Данный реферативный обзор содержит информацию о статьях, в которых рассматривается проблема нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи и вопросы развития связной речи данной категории детей.
Связная речь, носящая характер последовательного систематического развернутого изложения, является одним из показателей всестороннего полноценного развития детей. Чем более она развита у ребёнка, тем шире его возможности в общении и познании окружающего мира.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для ее развития, и в норме к старшему дошкольному возрасту, связная речь достигает довольно высокого уровня, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе и межличностной коммуникации.
К сожалению, в нашей стране наблюдается рост числа детей со сложными нарушениями речевого развития. В современной логопедии остаётся много методических и практических вопросов в решении данной проблемы.
В обзоре рассматриваются статьи, раскрывающие в той или иной степени эти вопросы.
Ключевые слова: развитие, речь, исследование, монолог, диалог, онтогенез, общее недоразвитие речи, ОНР, нарушение
Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [3]
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Существует категория детей, у которых наблюдается нарушение формирования связной речи.
В статье представлен анализ проблемы исследования нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), предложена структура методики констатирующего эксперимента, направленного на изучение монологической речи у детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте — важное условие успешного обучения ребенка в школе. Формирование связной речи усложняется, если имеет место ОНР.
Автор подчеркивает, даже при IV уровне ОНР отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания. Проблема изучения ОНР отражена в работах многих авторов.
Анализ теоретических источников по проблеме, позволил сделать вывод, что препятствием к успешному формированию связной речи у детей с ОНР, является нарушение всех компонентов речевой системы. Следует заметить, что связная речь формируется поэтапно, в течение длительного времени.
Связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф. А. Сохин). Связная речь — это овладение родным языком, освоение его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. Связная речь — это связность мыслей.
Т. С. Мыльникова указывает на классификацию Р.Е Левиной, в которой выделены три уровня ОНР, в зависимости от уровня существуют определенные речевые особенности.
По мнению автора, логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию речевых нарушений, но и на развитие психологической базы речи, формирование самоконтроля общей произвольной деятельности, речевой деятельности.
В своем исследовании связной речи, Мыльникова Т. С., применила методику В. П. Глухова, а также пособия О. В. Елецкой, А. А. Таракановой и др. Подбор комплекса заданий методики обоснован проблемой развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Чунарева О. А. Использование дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста [5]
В статье дается характеристика дидактической игры, ее разновидности, структура и характеристика стадий развития этой игры; выделены особенности применения дидактической игры в развитии речи детей на разных возрастных группах.
Дидактическая игра — форма проведения образовательного процесса в дошкольном учреждении (А. К. Бондаренко). Дидактическая игра — метод всестороннего воспитания личности в самостоятельной деятельности дошкольника, учитывающий особенности детей на всех возрастных этапах.
Группы игр (А. И. Сорокина): игры путешествия, игры поручения, игры предложения, игры загадки, игры беседы.
Группы игр (А. К. Бондаренко): словесные игры, настольно-печатные и игры с предметами и игрушками. Главное средство игр — «слово».
Игры способствуют активизации у детей эмоционально-мыслительных процессов. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов: восприятие, внимание, память и речь.
По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра является очень сложной в организации образовательного процесса. В ней наблюдается два абсолютно равные начала: учебное (или мы можем назвать когнитивное (познавательное)) и игровое. Благодаря этому воспитатель является и педагогом, и участником игры одновременно.
Структурные элементы дидактической игры, были выделены А. И. Сорокиной: это дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила игры. Дидактическая задача ставится педагогом и определяет его обучающую деятельность. Игровая задача — активизирует деятельность ребенка в процессе игры. Игровые действия — основа дидактической игры, проявляется в качестве практических и умственных действий, которые отражены в процессах восприятия, наблюдения, сравнения, мышления, памяти и речи. Правила игры — нравственные требования к взаимодействию между детьми или между детьми и воспитателем в процессе их общения. Правила игры дисциплинируют, обучают и организуют детей в процессе игры. Особенностью дидактической игры является ее результат, который определяется содержанием дидактической и игровой задачи, игровыми действиями и правилами игры.
Дидактическая игра, как средство работы с детьми дошкольного возраста, имеет три стадии (А. К. Бондаренко).
Специфические характеристики игр в работе с детьми: это формы познавательной деятельности детей, которые имеют организованную, формализованную структуру, дидактические правила, дидактическую и обучающую задачу; используются как звено между учебной и игровой деятельностью детей.
Автор отмечает, что дидактические игры по развитию речи детей педагоги детских садов используют во всех возрастных группах. Воспитатель, должен уметь эмоционально, выразительно и динамично объяснять дидактические правила игры. Воспитатель в ходе дидактической игры для младшего дошкольника становится партнером в ходе игры, для среднего возраста — постепенно отходит на задний план, передавая ведущую роль детям, не отлучаясь от игры, а в старшем и подготовительном к школе возрасте является наблюдателем, советчиком в процессе игры.
О. А. Чунарева пришла к выводу о том, что дидактическая игра представляет в себе сложную систему методов, форм и средств, всестороннего обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Именно эта игра способствует усилению чувственного познания окружающего мира, закреплению и уточнению знаний о свойствах предметов и приобретению новых способов умственного познания и действий, способствуют всестороннему развитию ребенка, во всех областях образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Быкова В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [1]
В представленной статье рассматривается вопрос об особенностях нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого был сделан анализ диагностических методик разных авторов, выявлены противоречия в их структуре и разработана собственная система диагностических заданий. Работа включает в себя описание организации, проведения и результатов практического исследования состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В психолого-педагогической литературе хорошо представлены теоретические подходы к коррекции нарушений связного высказывания. Состояние связной речи — это важный показатель готовности ребенка к усвоению школьной программы. Нарушение речи влечет за собой нарушение ВПФ и всех компонентов языковой системы, что определяет произносительную сторону речи в качестве объекта психолого-педагогического и психолингвистического исследования.
Автор отмечает, по мнению В. К. Воробьевой, Л. С. Выготского, Р. Е. Левиной и др. коррекция нарушений связного высказывания это главная цель логопедической работы, которая требует ранней диагностики нарушения и разработку новых, эффективных подходов коррекции.
Л. С. Выготский выделил три функции связи с внешним миром: коммуникативную, регулирующую, познавательную. Коммуникативная функция развивается раньше всех. Становление и развитие речи зависит от возрастных особенностей ребенка.
Т. Б. Филичева описала IV уровень ОНР, для которого характерны трудности при планировании связного высказывания, отсутствие его логичности и последовательности.
На основе анализа научной и специальной литературы, В. П. Быкова, выделила ряд причин нарушений связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: пропуск главных событий эпизодов, «застревание» на менее важных; трудности в выборе языковых средств и последовательном изложении высказывания; использование в речи простых предложений.
Речь — психический процесс. Речь — средство общения и познания окружающего мира.
По мнению автора, овладение всей системой языка необходимое условие для решения задач интеллектуального, социального и духовного воспитания детей.
В основе исследования развития речи через использование словесных игр лежат исследования ученых о закономерностях речевого развития дошкольников (Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и др.). Их анализ позволил автору сделать вывод о том, что речь ребенка как психический процесс развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия и отражения речи взрослых.
Автор статьи, рассматривая, процесс развития речи дошкольников через словесные игры пришел к выводу, что этот процесс требует создания специальных условий.
Для проведения исследования В. П. Быкова разработала программу диагностических заданий. По результатам исследования ею, была подготовлена программа развития связной речи «Словесные игры для дошкольников». В её содержание входят игры на умение выделять существующие признаки предметов и явлений; умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; на развитие зрительного и слухового внимания, мышления; подвижные словесные игры.
Таким образом, автор разработала и апробирована программу речевого развития дошкольников посредством словесных игр, в которой образовательная деятельность речевого логического плана построена по принципу: от эмоций — к мысли. Предложенная программа доказала свою эффективность.
Москвина В. Д. Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи [2]
В статье отражен подход автора к проблеме становления коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автором предпринята попытка использовать игру в целях коррекции нарушения речи и, одновременного развития коммуникативных навыков посредством игры, как ведущего вида деятельности в данном возрасте. Описываются подходы к игре как средству коррекции.
Игра — насыщенная переживаниями деятельность, где интериоризируются правила и нормы поведения, формируется отношение, способы взаимодействия со сверстниками, обеспечивается возможность личностного развития (Д. Б. Эльконин).
Важно проводить психокоррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ в форме игры. Игра — способ самовыражения и способ становления коммуникативных навыков.
По мнению автора, особое значение для психологической коррекции нарушений развития имеют исследования А.Адлера. Им было отражено своеобразие ребенка с физическим дефектом и судьба процесса компенсации и сверхкомпенсации связанная с ним.
В. Д. Москвина отмечает успешность использования в коррекционной работе игротерапии, арт-терапии. Основная задача коррекции в игровой терапии создание и восстановление значимых отношений между ребенком и взрослым, с целью оптимизации процесса личностного роста и развития.
Игра носит терапевтический характер, способствует саморазвитию ребенка и самораскрытию его личности. Общение — это условие реализации активности личности. Поэтому, считает автор, особенно важно организовывать процесс развития и коррекции детей с ОНР в форме игры.
Тюряпина Н. Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников [4]
Статья посвящена вопросу развития речи детей дошкольного возраста через использование речевых игр. Обосновывается идея о том, что исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения. Особое внимание уделено систематизации игр по речевому развитию и подготовке детей к обучению грамоте, для успешного дальнейшего формирования навыков чтения и письма.
Нас окружает множество звуков, но только слова служат средством передачи информации, побуждению к действию. Своевременное и полноценное овладение речью главное условие становления у детей полноценной психики.
Цель занятий по развитию речи в детском саду — овладение ребенком основами родного языка. Задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Автор подчеркивает важность работы по обучению детей грамоте. Что предполагает систематическое ознакомление детей с элементами языка и приобщение их к языковой действительности, формирование четких представлений об особенностях звуков речи, о звуковом и слоговом составе слова.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности руки, глазомера, чувство ритма и пр. Основа обучения детей грамоте — работа со звуками человеческой речи.
Игра для ребенка дошкольного возраста — основной вид деятельности. По мнению Н. Ф. Тюряпиной, речевые игры выполняют важные задачи: психологически готовят детей к речевому общению, обеспечивают многократное повторение речевого материала, тренируют детей в выборе нужного речевого материала, побуждают к общению детей друг с другом, способствуют развитию всей системы языка.
Благодаря разнообразию речевых игр и упражнений у дошкольника формируется: четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развитие монологической и диалогической речи, умение общения с окружающими.
Автор использует на занятиях игровые приемы и дидактические игры, чтобы заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание. Это обеспечивает успех совместных занятий, делает их увлекательными, достигается максимальный развивающий эффект.
Систематическое использование речевых игр в коррекционной работе дает возможность более успешно выполнять основные задачи коррекционно-образовательной программы.
Речевые игры следует использовать на всех этапах работы с детьми: в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития — лексическую, грамматическую, связную, на разных этапах занятия и видах работы: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной.
Автор указывает, что при отборе речевого материала желательно опираться на следующие принципы: принцип научности, результативности и гарантированности.
Таким образом, в результате использование речевых логопедических игр и упражнений, в разнообразных видах деятельности детей и в коррекционной работе, идёт процесс оптимизации обучения, формируется потребность в овладении речью, закрепляется правильное произношение и развивается связная речь.
Научные тезисы:
Речь — средство общения и познания окружающего мира.
Связная речь является сложной формой речевой деятельности.
Связная речь — это овладение родным языком, освоение его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте — важное условие успешного обучения ребенка в школе.
Коммуникативная функция развивается раньше всех. Становление и развитие речи зависит от возрастных особенностей ребенка.
Речь ребенка как психический процесс развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия и отражения речи взрослых.
Овладение всей системой языка необходимое условие для решения задач интеллектуального, социального и духовного воспитания детей.
Нарушение речи влечет за собой нарушение ВПФ и всех компонентов языковой системы, что определяет произносительную сторону речи в качестве объекта психолого-педагогического и психолингвистического исследования.
Особенности нарушений связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: пропуск главных событий эпизодов, «застревание» на менее важных; трудности в выборе языковых средств и последовательном изложении высказывания; использование в речи простых предложений.
Психокоррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ следует проводить в форме игры.
Дидактическая игра представляет сложную систему методов, форм и средств, всестороннего обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Игра — способ самовыражения и способ становления коммуникативных навыков.
Игра — насыщенная переживаниями деятельность, где интериоризируются правила и нормы поведения, формируется отношение, способы взаимодействия со сверстниками, обеспечивается возможность личностного развития (Д. Б. Эльконин).
Речевые игры следует использовать на всех этапах работы с детьми: в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития — лексическую, грамматическую, связную, на разных этапах занятия и видах работы: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной.
Посредством использования речевых игр формируется: четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развитие монологической и диалогической речи, умение общения с окружающими.
Логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию речевых нарушений, но и на развитие психологической базы речи, формирование самоконтроля общей произвольной деятельности, речевой деятельности.
Систематическое использование речевых игр в коррекционной работе дает возможность более успешно выполнять основные задачи коррекционно-образовательной программы.
Литература:
- Быкова В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № S11. — С. 7–11. — URL: http://e-koncept.ru/2017/470130.htm.
- Москвина В. Д. Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 8. — С. 129–131. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56133.htm
- Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 13. — С. 41–45. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56169.htm.
- Тюряпина Н. Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников // Инновационная наука. — 2019. С. 179–183. URL: https://cyberleninka.ru/
- Чунарева О. А. Использование дидактической игры для развития речи детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 1751–1755. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86377.htm.
- https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rechevyh-igr-dlya-razvitiya-rechi-doshkolnikov???history=7&pfid=1&sample=77&ref=0