Особенности развития графомоторных навыков у дошкольников с ДЦП | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Якушева, А. Н. Особенности развития графомоторных навыков у дошкольников с ДЦП / А. Н. Якушева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6330/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор пытается собрать и структурировать знания и опыт, полученные в процессе работы над развитием графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП.

Ключевые слова : графомоторика, дошкольники, ДЦП.

С необходимостью непосредственного развития графомоторных навыков, т. е. подготовки руки к письму, мы сталкиваемся за год до перехода детей на начальный этап школьного обучения. Однако успешному освоению этого умения предшествует ряд более простых моторных действий, которые протекают сообразно онтогенезу.

Особое внимание мы уделяем дыхательным упражнениям, акцентируя внимание ребенка на данном процессе. Хорошо начинать и завершать этим каждое ваше занятие, чтобы у детей выработался определенный план занятия.

Если разбить работу по формированию графомоторных навыков на несколько этапов, то первым из них будет обучение ребенка адекватной позе во время письма. Здесь, помимо отработки общего положения, удобного при письме, в ход идут пособия для развития произвольности зрительного восприятия, где мы предлагаем детям следить за движением ручки в воздухе или зрительно прослеживать путь, нарисованный на доске.

Вторым этапом выступает методика ручной умелости, авторства Ирэнуш Филипяк. Она обращается к развитию моторики рук в онтогенезе.

Почему это актуально? Потому что, когда ребенок с ДЦП посещает детский сад, ему, как и другим детям в группе, нужно принимать участие в различных режимных моментах, в том числе и в процессе приема пищи. Упражнения, предложенные в данной методике, проводятся сидя за столом.

Предлагается несколько последовательных серий упражнений:

Обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутымиладонями. В результате этих упражнений ребенок овладевает способностью удержания предмета в ладонях. Например, он может пить из чашки с двумя ушками.

— Далее идет обучение выпрямлению рук и манипуляция выпрямленными руками. В результате ребенок может научиться снимать с себя одежду.

После этого мы переходим к обучению дифференцированной работы правой и левой руки , которая проводится в следующей последовательности:

  1. Ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую — выпрямлять.
  2. Ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой — выпрямленной.
  3. Эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания.
  4. Проводится обучение захвату палки двумя руками и манипуляциям с ней.
  5. Проводится обучение захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками.
  6. Упражнения с тонкими палками способствуют развитию движений пальцев.

И как раз на этом этапе нам помогают те инструменты, о которых я говорила ранее, такие как массажные шарики, «ёжики» и так далее.

  1. Даются упражнения на соединение ладоней.
  2. Упражнения на разворачивание предплечья и плеча.
  3. Упражнения, формирующие пальцевый захват. [7]

Также хотелось бы упомянуть про особенности развития графомоторных навыков у дошкольников с гиперкинезами. Гиперкинезы — это насильственные непроизвольные движения, которые зачастую препятствуют гармоничному развитию моторики.

На следующем этапе важно обучить ребенка с нарушениями двигательных функций навыкам оптико-пространственной ориентировки. Этот этап вызывает трудности даже у нормотипичных детей, поэтому мы уделяем заданиям особое внимание. Ребенку нужно помочь сформировать пространственную ориентировку на листе бумаги:

1) начало письма с левого верхнего угла листа;

2) движение руки слева направо и последующее выполнение упражнений на письмо сверху вниз;

3) рисование дорожек, ленточек.

Можно использовать имитацию письма в воздухе, как с контролем, так и без контроля зрения, добиваться автоматических движений слева направо с помощью упражнений на рисование дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.

Заключительным этапом развития графомоторных навыков является работа с разнообразными печатными пособиями. Самыми востребованными являются «Волшебные обводилки» Галины Михайловны Зегебарт и тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков Ольги Давыдовой. При подборе материалов для занятий учитывайте размер изображений и доступность их восприятия.

Отдельно я бы хотела затронуть необходимость использования во время занятий особых приспособлений.

Весь педагогический процесс на дошкольном этапе эффективнее всего строить таким образом, чтобы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах. Помочь в этом может набор приспособлений, который вы можете найти в свободном доступе в аптеках или магазинах.

Вы можете использовать их во время режимных моментов, в качестве альтернативы физкультурных минуток и даже во время прогулок в теплое время года.

Первое, о чем я бы хотела рассказать подробнее — это массажные шарики. Они неизменно вызывают положительный отклик у детей и являются достаточно универсальным инструментом для работы над моторикой. Их изготовляют из пластика, дерева и резины и выбор материала зависит только от индивидуальных предпочтений.

Для детей со сниженным тонусом рук или гиперкинезами подходит детский эспандер.

Сжатие его в руке под счет помогает не только укрепить мышцы, но и снизить частоту их непроизвольных сокращений.

Самой обширной в моем арсенале является группа массажеров-ежиков. Они чаще всего имеют продолговатую цилиндрическую форму и за счет этого их удобно катать по столу. Такой вид тактильного воздействия особенно актуален для детей со спастичными, то есть сильно сжатыми в кулачок руками. Мы можем научить ребенка прокатывать массажер по столу, будто делаем колбаску из пластилина и тем самым отработаем необходимое для занятий лепкой движение.

На более поздних этапах работы над моторикой детей с НОДА, мы можем ввести инструменты для тренировки противопоставления и отведения большого пальца. Эта работа нужна нам для того, чтобы ребенок смог самостоятельно держать ножницы и резать бумагу для аппликации.

Если вы работаете с детьми в подготовительной к школе группы, на первый план выходит подготовка руки к письму. Особое внимание мы уделяем умению правильно держать ручку или карандаш. В формировании этого навыка нам помогут силиконовые насадки на карандаши. Они бывают разных форм, но суть у них одна — сформировать правильный захват ручки. Цена у таких насадок достаточно бюджетная, особенно если покупать оптом сразу на группу.

Разумеется, приспособлений для развития моторики множество, среди них вы можете подобрать те, с которыми будет комфортно и интересно заниматься не только ребенку, но и вам.

Литература:

  1. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 4. — C. 15–17.
  2. Буренина Е. Е. Учителю инклюзивной школы: организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Методическое пособие. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО,2017
  3. Воронская Т. Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое руководство к прописям. — М.: Книголюб, 2006. — 40 с.. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации и практические советы. -М: ИНТ.,2011
  4. Кузнецова Г. В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. — 2004. — № 1(3). — С.59–66.
  5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Н. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей — М.: «Медицина», 1972.
  6. Электронный ресурс: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-vospriiatiia-mladshikh-shkol-nikov.html
  7. Электронный ресурс: https://studepedia.org/index.php?vol=3&post=16217

Ключевые слова

дошкольники, ДЦП, графомоторика

Похожие статьи

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ

В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Похожие статьи

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией)

В данной статье представлены результаты исследования сформированности графомоторных навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, описаны приемы работы по формированию графо-моторных навыков и эффективность ...

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ

В статье авторы делятся опытом работы по развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Использование каплеграфии в комплексной коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР

В статье авторы делятся своей находкой по использованию каплеграфии в коррекционно-развивающей деятельности, как одного из методов развития высших психических функций у детей с ЗПР.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития

В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).

Задать вопрос