Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Лазарева, А. И. Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня / А. И. Лазарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81110/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Ключевые слова: диалогическая речь, речевые нарушения, игровой процесс, дети дошкольного возраста.

В трудах многих авторов часты случаи поднятия темы значимости трудностей в формировании диалогической речи у дошкольников с ОНР. Все исследования данного вопроса приводили нас к пониманию, что у данных детей наблюдается: значительно меньший уровень мотивационно-потребностной сферы, низкое понимания языка и проблемы в формировании структуры речи.

Выявляя основные закономерности при нарушении коммуникаций и общие проблемы речи, в первую очередь, мы констатируем низкий уровень нуждаемости в общении, что с одногодками ребенка, что со взрослыми людьми. Ранее перечисленные проблемы приводят к затруднениям для ребенка в процессе налаживания контактов с внешним миром. Дети с проблемами развития речи имеют скудные познания о процессе выстраивания взаимоотношений, чем и объясняется пониженная потребность в общении.

Лучшим методом для развития диалогической речи у детей с ОНР выступает игровой процесс, поскольку усвоение знаний и внедрение в самостоятельную речь ребенка даёт более положительные результаты именно в тех случаях, когда коррекция моделируется за счет игрового процесса. Находясь в условиях игры, ребенок быстрее входит в контакт с окружающими. Это исходит от того, что игровая среда имеет такую структуру, которая способствует и вынуждает ребенка начинать общение. Перво-наперво педагог знакомит детей с необходимым материалом, закладывает в них перечень определенных действий, которые не выполнить в одиночку, что и сказывается благоприятно на активизации процесса общения. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, игра является не только средством развития диалогической речи, но также способствует формированию личности ребенка в целом [1].

В настоящее время есть много действенных способов, которые положительно сказываются на формирование навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста. Существуют такие различные игры, как настольные игры, сюжетно-ролевые инсценировки, сочинение собственных сказок и историй и др. При подборе игр необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности восприятия каждого ребенка. Мы считаем, что игровая форма по развитию у детей диалогической стороны речи будет положительно влиять на мотивацию ребенка к живому общению и успешную социализацию.

В. В. Якушева и М. В. Запрудина провели экспериментальное исследование, которое показало корреляционную зависимость между степенью владения лексическими средствами языка и уровнем развития игровой деятельности дошкольников с ОНР. Дети с низкими показателями развития лексической системы имели низкие показатели игровой деятельности. Это говорит о том, что игра имеет большое влияние на развитие речи у детей с ОНР [3]. Для более детального изучения данной проблематики было проведено эмпирическое исследование по сформированности диалогической речи у дошкольников с ОНР 2–3 уровня.

Наше эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 97 «Комбинированного вида» г. Владимир. В эксперименте участвовали 14 детей старшего дошкольного возраста. У всех выявлена ОНР 2 и 3 уровня. В экспериментальную группу вошли 7 детей (4 детей с ОНР 3 и 3 ребенка с ОНР 2). Контрольную группу составили 7 человек (4 детей с ОНР 3 и 3 ребенка с ОНР 2).

С целью выявления исходного уровня развития диалогической речи испытуемых в период с 09.10.2020 г. по 30.09. 2020 г. в МБДОУ Детский сад 97 «Комбинированного вида» была проведена специальная диагностика по методике А. В. Чулковой. [2].

Целью данного эксперимента было выявление уровня сформированности навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня.

Обобщенные результаты эксперимента были оформлены в протоколах на каждого ребенка и представлены на рисунке 1.

Уровень развития диалогической речи дошкольников с ОНР 2 и 3

Рис.1. Уровень развития диалогической речи дошкольников с ОНР 2 и 3

Таким образом мы видим, что у большей части дошкольников с ОНР 2 и 3 уровня констатирован низкий уровень развития диалогической речи.

В связи с этим можно говорить о существующей потребности в реализации комплекса коррекционно-развивающих мероприятий, призванных устранить имеющиеся у детей затруднения.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / / Вопросы психологии. — 1966. — № 06.
  2. Томогашева О. В. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Инновационная наука. — 2015. — № 12–2.
  3. Якушева В. В., Запрудина М. В. Корреляция между показателями развития навыков игровой деятельности и сформированности словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР / / Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 04.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, ребенок, дошкольный возраст, игровой процесс, уровень развития, Детский сад, игра.


Похожие статьи

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Развитие речи в разных видах детской деятельности

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рек...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Похожие статьи

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье проводится обзор нарушений формирования коммуникативной стороны речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются основные проявления нарушения коммуникации речи у детей с РАС. Раскрываются принципы педагогической ...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития де...

Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.

Развитие речи в разных видах детской деятельности

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рек...

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения: психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

В статье автор на основе анализа научной и методической литературы затрагивает специфику протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта.

Задать вопрос