В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование готовности старших дошкольников к школе.
Ключевые слова: социальный институт, семья, школа, педагог, психологическое здоровье, воспитание, родители.
The article reveals and analyzes the basic concepts of the family, its importance in the socialization and formation of the child's personality. The author examines the forms and circumstances of interaction between an educational institution and a family. The purpose of the interaction is to form the readiness of older preschoolers for school.
Keywords: social institution, family, school, teacher, psychological health, upbringing, parents.
Эффективной формой взаимодействия для решении педагогических проблем семьи принято считать психолого-педагогическое сопровождение. На сегодняшний день психолого-педагогическое сопровождение семьи является главным элементом взаимодействия ДОУ и родителей. Обе стороны заинтересованы в социализации и успешном воспитании детей. Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье.
Семья для ребенка является главным социальным институтом. Именно в семье человек формируется как личность, развивается, у него закладываются ценностные ориентиры. Родительская любовь, внимание и забота, оказываются жизненно важными компонентами для ребёнка. Эти факторы обеспечивают эмоциональную стабильность, дают чувство защищённости и психологического равновесия, способствуют росту самооценки ребёнка. Все чаще под действием многочисленных стрессогенных факторов семья полноценно не выполняет свою социализирующую функцию. Не всегда в семье ребенок получает нужную психологическую поддержку. Иногда члены семьи вредят психологическому и физическому и здоровью ребенка.
Человек проводит в семье большую часть жизни. Семья выступает основой, которая проходит через всю жизнь человека, задает контекст, позволяющий понять причину совершаемых им поступков. В семье ребенок получает первые представления о себе, об основных нравственных категориях, хорошего и плохого, правильного и неправильного, об остальных людях, об окружающем мире.
Как подчеркивают Г. Л. Бардиер, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. А. Менчинская, B. C. Мухина, Ю. В. Слюсарев, Л. М. Шипицина в своих работах о том, что с экономические трудности, высокая занятость родителей, а также педагогическая некомпетентность в определенных вопросах воспитания и образования заставляет родителей перекладывать большую часть ответственности за воспитание и обучение детей на ДОУ.
Как подчеркивают исследователи в области педагогики и психологии дошкольников, помощь и поддержка семьи в вопросах предшкольной подготовки может выступать в качестве процесса педагогического сопровождения.
По мнению Э. М. Александровской, «психолого-педагогическое сопровождение представляет собой особый вид помощи ребенку и технологию, которая предназначена для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или их предупреждении в условиях образовательного процесса» [1, с. 2].
В своих работах Казакова Е. И. считает «сопровождение методом, обеспечивающим создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения» [4, с. 2].
Ведущая цель психолого-педагогического сопровождения семьи в ДОУ — донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной в случае совместной работы, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности и сформировать ценностные ориентиры. Как показывает опыт, многие родители старших дошкольников оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе, ее сложными программами и высокими требованиями; слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку. Поступление ребенка в школу считается особым периодом жизни как для самого дошкольника, так и для его родителей. Поэтому родители в этот период должны эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Проведя анализ литературы по проблемам психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовании можно выделить несколько условий, которые влияют на эффективность психолого-педагогического сопровождения семьи на данном этапе:
— повышение педагогической грамотности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к школе;
— диагностика родителей и детей, которая позволяет определить наличие проблем во взаимодействии ДОУ и семьи;
— активная позиция родителей в подготовке к школьному обучению;
— развитие уверенности ребенка в собственных силах. Раскрытие индивидуальных способностей, которые будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.
Педагогам ДОУ при осуществлении психолого-педагогического сопровождения следует использовать активные методы и формы взаимодействия с семьей которые позволяют формировать активную позицию родителей, повышая заинтересованность родителей к содержанию материала. Развитие аналитических умений родителей — один из важнейших моментов организации педагогического просвещения по вопросам возможных затруднений у ребенка в школе. Для родителей будущих первоклассников психолого-педагогическое сопровождение должно обеспечить возможность выбора методов воспитания, наиболее приемлемых для них и учитывающих все индивидуальные потребности и особенности родителей.
От того, насколько ребенок готов к обучению в школе, зависит весь период его школьного детства, а затем и переход в подростковый возраст. Готовность к школе определяется целым рядом характеристик. Их можно разделить на:
— эмоциональную и волевую готовность;
— интеллектуальную готовность.
— личностную готовность;
— социально-психологическую готовность;
Родителям следует заняться вопросом подготовки ребенка к школьному обучению как можно раньше, т. к. времени для адаптации ребенка, осознания им своей новой роли ученика будет больше. Необходимо совместно с ребенком сформировать положительное отношение к учителям, школе, одноклассникам. Важно правильно выстроить мотивацию учения и сформировать необходимый багаж знаний. Для качественной и правильной подготовки требуется не только обучение детей определенным умениям и знаниям, также и развитие у них новой социальной позиции школьника, познавательной мотивации, произвольности поведения. Понятие готовности к школе включает в себя не только отдельные умения и знания, а их определенную структуру. В этой структуре должны присутствовать все основные элементы.
Главными задачами психолого-педагогического сопровождения семей старших дошкольников является:
— Научить родителей правильно выходить из проблемных ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.
— Оптимизация детско-родительских отношений;
— Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка — позиции школьника.
— Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
Власова О. И. считает, что к школьному обучению готов тот ребенок, который выдержит школьные нагрузки без особенного напряжения. Его здоровье при этом не ухудшатся как психическое, так и физическое [3, с. 33]. Консультативная помощь по вопросу «психологической готовности» к обучению в школе, которая оказана родителям своевременно, поможет им снизить уровень тревожности, и освободит их от излишних тревог и заблуждений. Своевременная консультация служит важным фактором профилактики нарушения эмоционального благополучия, психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Самый важный фактор осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей — это положительное взаимодействие педагога с родителями. Эффективная совместная работы родителей и педагогов положительно влияет на все стороны педагогического процесса. Педагогам необходимо оказывать родителям индивидуальную помощь в вопросах подготовки ребенка к школе. Важно учитывать особенности каждого ребенка и родителя. В психолого-педагогическом сопровождении очень многое зависит от уровня ответственности и осознанности родителей, насколько они готовы сотрудничать с педагогами [4, с. 36]. Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период подготовки ребенка к школе гарантирует целостность и обобщенность действий сопровождаемых и сопровождающих. Обеспечивает необходимое взаимопонимание педагогов ДОУ и родителей.
Литература:
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова — М.: Академия, 2012. — 208 с.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2008. — 298 с.
3. Власова, О. И. Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе / О. И. Власова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 33–36. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56804/ (дата обращения: 21.11.2021).
4. Казакова Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. — СПб., 2011. — 144 с.
5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Издво Института, 2003. — 122 с.
6. Сергиенко Т. Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — СПб., 2007. — 98 с.
7. Сысоева Е. Ю. Этические и коммуникативные аспекты культуры педагога. — М.: Изд-во «Самарский университет», 2012. — 107 с.
8. Тараканова, В. В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В. В. Тараканова, К. А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2012. — № 5. — С. 75–77.
9. Ткаченко И. В. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебн. пособие авт. сост. Ткаченко И. В., Евдокимова Е. В. — Саратов Ай Пи Эр Медия, 2017. — 182 с.
10. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галямова Ю. С. [и др.]; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2005. — 141 с.