Одной из основных проблем детского развития является проблемавхождения детей в образовательную деятельность. Психологический кризис первого года школьной жизни, — по-видимому, один из не многих кризисов психологического развития детей, когда формальное изменение сложившегося бытия приобретает власть над обстоятельствами жизни, диктующими детям новый ее распорядок — образовательную деятельность. Именно в этот период вчерашний дошкольник, вступая в новые для него отношения с предметностью, с взрослыми и сверстниками, должен понять и принять новые требования, связанные с образовательной деятельностью и с новой социальной ролью школьника.
Ключевые слова: ребенок, эмоциональная напряженность, школа, образовательная деятельность, психологическая готовность, родитель.
На сегодняшний день психологи наблюдают у детей старшего дошкольного возраста страх перед школой. Практически все дети 6–7 лет в той или иной мере испытывают тревогу при поступлении в школу. Эти отрицательные переживания детей могут объясняться и плохим представлением того, что ожидает их в школе, и негативным школьным опытом старших детей. От того, насколько ребенок будет готов к вторжению в его спокойное существование новых людей и правил, станет зависеть быстрота его адаптации к изменившимся условиям и, следовательно, степень душевной комфортности.
Современное начальное обучение требует хорошей дошкольной подготовки. Существуют различные мнения относительно насыщенности и сложности программ начальных классов, однако совершенно ясно, что дети должны идти в школу подготовленными. Другими словами, необходимо, чтобы будущие первоклассники владели элементарными знаниями и умениями. О необходимости подготовки детей к школе в последнее время говорят и пишут много. Однако, несмотря на большое количество публикаций и активный интерес специалистов, педагогов и родителей, до сих пор не существует четкого определения — что же такое «готовность к обучению»? До сих пор нет четких критериев этой готовности, нет четких рекомендаций по подготовке к школе.
На сегодняшний день практически общепризнано, что психологическая готовность детей к обучению в школе — это комплекс новообразований, возникающих в дошкольном возрасте и являющихся предпосылками к последующему усвоению качеств, необходимых для образовательной деятельности.
Готов ли ваш ребенок к обучению в школе, к изменению своего социального статуса?
При определении готовности к школе наиболее важным является раннее выявление тех детей, которые для организации их деятельности на уроке нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагога, помимо функциональной готовности, диагностируются так же такие компоненты психологической готовности как развитие произвольности.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетнер, А. Керн, Я. Йирасек). Они в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л. С. Выготского.
Личностная готовность к школе, зависимость ее от тревожности ребенка.
Подготовка детей к обучению включает формирование у них готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Личностная готовность ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. От личностной готовности детей идти в школу зависти желание ребенка учится, его успехи. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью к школе.
Плохо, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. Родителям и психологу необходимо сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книгам. При формировании такого отношения родителям надо учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлений ребенка об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом его подачи школьнику. [3, с. 661].
Личностная готовность ребенка так же включает в себя :
- Эмоциональное развитие;
- Развитие коммуникативных способностей.
Эмоциональное развитие предполагает умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления, способы этого реагирования, широту диапазона эмоций и глубину переживания, определённый уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, и оказывает значительное влияние на формирование его социальных качеств.
Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка — необходимое условие формирования его положительного отношения к школе.
Коммуникативные способности предполагают наличие таких качеств, которые помогают детям общаться с учителями, родителями и сверстниками, а также интенсивность ориентировки в социальных нормах, адекватное отношение к наличию общественно-значимых норм. [4, с. 32–37].
Общение со сверстниками — является не менее важной стороной психологической готовности детей к школе. Родители должны способствовать и формированию таких качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития. Значимо и то, какое внимание уделяют этой проблеме родители, какова семейная микросреда и т. д.
На сегодняшний день психологи наблюдают у детей старшего дошкольного возраста страх перед школой. Практически все дети седьмого года жизни испытывают тревогу по поводу поступления в школу.
От того, насколько ваш ребенок готов к вторжению в его спокойное существование новых людей и правил, станет зависеть быстрота его адаптации к изменившимся условиям и следовательно, степень душевной комфортности.
Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора. [2, с. 146].
Психологическая готовность выявляет уровень развития эмоциональной сферы, точнее уровень эмоциональной напряженности. Показано, что обусловленные эмоциями факторы оказывают мощное воздействие на психическую работоспособность ребенка.
Чаще всего эмоциональная напряженность сказывается на психомоторике ребенка (82 % детей подвержены этому воздействию), на его волевых усилиях (70 %); она приводит к нарушениям речи (67 %), снижает эффективность запоминания у 37 % детей. [1, с. 236].
Наряду с этим эмоциональная напряженность оказывает сильное влияние на внутренние изменения в самих психических процессах. Наибольшие изменения происходят в памяти, психомоторике, речи, скорости мышления, внимания.
Таким образом , эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной образовательной деятельности детей.
Дети по-разному реагируют на действие обусловленными эмоциями факторов, но нет ни одного ребенка, который бы на них не отреагировал. В условиях эмоциональной напряженности некоторая часть детей практически не изменяет продуктивности своей деятельности, другие же вообще оказываются неспособными к какой-либо деятельности. Подобное состояние сказывается на всей системе его взаимоотношений с одноклассниками. К сожалению, сегодня почти половина детей (48 %) испытывает напряженность во взаимоотношениях с родителями. [1, с. 236].
При этом следует иметь в виду, что характер этих отношений у разных детей может быть разным. Так, для 26 % детей характерен в целом пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями. Обычно такой тип отношений возникает в ответ на формально — педантичный подход родителей к детям, когда их внутренний мир закрыт для взрослых, когда у детей отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними. [1, с. 236–237].
Другой тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность в семье можно назвать активно-оборонительным. Для таких семей характерна атмосфера эмоциональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркально. Они не рассчитывают на поддержку со стороны родителей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные реакции, само поведение характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью.
Третья группа детей, испытывающих напряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реагируют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.
Не раскрывая психологического содержания реакций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками, скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями — 48 %, а со сверстниками — 56 %. [1, с. 237].
Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения между самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состоянии адекватно оценить свои отношения с детьми.
Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с окружающими. Оказалось, что только у 26 % детей эмоциональная напряженность отрицательно влияет на 1–3 параметра психической деятельности. У 45 % детей изменяются 4–5 параметров, у 29 % детей 6–8 параметров. [1, с. 237–238].
Лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий — это нормальное условие жизни ребёнка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка.
Литература:
- Аверин, В. А. Психология детей подростков / В. А. Аверин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Михайлова В. А., 1998. — 379 c.
- Конюхов, Н. И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. — Москва: Б.и., 1996. — 160 c.
- Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 4-е изд. — Москва: Издательство ВЛАДОС, 2000. — 688 c.
- Дубровина, И. В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. / И. В. Дубровина. — 6-е изд. — Москва: Академический проект, 1999. — 96 c.