Психологическая готовность ребенка к обучению в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воронова, Л. А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Л. А. Воронова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1404/ (дата обращения: 24.11.2024).

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что собой представляет современная школа.

Современная школа - продукт длительного исторического развития.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.

И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом.

Развитие навыков учебной деятельности.

Чтобы успешно учиться, ребенку нужны опреде­ленные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специ­фические навыки и умения, необходимые на опре­деленных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В пол­ной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для пред­стоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять кон­троль за собственными действиями и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к пись­му.

Учебная деятельность — это деятельность, на­правленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятель­ность самоизменения. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превраща­ется в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный элемент учебной де­ятельности. Не любая задача, взятая из учебника, явля­ется учебной, а только та, которая содержит в себе учеб­ную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности ха­рактерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольни­ка главным является еще то, что должно быть достиг­нуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельнос­ти младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достиг­нута, т.е. способ действия.

Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов ре­шения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время реше­ния учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходи­мости введения единицы измерения. Особый класс учеб­ных действий составляют действия самоконтроля и само­оценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.

Формирование действий самоконтроля 

Самоконтроль — это способность контролиро­вать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

  1. при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

  2. в ходе непосредственного выполне­ния определенных действий;

  3. после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).

Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И толь­ко при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное фор­мирование общей способности у учению.

Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими воз­можностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они спо­собны простоять в неподвижной позе «часового» доволь­но длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бу­маги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.

Подготовка руки к письму 

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сто­рону письма.

Содержательная сторона — это умение представ­лять звуковой состав слова, которое пишется.

Двигательная сторона письма — это умение со­хранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движе­ния. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно вста­нет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ре­бенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно развивать «ручную уме­лость»? Этому способствуют такие виды изобрази­тельной деятельности, как рисование, лепка, ап­пликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других ма­териалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все-таки яв­ляется рисование.

Учеными установлено, что рисование требует согласо­ванного участия многих психических функций. Оно способ­ствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образ­ное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логичес­кое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психичес­кими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не про­сто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядо­чить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксиро­вать модель вес более усложняющегося представления о мире.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «сосе­дей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В дальнейшем, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тес­ной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способст­вуют активизации мышления, речи, а с ними и всех ин­теллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кис­точкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зритель­ный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо вла­деющие техникой рисунка, легче выучиваются пи­сать.

Дети рисуют инструментами, близкими по фор­ме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал ка­рандаш, кисть (между большим и средним пальца­ми, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инстру­мент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требова­ния и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел произ­водить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени реко­мендуется уделять таким узорам, которые характе­ризуются плавностью линий и рисовать которые, нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккурат­ность) раскрашивание картинок (в книжках-рас­красках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупны­ми изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть крупнее.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине ог­ромными возможностями развития и способностями по­знавать. В нем заложен инстинкт познания и исследова­ния мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.


Литература:

  1. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М.: Просвещение, 1998

  2. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994

  3. Житникова Л. «Учите детей запоминать» М.: Просвещение, 1985

  4. Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.

  5. Истомина З.М., «Развитие памяти» М.: Просвещение, 1978

  6. Лук А.Н., «Мышление и творчество» М.: Политиздат, 1976

  7. Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.: Просвещение, 1985

  8. Никитин Б.П. «Развивающие игры» М.: Педагогика, 1981

  9. Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек» Харьков: Фолио, 1996

  10. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись, играя» Харьков: Фолио, 1997

  11. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997

  12. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, дошкольный возраст, умение, действие, действие самоконтроля, навык, письмо, ручная умелость, головной мозг.