Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 1259 раз

Библиографическое описание:

Ажермачева, З. Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 389-390. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71692/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена развитию зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребенка к школе, так как поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, появляются новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Стоит заложить в ребенка то, что переход из детского сада в школу это значимая ступень в его жизни и является обязательной и неизбежной частью его новой жизни.

Многолетним изучением этой проблемы занимались такие авторы как: Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. они определяли готовность ребенка к школе по его психологическим, физическим, личностным и умственным развитием, а так же немаловажный фактор — состояние здоровья. Важное значение имеет комплекс факторов. Следовательно, будем считать, что уровень психического и функционального развития ребенка, есть подготовленность к систематическому обучению в школе, при условии того, что данное обучение не нарушает здоровье ребенка и не станет для него чрезмерным. [1].

Рассматривая детей, не подготовленных к систематическому обучению, мы видим, что период адаптации проходит гораздо длиннее, для них чаще появляются различные трудности в обучении, преобладает количество неуспевающих. И. И. Заманская уточняла, что «неготовые» дети — это «контингент риска»: риск испытать трудности, столкнуться с неуспеваемостью, а также усугубить отклонения в состоянии здоровья, риск чрезмерных нагрузок и переутомляемости [5].

Изучая весь комплекс факторов готовности, мы выделили и обозначили фактор сформированности общих и специальных умений у ребенка, которые обеспечивают ему успешное, своевременное и безболезненное овладение собственно учебной деятельностью и ее видами.

Рассмотрим один из видов — графические умения, которые обеспечивают готовность к письму.

Сложной формой деятельности является процесс письма, в котором принимают участие различные межсистемные связи: зрительная, речеслуховая и речедвигательная.

Первый этап обучения детей письму чаще всего приводит к трудностям: у ребенка быстро устает рука, теряется строка, возможно «зеркальное письмо», неправильное написание букв. Также страдает ориентация в пространстве, то есть не различие понятия «лево, право, лист, страница, строка» [5].

Степень развития зрительно-моторной координации у детей при поступлении в школу в значительной мере определяет успешность овладения ими графикой письма [7].

У детей должны быть сформированы умения рассматривать картину, предметы, выделяя отдельные детали. У ребенка должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Рассматривая движения руки и глаза необходимо обращать внимание на их координацию между собой, то есть на зрительно-моторную, которая являет одной их главных условия готовности к школе.

На начальных этапах формирования графического навыка письма все движения руки полностью контролируются зрением. Глаз ребенка внимательно следит за движением руки. По мере формирования навыка зрительный контроль постепенно уменьшается. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития интегративной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть с определенным уровнем развития зрительно — моторной координации.

Графические упражнения на развитие мелкой моторики оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей. В процессе упражнений улучшается память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также зрительно-моторная координация.

Эффективным дидактическим приемом развития зрительно-моторной координации является использование «работы с трафаретами». Данное задание способствует развитие графических навыков, формируется система «глаза-руки». Так же способствуют уточнению в процессе обводки силуэта, учит детей рисовать различные линии, при этом дети начинают осознавать и понимать образование различных линий [2].

«Лабиринт» — это не только интересная игра, но и очень полезная, которая помогает развивать внимание детей, логическое и пространственное мышление, а также развивает графические навыки. Комплекс этих способностей поможет ребенку в обучении в школе.

«Графический диктант» — рисование по клеточкам под диктовку педагога. Данный способ развивает у ребенка пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и координацию движений.

«Массажные мячики», данные упражнения улучшают кровообращение, подходят для проработки ладоней, на которых находятся точки, отвечающие за состояние всего организма. Они выступают тренажером для развития мелкой моторики. Можно проводить самомассаж пальцев и рук при помощи карандашей, шишек, орехов и многим другим, ведь он стимулирует их активные точки.

Таким образом, предложенные нами дидактические приемы полезны и эффективны для развития зрительно-моторной координации, так же помогут добиться положительных результатов в формировании навыков письма, ведь это является главным и важным условием для успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе.- Тула: Арктоус, 1996.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
  3. Витковская A. M. Развиваем зрительное восприятие. Для детей дошкольного возраста. Альбом упражнений. СПб.: ТОО «Лабрис», 1994.
  4. Гаврина С. Е. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и рисовать красиво. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Заманская И. И. Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению //Дефектология, 1998, № 7.
  6. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. — М.: Новая школа, 1998.
  7. Утехина У. Развитие графических навыков письма у дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5.
  8. Федосова Н. Готовим ребенка к письму /Дошкольное воспитание. — 1996. –№ 4.
  9. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. — СПб.: Детство — Пресс, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительно-моторная координация, ребенок, движение руки, школа, готовность ребенка, мелкая моторика, развитие, систематическое обучение, состояние здоровья, уровень развития.


Похожие статьи

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Похожие статьи

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Задать вопрос