоприятная семейная ситуация |
286,0 |
210,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
20 |
Тревожность |
70,0 |
426,0 |
4,00 |
0,000 |
11 |
20 |
Конфликтность в семье |
66,0 |
430,0 |
0,00 |
0,000 |
11 |
20 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
88,0 |
408,0 |
22,00 |
0,000 |
11 |
20 |
Враждебность в семейной ситуации |
143,0 |
353,0 |
77,00 |
0,050 |
11 |
20 |
Различия по всем шкалам, кроме Враждебность в сем. ситуации |
||||||
Между группами с высоким и средним уровнями психологического благополучия выявлены достоверные различия по всем симптомокомплексам, кроме «враждебность в семейной ситуации», данный признак выражен слабо в обеих группах. В группе с высоким уровнем психологического благополучия в большей мере дети благоприятно воспринимают ситуацию в семье, менее выражена тревожность, конфликтность в семье и чувство неполноценности семейной ситуации. Вероятно, что дети с высоким уровнем благополучия чувствуют сильные семейные связи, ощущают себя нужными, в безопасности, семейная атмосфера больше позитивна.
Также мы выявили средние значения по опроснику «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВВР) И. М. Марковской в варианте для родителей дошкольников и младших школьников» у групп с высоким, низким и средним уровнем психологического благополучия.
В группе с высоким уровнем психологического благополучия больше выражена шкала 4 — эмоциональная близость, шкала 5 — принятие, шкала 6 — сотрудничество, шкала 8 — последовательность, шкала 10 — удовлетворенность отношениями. Наименее выраженные шкалы 7 — тревожность за ребенка и 9 — воспитательная конфронтация. Это может говорить о том, что родители данной группы в большей мере склонны к принятию ребенка и его личностных качеств, о включенности ребенка в семейное взаимодействие, признание его потребностей и желаний.
В группе со средним уровнем психологического благополучия наиболее выражена шкала 4 — эмоциональная близость, шкала 5 — принятие, шкала 8 — последовательность, шкала 10 — удовлетворенность отношениями. Менее выражена шкала 3 — контроль и шкала 7 — тревожность. В остальном родители данной группы имеют среднюю выраженность показателей взаимодействия с детьми.
В группе с низким уровнем психологического благополучия наиболее выражена шкала 1 — требовательность, шкала 2 — строгость и шкала 9 — воспитательная конфронтация. В меньшей степени — шкала 4 — эмоциональная близость и шкала 6 — сотрудничество. Вероятно, что родители данной группы имеют тенденцию к высокой требовательности, жестких правил, строгости мер по отношению к ребенку.
Далее была проведена оценка достоверности различий между группами с высоким, низким и средним уровнем психологического благополучия (по критерию U Манна-Уитни) попарно по опроснику «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВВР) И. М. Марковской в варианте для родителей дошкольников и младших школьников».
Показатели по методике ВРР |
Сум. ранг 1 |
Сум. ранг 2 |
U |
p-уров. |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
S1 Нетребовательность-требовательность |
97,0 |
203,0 |
31,0 |
0,020 |
11 |
13 |
S2 Мягкость-строгость |
91,5 |
208,5 |
25,5 |
0,008 |
11 |
13 |
S3 Автономность-контроль |
100,5 |
199,5 |
34,5 |
0,034 |
11 |
13 |
S4 Эмоциональная дистанция-близость |
198,0 |
102,0 |
11,0 |
0,001 |
11 |
13 |
S5 Отвержение-принятие |
205,5 |
94,5 |
3,5 |
0,000 |
11 |
13 |
S6 Отсутствие сотрудничества-сотрудничество |
202,5 |
97,5 |
6,5 |
0,000 |
11 |
13 |
S7 Тревожность за ребенка |
76,5 |
223,5 |
10,5 |
0,000 |
11 |
13 |
S8 Непоследовательность-последовательность |
168,0 |
132,0 |
41,0 |
0,082 |
11 |
13 |
S9 Воспитательная конфронтация |
66,5 |
233,5 |
0,5 |
0,000 |
11 |
13 |
S10 Удовлетворенность отношениями |
206,0 |
94,0 |
3,0 |
0,000 |
11 |
13 |
Различия по всем шкалам, кроме показателя S8 |
Между группами с низким и высоким уровнями психологического благополучия выявлены значимые различия по всем шкалам опросника, кроме шкалы 8 — последовательность. Для родителей детей с низким уровнем психологического благополучия больше характерна требовательность, строгость, контроль по отношению к ребенку, более выражены эмоциональная дистанция, отвержение ребенка, отсутствие сотрудничества, воспитательная конфронтация в семье, тревога за ребенка, в меньшей мере наблюдается удовлетворенность детско-родительскими отношениями в отличие от родителей детей группы с высоким уровнем психологического благополучия.
Показатели по методике ВРР |
Сум.ранг 2 |
Сум.ранг 3 |
U |
p-уров. |
Низкий уровень |
Средний уровень |
S1 Нетребовательность-требовательность |
284,0 |
277,0 |
67,0 |
0,021 |
13 |
20 |
S2 Мягкость-строгость |
299,0 |
262,0 |
52,0 |
0,004 |
13 |
20 |
S3 Автономность-контроль |
276,0 |
285,0 |
75,0 |
0,045 |
13 |
20 |
S4 Эмоциональная дистанция-близость |
130,0 |
431,0 |
39,0 |
0,001 |
13 |
20 |
S5 Отвержение-принятие |
176,0 |
385,0 |
85,0 |
0,101 |
13 |
20 |
S6 Отсутствие сотрудничества-сотрудничество |
148,0 |
413,0 |
57,0 |
0,008 |
13 |
20 |
S7 Тревожность за ребенка |
286,0 |
275,0 |
65,0 |
0,017 |
13 |
20 |
S8 Непоследовательность-последовательность |
218,0 |
343,0 |
127,0 |
0,927 |
13 |
20 |
S9 Воспитательная конфронтация |
319,5 |
241,5 |
31,5 |
0,000 |
13 |
20 |
S10 Удовлетворенность отношениями |
133,0 |
428,0 |
42,0 |
0,001 |
13 |
20 |
Различия по всем шкалам, кроме показателей — S5, S8 |
||||||
Между группами с низким и средними уровнями психологического благополучия выявлены значимые различия по всем шкалам опросника, кроме шкалы 5 — принятие и шкалы 8 — последовательность. Для родителей детей со средним уровнем психологического благополучия в меньшей степени характерен контроль, тревожность и конфронтация. Возможно, родители данной группы стремятся к сотрудничеству, эмоциональной близости, к меньшему контролю.
Показатели по методике ВРР |
Сум. ранг 1 |
Сум. ранг 3 |
U |
p-уров. |
Высокий уровень |
Средний уровень |
S1 Нетребовательность-требовательность |
169,0 |
327,0 |
103,0 |
0,788 |
11 |
20 |
S2 Мягкость-строгость |
159,0 |
337,0 |
93,0 |
0,496 |
11 |
20 |
S3 Автономность-контроль |
161,0 |
335,0 |
95,0 |
0,549 |
11 |
20 |
S4 Эмоциональная дистанция-близость |
218,0 |
278,0 |
68,0 |
0,087 |
11 |
20 |
S5 Отвержение-принятие |
261,5 |
234,5 |
24,5 |
0,000 |
11 |
20 |
S6 Отсутствие сотрудничества-сотрудничество |
241,0 |
255,0 |
45,0 |
0,008 |
11 |
20 |
S7 Тревожность за ребенка |
113,5 |
382,5 |
47,5 |
0,010 |
11 |
20 |
S8 Непоследовательность-последовательность |
217,5 |
278,5 |
68,5 |
0,091 |
11 |
20 |
S9 Воспитательная конфронтация |
97,5 |
398,5 |
31,5 |
0,001 |
11 |
20 |
S10 Удовлетворенность отношениями |
240,0 |
256,0 |
46,0 |
0,009 |
11 |
20 |
Различия по шкалам — S5, S6, S7, S9 и S10 |
||||||
Между группами с высоким и средними уровнями психологического благополучия выявлены значимые различия по всем шкалам опросника, кроме шкалы 5 — Отвержение-принятие, шкалы 6 — Отсутствие сотрудничества –сотрудничество, шкалы 7 — Тревожность за ребенка, шкалы 9 — Воспитательная конфронтация, шкалы 10 — Удовлетворенность отношениями.
У родителей группы с высоким уровнем психологического благополучия тревожность, строгость и контроль ниже. Родители данной группы в большей мере склонны к принятию ребенка и его личностных качеств, при этом у них меньше выражена воспитательная конфронтация в семье по сравнение с группой со средним уровнем психологического благополучия.
С помощью статистического метода U-критерия Манна — Уитни мы увидели, что существуют критериальные различия между группами детей с разным уровнем психологического благополучия. У тех детей чьи родители придерживаются более благоприятного стиля взаимодействия, в большей степени присутствуют показатели психологического благополучия.
Стоит отметить, что у детей, чьи родители придерживаются менее благоприятного стиля взаимодействия могут возникнуть негативные последствия в виде появления страхов. Ю. А. Кочетова в исследовании страхов современных дошкольников и их связи с особенностями детско-родительских отношений отмечает, что «для детей с повышенным уровнем страха характерен тип воспитания, отличающийся низким уровнем эмоциональной близости, низким уровнем принятия ребенка родителем, высоким уровнем тревожности родителя за ребенка, высокой степенью конфронтации в семье», а также указывает, что «по отношению к этим детям родители осуществляют эмоционально-дистанционный тип взаимодействия, для которого характерны отвержение ребенка, низкий уровень принятия его индивидуальных и личностных особенностей, а также большей части поведенческих проявлений ребенка» [8, c. 83].
Проведенное исследование отразило и подтвердило положения отечественных и зарубежных психологов о том, что стиль детско-родительского взаимодействия является одним из важнейших факторов, на основе которого формируется чувство психологического благополучия ребенка.
Вместе с тем отметим, что данное исследование не является исчерпывающим. Оно проведено с целью освещения проблематики детско-родительского взаимодействия и психологического благополучия старших дошкольников и предполагает дальнейшее изучение.
Литература:
- Бодалев, А.А., Столин В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психол. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с. — (Образование. Педагогические науки). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10609.
- Венгер, А. Л. Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. — Москва: Пер Сэ = Per Se, 2005. — 175 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах). — Общ. алф. указ.: с.172–174; Список авт.: с.175. — Текст: непосредственный.
- Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: ил. рук. / А. Л. Венгер; А. Л. Венгер. — Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2006. — 159 с. — (Психология для всех).
- Выготский, Л. С. Т. 4. Детская психология / Под ред., [с послесл., с. 386–403, и коммент.] Д. Б. Эльконина: Собрание сочинений: В 6-ти т. — Москва: Педагогика, 1984. — 432 с. — (Собрание сочинений. В 6-ти т.).
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Родителям: книга вопросов и ответов: что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными / Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: АСТ, 2014. — 186 с.: ил.
- Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–09864–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515064 (дата обращения: 18.04.2023).
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. А. Карабанова; О. А. Карабанова. — Москва: Гардарики, 2008. — 319 с. — (Psychologia universalis).
- Кочетова Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 77–87.
- Психологическое обследование семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Г. Лидерс; А. Г. Лидерс. — 2-е изд., стер.. — Москва: Академия, 2007. — (Учебное пособие).
- Лебедева, Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 332 с.: ил., табл.; 24 см.
- Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений: монография / И. М. Марковская; И. М. Марковская; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Фак. психологии. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 91 с.
- Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: Цели, задачи и основ. принципы: Групповые формы работы с родителями. Диагностика отношений родителей с детьми. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — СПб.: Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). — 149 с.: ил., табл.; 21 см. — (Психологический тренинг).
- Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учебное пособие. — М.: Издательство «Жизнь и мысль», 1999. — 168 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=82825.
- Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — Москва: Когито-Центр, 2003 (ППП Тип. Наука). — 228, [1] с.: табл.; 20 см. — (Ступени).