Психологическая готовность к школьному обучению
Автор: Сорокина Юлия Викторовна
Рубрика: Подготовка к школе
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 19.09.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Сорокина, Ю. В. Психологическая готовность к школьному обучению / Ю. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9415/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей, педагогов, учителей и специалистов других областей. Детский психолог Вагнер Л. А. говорил: «Быть готовым к школе — не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». Действительно, в сегодняшнее время, первокласснику важно при поступлении в школу, уметь читать, писать и считать — это критерии педагогической готовности, но наибольшую значимость имеет психологическая готовность, ведь именно от нее будет зависеть как пройдет адаптация к школе, как будут складываться отношения со сверстниками и учителями, будет ли ребенок способен разрешать возникающие конфликты, легко ли будет школьнику учиться.
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе [5, с.17]. Признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития.
Что же включает в себя психологическая готовность? Давайте разбираться.
Традиционно выделяют следующие компоненты психологической готовности:
1. Интеллектуальные.
2. Социально-личностные.
3. Эмоционально-волевые.
4. Мотивационные.
Остановимся подробнее на каждом.
Интеллектуальная готовность является предпосылкой успешности обучения, отражением функционального созревания структур головного мозга. Она проявляется в способности ребенка активно задействовать мыслительные операции — обобщать, анализировать, сравнивать, классифицировать по существенному признаку, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, в умении воспроизводить образец, концентрировать внимание. В итоге — не знания, а именно способность ребенка к усвоению информации, говорит нам о готовности к школьному обучению.
Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса определенных знаний (о себе, о семье, об окружающем мире, понятие о пространстве и времени, погодных явлениях и т. д.)
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
— дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
— концентрация внимания;
— аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
— логическое запоминание;
— сенсомоторная координация;
— умение воспроизводить образец;
— развитие тонких движений руки [3, с.14].
Таким образом, интеллектуальная готовность — это одна из сторон проявления общей готовности ребенка к обучению в школе, отражающая индивидуальный уровень его развития.
Социально-личностная готовность характеризуется принятием новой социальной роли школьника, поскольку ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Даже, если ребенок имеет хороший уровень знаний и многое умеет, но при этом не стремится занять новое положение в обществе людей, то его психологическая готовность еще не сформирована.
О социальной зрелости свидетельствуют:
— потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
— способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения [3, с.14];
Сюда же относится и сформированность коммуникативных навыков, качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителями. Умение ребенка войти в новый коллектив, где происходит более высокий уровень взаимоотношений, действовать совместно с другими людьми, где-то уступать, договариваться — качества, которые обеспечат безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Эмоционально-волевая готовность характеризуется умением ребенка управлять своими эмоциями и поведением, сформированностью навыков произвольной регуляции внимания, способностью намечать внутренний план действий и выполнять его, проявлять при необходимости волевое усилие для преодоления возникающих препятствий, способность оценивать результат своего действия.
Под эмоциональной готовностью Н. Л. Кряжева понимает способность ребенка к сопереживанию, умение различать и понимать весь спектр эмоций. В школьной жизни при возникновении различных ситуаций ребенок должен волевым усилием регулировать свое поведение и уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Дети с хорошо развитым эмоциональным интеллектом более уверенны в себе и способны решать без агрессии конфликтные ситуации.
Об эмоциональной зрелости говорят:
— уменьшение импульсивных реакций;
— возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание [3, с.14].
Очень важно для успешной адаптации ребенка к школе сформировать у него волевые качества. Ведь дошкольнику сложно выполнять то, что ему не интересно и сознательно управлять своим поведением. Ребенок может в деталях запомнить какое-то событие или факты из жизни, если они привлекли его внимание, но сосредоточится длительное время на том, что не вызывает непосредственного интереса — трудно. А это важное умение при поступлении в школу. Воля регулирует победу долга над стремлением к удовольствию. Весь уклад жизни первоклассника требует проявления волевой активности — подчинения режим, выполнения требований [2, с.38]. Поэтому в структуре эмоционально-волевой готовности к школе важное место отводится произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
— умение ориентироваться на заданную систему требований;
— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [3, с.28].
Произвольность неразрывно связана с мотивацией.
Мотивационная готовность является одним из наиважнейших психологических компонентов готовности к школьному обучению , которая характеризуется осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успеха. В структуре мотивов можно выделить несколько групп:
— познавательный (хочу узнавать много нового и интересного);
— игровой (в школе можно играть с друзьями, обучается хорошо, если уроки построены в форме игры);
— социальный (новый статус школьника, потребность в общении со взрослыми на новом уровне, предполагающем оценку и одобрение с его стороны);
— оценочный (буду получать пятерки и меня похвалят).
Хорошая обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное выполнение задания дошкольником означает, что ребенок успешно прошел предшествующие фазы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе [3, с.108]. Появление мотивации учения можно рассматривать как вершину психического развития ребенка-дошкольника, игра выполнила свою роль в развитии ребенка и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учения [3, с.93].
Все вышеуказанные компоненты психологической готовности к школе возникают естественно, на протяжении всего развития ребенка-дошкольника, подразумевающем, что он много играет сам, со сверстниками, со взрослыми. Это и сюжетно-ролевые, и дидактические, и подвижные, и настольные игры.
«Отношение игры к развитию, — писал Л. С. Выготский, — следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. …По существу, через игровую деятельность и движется ребенок [3, с.122].
На сегодняшний день дошкольники явно не доигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития. Исчезли из жизни многих детей такие развивающие игры, как мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы и т. д. [3, с.126]. Современные родители одержимы манией раннего систематического обучения. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. И наоборот, несистематическое обучение (которое сегодня явно недооценивается), начинающееся с момента рождения малыша и продолжающееся на протяжении всего дошкольного возраста, во многом определяет его психическое развитие. Несистематическое обучение ребенок получает, общаясь с близкими взрослыми, с другими детьми, с природой, с животными, с игрушками, книгами и т. д. Важной составляющей такого обучения является спонтанная активность самого ребенка, наиболее ярким примером которой служит игра [3, с.127].
Подводя итоги, хочется заметить, что психологическая готовность к школе, какую бы ее сторону мы не взяли, является итогом всего предшествующего психического развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и обществе, она формируется в течение всего периода дошкольной жизни, постепенно, планомерно и при руководстве со стороны взрослых.
Психологическая готовность к школьному обучению — это целостная система взаимосвязанных качеств личности дошкольника, которые включают уровень интеллектуального развития, навыки эмоционально-волевой регуляции, коммуникативное развитие, мотивацию, принятие новой социальной роли. В случае, если возникают пробелы в каком-либо из компонентов, то появляется необходимость в психологической помощи ребенку. Для этого существуют различные диагностические методики, определяющие готовность к школьному обучению, тесты школьной зрелости, специальные занятия, направленные на психологическую подготовку к школе.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
- Архипова, И. А. Ребенок идет в школу. Уже? — М.: Лабиринт Пресс, 2009. — 208 c.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. / Н. И. Гуткина. — 4-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 208 c.
- Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А. А. — М.: Педагогика, 1988. — 256 с.