Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 3328 раз

Библиографическое описание:

Селюкова, Е. А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе / Е. А. Селюкова, М. А. Мерзликина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 591-594. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38436/ (дата обращения: 23.11.2024).



Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

По мнению многих исследователей (Л. Н. Винокур, Е. В. Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие проблемы в развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включаться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников.

Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие отечественные исследователи, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Б. Давыдов, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако, недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т. к. учение — деятельность, предъявляющая особые требования к личности. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить сове поведение.

Формирование психолого-педагогической готовности к обучению представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности — совместной деятельности, которая осуществляется в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик». Так как в современных образовательных технологиях активно используются групповые формы обучения, то важным качеством готовности к школьному обучению становится социальная зрелость [1].

Когда говорится о готовности к школьному обучению, имеют ввиду не только физическую подготовленность, но и уровень интеллектуального, психического и социального развития ребенка дошкольного возраста, который необходим для успешного усвоения школьной программы.

Год от года в школах повышают требования к уровню интеллектуального развития детей, в связи с чем многие родители делают акцент на развитие мышления ребенка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки студии. При этом в современном обществе существует тенденция растить малыша дома, в лучшем случае определяя его в детский сад в последний год перед школой. Соответственно перед поступлением в школу наблюдается следующая картина — мышление развито на высоком уровне, ребенок умеет писать и читать, но его эмоциональная социальная сферы развиты недостаточно. Ребенок не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину. Кроме того, он «не наигрался» и учебная мотивация оказывается не сформированной так же, как и способность к фантазии и моделированию. В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки, умение свои действия согласовать с другими людьми и представления о вежливости. То есть современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, «не дотягивают» до них в личностном и социальном развитии. В связи с этим логично возникает вопрос о гармонизации развития дошкольника.

В современной отечественной психологии отмечается до сих пор нерешенность проблемы подготовки ребенка к обучению в школе, которая заключается в решении сроков начала школьного обучения, определения критериев готовности ребенка к обучению в школе. Но современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, если у него разовьется потребность выяснить непонятное, узнавать новое, то у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении 1, 5.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается также необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа подготовки попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.

«Зона ближайшего развития» определяется результатом, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задач (Л. С. Выготский, Н. П. Гуткина) 2, 4.

Формирование психолого-педагогической готовности к обучению представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности — совместной деятельности, которая осуществляется в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик». Так как в современных образовательных технологиях активно используются групповые формы обучения, то важным качеством готовности к школьному обучению становится социальная зрелость.

Вместе с тем ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала и др. Поэтому очень важно уже в дошкольные годы развить у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.

В дошкольном возрасте влияние общения на ориентировочно-исследовательскую деятельность ребенка опосредует воздействием общения на становление личности ребенка и его самопознание. Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности — своей и партнеров, и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности.

Коммуникативный опыт — один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои потребности и связанные с ними возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей в поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач. Таким образом, необходимым условием успешного обучения являются социальные способности ребенка 3.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связано с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между проблемами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. На основе наглядно-действенной формы мышления начинается складываться наглядно-образная форма мышления. С 5,5–6 лет дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности. Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Речь ребенка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. По мнению Л. С. Выготского, интеллектуальное и речевое развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязаны 3. Речь должна быть последовательной, развернутой, грамматически правильной и содержать логические отношения, а также критическое отношение к своим высказываниям.

При исследовании интеллекта с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для школьного обучения. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость. Также к таким характеристикам относятся сформированность вербально-логического и наглядно-образного мышления. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием. Элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления, основными логическими операциями и смысловым запоминанием.

Одним из главных познавательных процессов от развития, которого зависит успешность обучения, является внимание. Недостатки в сфере внимания определяют 75 % школьных трудностей. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер, у многих детей наблюдается низкая концентрация и распределение внимания, высокая рассеянность. У детей с гиперактивностью одной из сопутствующих особенностей является дефицит внимания. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является задача развития процессов внимания.

Мелкая моторика или графомоторные навыки, является существенным критерием для определения готовности ребенка к школе. Ее сформированность позволяет ребенку должным образом овладеть письмом.

Графомоторные навыки, в свою очередь зависит от сформированности зрительно-моторной координации, дыхательных функций, навыка самоконтроля и саморегуляции.

Воображение — еще одно необходимое качество будущего школьника — это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, воображение является составной частью воли, как способности формировать цель будущего действия.

Ученые все чаще сходятся в одном мнении о том, что для успешного обучения ребенка в школе необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированность мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем, и многое другое.

Литература:

1. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд, испр. и доп. − М.: Академический Проект: Культура, 2011.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. − М.: Смысл, 2004.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. − М.: Академический Проект, 2012.

5. Свиридов Б. Г. Ваш ребенок готовится к школе. — Ростов н/Дону: Феникс, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, высокий уровень, психологическая система, психолого-педагогическая готовность, совместная деятельность, социальная зрелость.


Похожие статьи

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг в учреждении дополнительного образования

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Развитие одаренности в учреждениях дополнительного образования детей

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Готовность современных родителей к озвучиванию запросов к дошкольной образовательной организации и защите интересов ребенка

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении

Личностная мотивация студентов к занятиям физической культурой

Похожие статьи

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг в учреждении дополнительного образования

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Развитие одаренности в учреждениях дополнительного образования детей

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Готовность современных родителей к озвучиванию запросов к дошкольной образовательной организации и защите интересов ребенка

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении

Личностная мотивация студентов к занятиям физической культурой

Задать вопрос