Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 862 раза

Библиографическое описание:

Власова, О. И. Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе / О. И. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56804/ (дата обращения: 16.12.2024).



ФГОС ДО одной из приоритетных задач ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления из физического и психического здоровья детей». [2,7]

Родители детей, посещающих детский сад, обращаются с самыми различными вопросами, тревогами, сомнениями и проблемами. У родителей, детям которых исполнилось 6 лет особенно остро стоит вопрос о психологической готовности дошкольников к обучению в школе: понравится ли школьная жизнь, справятся ли с образовательной программой, смогут ли высидеть целый урок, запомнят ли домашнее задание, хватит ли сил и желания на его выполнение и тому подобное.

Одним из основных видов помощи родителям — это психопрофилактика и психологическое консультирование. Психопрофилактика — деятельность педагога-психолога, направленная на предупреждение возникновения психических расстройств и заболеваний, устранение психогенных факторов в среде.

Психологическое консультирование — профессиональная помощь родителю в поиске разрешения трудной ситуации. Но чтобы помочь родителям разобраться в этой проблеме и найти пути выхода, педагогу-психологу самому необходимо владеть полной информацией об уровне развития и сформированности компонентов учебной деятельности каждого выпускника подготовительной группы.

Для этого предварительно необходимо провести полное диагностическое обследование, обработать результаты диагностики, сделать соответствующие выводы и разработать рекомендации для родителей, исходя из полученных результатов обследования.

С этой целью педагогом-психологом используется профессиональный психологический инструментарий «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л. А. Ясюковой. В данной методике предложен комплекс диагностических методик, позволяющий определить уровень готовности ребенка к обучению в общеобразовательных и гимназических классах. Четко определены критерии, которые дают возможность спрогнозировать проблемы в будущем обучении. В пособии для каждого типа «проблемных» детей приведены подробные рекомендации, направленные на профилактику возможных или коррекцию уже имеющихся осложнений школьной адаптации. В методической разработке представлен качественный наглядный материал для обследования ребенка, удобные бланки фиксации результатов обследования и протоколов.

Каждого родителя интересуют и волнуют результаты, которые показал их ребенок, и идет на консультацию, чтобы узнать, «на что еще обратить свое внимания в вопросах подготовки к школе, в какой центр развития отдать сына или дочь, чему еще научить, чтоб в учебе ребенок не испытывал трудностей и был успешен».

Индивидуальное консультирование по данному вопросу такого количества родителей будет не рациональным, так как потребуется довольно много времени и сил, и поэтому в дошкольном учреждении целесообразнее провести общее родительское собрание под названием «Что такое «психологическая готовность» к обучению в школе?» с теоретической частью, практическим персональным ознакомлением с результатами обследования и рекомендациями.

На такой встрече родители подробно с использованием по возможности наглядного материала знакомятся со всеми компонентами «психологической готовности»: физическое здоровье, мотивация, эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера и интеллектуальный компонент (восприятие, внимание, память, речь, мышление, общая осведомленность).

Каждому составляющему компоненту «психологической готовности» дается научное определение с пояснением и примерами, чтобы родителям было все понятно и дается рекомендация, как можно развивать (формировать) ту или иную сферу или психический процесс — через какие игры, упражнения, ситуации. Так, говоря, о физическом здоровье ребенка, дается его определение — что это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Исходя из этого, чтобы ребенок был здоровым, рекомендуется соблюдать режим дня дома в выходные и праздничные дни, так как детям нужен четкий ритм, последовательность и повторяемость периодов сна и бодрствования, приемов пищи и самостоятельной деятельности, детям необходимо знать, что будет в следующий момент — это помогает детям самоорганизоваться, планировать свою деятельность по времени и прочее; регулярные прогулки на свежем воздухе; сбалансированное полноценное питание; посещение спортивных секций и прочее.

При обсуждении проблемы формирования учебной мотивации (желание учиться, приобретать новые знания), родителям дается информация, что существуют и другие виды мотивации: внешняя (где ребенка привлекает не сам процесс обучения, а желание быть взрослым, получать хорошие отметки или нравиться школьная атрибутика — форма, портфель, яркие тетради, письменные принадлежности), игровая (дошкольника привлекают в школе переменки, на которых можно поиграть). Для детей шести-семи лет игра остается еще ведущим видом деятельности, поэтому у четвертой части обследуемых и присутствует этот «игровой» мотив. Игровая деятельность является одной из важнейших весь дошкольный период. И именно в этот период у ребенка активно развиваются навыки рисования, способности к музыке, творческая активность, восприятие, внимание, и воля, любознательность и воображение, цельное мировоззрение, морально-этические понятие, самооценка, концентрация внимания, способность сотрудничать с детьми своего возраста. Основным назначением детской игры является служение подготовкой к дальнейшей деятельности ребенка, то есть к обучению в школе.

Родителям предлагается проанализировать, насколько их дети имеют возможность реализовать себя в игровой деятельности, не перегружены ли они посещением различных образовательных и интеллектуальных центров (кружков).

Переходя к следующему компоненту психологической готовности «эмоционально-волевой сфере» даем определение — это «динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности». В дошкольном возрасте для эмоциональной сферы характерна неустойчивость, интенсивность проявления и непосредственность, поэтому важно к старшему возрасту научить ребенка владеть своими эмоциями и поведением, адекватно их проявлять. Воля — это способность личности управлять своей деятельностью, чтобы добиться поставленной цели. Для того чтобы данный компонент психологической готовности был сформирован в совершенстве взрослым необходимо: создавать для ребенка ситуацию успеха; повышать самостоятельность и самоконтроль, наделяя дошкольника посильным домашним поручением; учить планировать свою деятельность и прилагать усилия при возникновении трудностей, доводить начатое дело до конца.

Коммуникативная сфера у детей, посещающих дошкольное учреждение, формируется и развивается по мере нахождения ребенка в детском коллективе. Находясь в группе, дети учатся устанавливать контакты и взаимодействовать, договариваться и согласовывать действия, уступать, принимать правила группы. В старшем возрасте возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми, как носителями новой информации, что немало важно для будущего школьника.

Такой компонент готовности к школе, как «интеллектуальная готовность» вызывает наибольший интерес и беспокойство у родителей. В методическом руководстве Л. А. Ясюковой представлен широкий спектр методик, позволяющий диагностировать уровень развития пяти видов мышления (интуитивное, образное, речевое, логическое, абстрактное), внимательности, речевого развития, зрительно-моторной координации, вербальной и зрительной памяти.

Для лучшего понимания родителям дается подробная информация, о последовательности развития мышления начиная с наглядно-действенного до логического и абстрактного, что в младшем возрасте является ведущим наглядно-действенное мышление, а в старшем — образное и образно-логическое. Развитие мыслительной деятельности тесно связано с процессом восприятия, речевой активностью, вниманием и памятью. Даются рекомендации с помощью, каких упражнений и игр можно развивать мышление, внимание, речь или память. Для них может быть выделено какое-то определенное время или проигрываться в любой подходящий момент.

Если речь идет о развитии вербальной памяти, то родителям предлагается развивать ее у дошкольника, не выделяя для этого отдельного времени, а по дороге домой (в транспорте, во время ожидания в очереди в поликлинике и прочее) выучить четверостишие, данное воспитателем к предстоящему утреннику или новую скороговорку (пословицу, поговорку), заранее выученную мамой. А вечером перед сном повторить еще раз и запомнить текст.

На этой же встрече знакомятся родители с возрастными особенностями и нормами развития детей 6–7 лет, чтобы при ознакомлении с бланком фиксации результатов и протоколом обследования своего ребенка, могли ориентироваться в нем и понимать, какие компоненты «психологической готовности» сформированы полностью, над развитием каких процессов надо еще «поработать» или на что обратить особое внимание. Они знают, что к этому возрасту ребенок должен знать все геометрические фигуры, различать цвета и их оттенки, ориентироваться в величине и в пространстве — относительно себя, других, на листе бумаги и так далее. Уметь запоминать многошаговую инструкцию педагога и выполнять ее поэтапно, планировать свою деятельность и, прилагая усилия при возникновении трудностей, добиваться качественных результатов; взаимодействовать в паре, в подгруппе и целой группе; адекватно относиться к похвале и замечанию, сдерживать свое импульсивное поведение и многое другое. В этот период у детей хорошо развито наглядно-образное мышление и появляются элементы логического мышления.

Все эти знания необходимы для того, чтобы родители не завышали требования к своему ребенку, а опираясь на сильные стороны личности ребенка, развивали то, что нуждается в развитии и коррекции.

В большинстве случаев при подготовке к школе простое общение и детская игра подменяется вредным «натаскиванием» как дома, так и в детских центрах развития. Дошкольникам часто приходиться осваивать некоторую часть программы первого класса, и им в будущем станет в школе просто неинтересно и скучно. Ребенок хочет и готов двигаться вперед, познавать новое, а обстоятельства и школьная программа не позволят.

Считается, что к обучению в школе готов тот ребенок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в каком плане и не ухудшат его здоровье как физическое, так психическое.

Своевременная консультация родителей по вопросу «психологической готовности» к обучению в школе и избавление их от лишних тревог и заблуждений, что «осталось слишком мало времени и надо срочно научиться всему, что пригодится в школе», является важным фактором профилактики нарушения психологического здоровья и эмоционального благополучия дошкольников.

Литература:

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению/ С.-Пб. «Детство-Пресс», 2011.-93с.

2. Безруких М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей / — М.: Дрофа, 2010. –246с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / от 01.01.2013г. — 36с.

4. Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога / — Волгоград: Учитель, 2014. — 225с.

5. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе/ — С.-Пб, «Иматон»,2006. — 204с.

6. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. — 2016. — № 2. — С. 25–29.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, школа, возникновение трудностей, детская игра, дошкольное учреждение, игровая деятельность, коммуникативная сфера, психологическая готовность, психологическое консультирование.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника в начальной школе

Индивидуальный подход к воспитанию детей 5–7 лет в период подготовки к школе

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Задать вопрос