В жизни ребенка есть несколько особенных периодов. Один из них — это поступление в школу.
И многих родителей интересует вопрос, как же ребенок должен быть подготовлен к школе? Некоторые родители считают, что их ребенок должен еще до школы научиться читать, считать, писать, говорить по-английски, и отдают детей в кружки различной направленности.
Давайте разберемся, что же такое «готовность детей к школе». Это не только готовые знания и умения детей — ребенок необязательно должен уметь читать, писать и считать до ста. Но у него должны быть выработаны и сформированы качества, которые ему пригодятся в учебе. Учеба — это труд, преодоление трудностей. И ребенок к этому времени должен научиться понимать, как добывать знания, осознанно тянуться к новому. У него должна быть сформирована эмоционально-волевая готовность, т. е. должно появиться желание идти в школу, желание учиться, умение преодолевать возникающие трудности, справляться с ними.
Иногда у некоторых детей, особенно непосещающих детский сад, возникает страх перед школой. У таких детей появляется неуверенность в своих силах, низкая самооценка, боязнь отвечать взрослому, страх разлуки с родителями. В этом вопросе важную роль играют взрослые, в частности, родители. Они должны помочь преодолеть все страхи, вселить в ребенка уверенность в себя, сформировать авторитет учителя, позитивное отношение к школе. Объяснить, что учитель много знает; то, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех; оценку ставит за то, что ребенок знает и как старается. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов обязательно получится.
Обо всем этом в доступной форме можно донести детям при помощи специальных сказок, для того, чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников и помочь им в адаптации к школе. Например, «Лесная школа» М. А. Панфиловой, с помощью которой, сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Им становится легче оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Дети знакомятся с правилами поведения в классе, в школе. У них формируются позитивные модели поведения в реальной жизни.
Конечно, успехи в учебе ребенка во многом зависят от того, что и как было заложено в сознание ребенка в дошкольном детстве. Давно известно, что дети, непосещающие детский сад, так называемые «неорганизованные», в семье которых не созданы необходимые условия для обучения и развития, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад. И недаром, слово «занятие» в детском саду является «организованной образовательной деятельностью».
Подготовка детей к школе в детском саду — процесс многогранный, комплексный, длительный. Подготовка начинается задолго до поступления ребенка в школу. Ребенок попадает в один из первых коллективов в своей жизни — группу детского сада, где он начинает знакомиться с правилами проживания в обществе; осознает себя, как личность; учится общаться, взаимодействовать с другими членами коллектива (детьми, взрослыми). У него формируется культура поведения в обществе.
Благодаря распорядку в детском саду у детей неосознанно вырабатывается режим дня. Поэтому «детсадовским» детям легче втянуться в процесс обучения в школе. Начиная с ясельного возраста в каждой возрастной группе проводятся игры-занятия, которые имеют разную продолжительность по времени исходя из возраста детей. На систематических занятиях дети получают знания, приобретают умения и навыки соответственно своему возрасту.
Цель дошкольного образования — всестороннее развитие ребенка (физическое, коммуникативное, умственное, эмоционально-психологическое и др.). Необходимо научить детей преодолевать трудности и волнение, воспитывать желание учиться. К поступлению в школу на первое место выходит учебная деятельность. До этого периода дети учатся и получают знания в игре.
Кроме конкретных знаний дети должны, прежде всего, научиться быть внимательными, сосредоточенными на занятии, любознательными, умеющими самостоятельно и творчески мыслить, слушать и главное — слышать. К примеру, если детям предложить такое задание: «Рассмотрите картинку. Найдите на ней животных и раскрасьте живущих в лесу». Ребенок, который не привык вслушиваться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает раскрашивать всю картинку. А вдумчивый, умеющий внимательно слушать, ребенок сделает, как просил педагог: рассмотрит картинку, найдет животных, выберет живущих в лесу и раскрасит их. Дети, которые не научились думать, мыслить, «слышать» информацию, не усваивают ее на занятии, быстро все забывают. Поэтому очень важно, когда ребенок сам принимает участие в процессе обучения, занимается мыслительной, исследовательской деятельностью, делает свои маленькие «открытия».
Важно не давать ребенку готовых ответов. В этом очень помогают проблемные ситуации. В таких ситуациях деятельность ребенка приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий. Например, вчера дети вылепили снеговика, а сегодня снег не лепится. Почему? Вчера прошел дождь, были огромные лужи, а сегодня их нет. Куда же они делись? Ребенок должен не бояться высказывать свои предположения, фантазировать. И пусть в основном это будут ошибочные предположения. Самое главное — ребенок должен самостоятельно искать и находить ответы на вопросы. Необходимо научить ребенка не бояться ошибиться.
Почему дети любят загадки? В загадках есть вопрос, на который нужно найти ответ. Это очень хороший способ заставить ребенка думать. Когда дети научились отгадывать загадки, приходит время, и они сами начинают сочинять свои загадки и задавать их окружающим.
Положительное влияние на умение ребенка «слушать» и «слышать» оказывает чтение художественной литературы. Очень важен подбор литературных произведений. При помощи чтения сказок, рассказов, стихотворений необходимо затрагивать душевное, эмоциональное состояние ребенка. Именно книга учит детей добру, любви к природе, к животным; понимать и оценивать поступки героев, чувству сострадания и жалости. Не секрет, что современные дети не любят читать книги. Поэтому при подготовке детей к школе у нас есть уникальная возможность дать понять детям, что из книг мы можем почерпнуть и узнать много нового, интересного, полезного, ценного.
Очень важно воспитывать и развивать у детей самостоятельность. Не надо опекать ребенка там, где он может обойтись без опеки. Необходимо предоставить возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Это касается и в самообслуживании ребенка, и в трудовой деятельности, в умении обращаться со своими вещами, принадлежностями. В дальнейшем, это скажется и на мыслительных способностях, и на проявлении творческих умений и навыков. Выявлено, что дети, которые не приучены трудиться, например, выполнять обязанности дежурного по столовой, применять свои трудовые навыки и умения на прогулке и т. д., также не хотят трудиться и умственно непосредственно на занятиях.
Также очень важна психоэмоциональная атмосфера, окружающая ребенка, в развитии его творческих способностей. Важная особенность творчества детей — в насыщении яркими положительными эмоциями. Ведь когда ребенок вовлечен в происходящее, наполнен эмоциями, переживаниями, ему становится интересно и любопытно. Включается внимание детей, их мыслительная деятельность. Дети получают радость от высказанного ими правильного ответа на поставленный вопрос, на решение какой-либо проблемы; получают удовольствие от создания своих работ в изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации, конструировании). Яркие положительные эмоции становятся необходимыми для детей в том или ином виде творчества.
Кроме этого, у детей необходимо воспитывать старательность, ответственность, настойчивость в достижении результата. Очень хорошо, когда ребенок методом проб и ошибок сам достигает результата, добивается поставленной цели.
Чтобы хорошо и успешно учиться, необходимо развивать память, которую нужно тренировать. В этом очень помогает разучивание стихотворений, игры-задания в запоминании порядка предметов, картинок.
При грамотном поведении педагога ребенок становится уверенным в своих силах, возможностях. У него появляется инициативность, развитое воображение, любознательность. Формируется интерес к познавательной деятельности, что тем самым способствует развитию у ребенка активности..
Исходя из личного опыта автора, можно утверждать, что дети, у которых сформирован познавательный интерес, любят учиться, с нетерпением ждут чего-то нового, интересного. Каждое утро спрашивают, чем они сегодня будут заниматься, что будут рисовать или лепить. Дети не боятся преодолевать трудности и проявлять себя.
Подготовка детей к школе — не количество накопленных знаний, а готовность детей к мыслительной деятельности, к получению новых знаний, умение анализировать, рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные логические выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Чем лучше будут сформированы у ребенка эти качества, тем успешнее сложится его учеба в школе.
Литература:
- Панфилова М. А. «Лесная школа: коррекционные сказки». — М.: ТЦ Сфера, 2002г.
- Давыдова В. И., Трофимова О. М. «Подготовка детей к обучению в школе». — Челябинск, 2007г.
- Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе». — Спб: Питер, 2004г.