В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.
Ключевые слова: речевое развитие, коррекция речевых нарушений, биоакустическая коррекция, Томатис-терапия, глобальное чтение, дошкольный возраст.
Речевое развитие ребенка является важным условием для нормального формирования психических процессов, таких как память, мышление, воображение, а также эмоциональной сферы личности. Важно отметить, что на сегодняшний день задержка речевого развития по данным ВОЗ встречается у 7,5 % детей. Это тем самым, делает вопрос коррекции актуальным.
Признаки дизонтогенетического развития проявляются рано, когда ребенок только начинает ползать, а точнее, может ползать с запозданием или атипично. Далее может обнаруживаться нарушение речевого развития в форме отсутствия или задержки речи, когда гуление при нормотипичном развитии начинается у детей с трех месяцев.
Особое значение для компенсации нейропсихологических нарушений, в том числе и речевых, имеет опора на сенситивные периоды развития. Сенситивным периодом развития речи является ранний детский возраст, а для дошкольного возраста характерно активное усвоение ребенком разговорного языка, развитие грамматической, лексической и других сторон речи [1]. Поэтому, пропустив своевременную диагностику и лечение расстройства речи у ребенка, сложно подобрать эффективные методики психокоррекции в последующем, поскольку традиционные психолого-педагогические приемы оказываются не результативными.
Целью теоретического обзора является освещение современного этапа возможностей коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Нейропсихологической основой безречия детей младшего дошкольного возраста выступает особое состояние внутризональных мозговых связей. Как отмечено Визель Т. Г., при повреждении комиссуральных проводящих путей, связывающих полушария мозга, ребенком не осуществляется самая начальная речевая операция — не осваиваются элементарные речевые единицы — звуки речи [2]. Это объясняется тем, что в онтогенезе развитие фонематического слуха или смыслоразличение звуков речи обеспечивается функцией левого полушария. Но оно не сможет стать звеном фонематической стороны речи без сформированности и автоматизации тонального звукоразличения, которое происходит в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающим миром [1, 3]. Тем самым, дефицит или несформированность этого звена в онтогенезе фонематического слуха могут привести к задержкам речевого развития.
Нормальное речевое развитие ребенка начинается с 3 месяцев, когда происходит формирование речевого аппарата к произношению звуков с одновременным развитием понимания речи. К году словарь ребенка имеет объем 10–12 и более слов, а к двум годам насчитывает 250–300 слов со сформированной простой фразовой речью. Начиная с простой, формируются фразы, которые к трем годам усложняются, и активный словарь этого возраста содержит 800–1000 слов. Кроме существительных и глаголов, ребенок употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения, умеет использовать сложные предложения с союзами «потому что», «или», «чтобы». В периоде от 3 до 5 лет дети используют предложения с пониманием смысла и их значения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500–3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребёнка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения [4].
Вызывает интерес комбинированный подход в коррекции речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, предложенный Алимпиевой О. М. Методика коррекции речевых нарушений у детей с алалией в сочетании с расстройством аутистического спектра объединяет АВА терапию и обучение навыкам глобального чтения Домана-Манниченко [5].
В процессе работы происходит чередование занятий указанных выше подходов. В них выделяются этапы, направленные на: 1. понимание простейших инструкций и их выполнение; 2 этап — закрепление умений, усложнение и чередование известных ребенку заданий; 3 этап — обобщения, который наступает в случае, если ребенок освоил выполнение первых важных инструкций «дай, покажи, иди сюда, смотри». Навыки глобального чтения улучшают различие и воспроизведение речевых звуков, позволяют овладеть чтением на уровне понимания известных им слов, предлогов, отвлеченных понятий. Далее в блоке работы с ребенком происходит развитие пространственного восприятия через расширение глагольного словаря и отработке произнесения слогов. На завершающем этапе происходит работа над составлением и произношением простейших фраз от первого лица. Тем самым, как подчеркивает автор, происходит переход от алалии к общему недоразвитию речи, что в дальнейшем позволяет использовать стандартные общепринятые методики коррекции речевых нарушений.
Все чаще при коррекции речевых нарушений используются аппаратные методы, которые дополняют медикаментозное лечение и показывают комплексную эффективность. Одним из них является биоакустическая коррекция (БАК), в основе которой лежит концепция непроизвольной саморегуляции. Она обеспечивается диэнцефальными и мезэнцефальными образованиями, которые относят к регуляторным системам мозга [6]. В методе БАК реализован способ акустической ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи, которая достигается использованием оригинального преобразования текущей биоэлектрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона и предъявления этого звука пациенту в реальном времени. Благодаря тому, что звуки предъявляются согласовано с текущей биоэлектрической активностью, это активирует регуляторные структуры мозга [7, 8]. Использование принципа непроизвольной саморегуляции делает возможным его применение без возрастных ограничений, а также при нарушениях эмоционально-волевой и когнитивной сферы психической деятельности [9].
Результаты применения БАК у детей с задержкой речевого развития приведены в работе Ю. А. Колчевой [10]. У всех детей был выставлен диагноз специфическое расстройство экспрессивной речи (F 80.1), соответствующее общему недоразвитию речи 1–2 уровней. В основной и контрольной группах проводилось двукратное тестирование при первом обследовании и через полтора месяца с оценкой общего состояния речевой функции, выраженности психоэмоциональных нарушений по 10-балльным системам: восприятие речи (импрессивная речь), речевое внимание, разговорная речь, психоэмоциональная лабильность, агрессивность, плаксивость, время засыпания. Дети, принимавшие участие в исследовании, получали сеансы биоакустической коррекции головного мозга (10–15 сеансов, через день) длительностью по 20 минут при закрытых глазах. По результатам применения БАК установлено положительное влияние на речевую деятельность у детей дошкольного возраста. Улучшения наблюдались на 45 день с начала проведения процедур БАК в психоэмоциональном состоянии ребенка. Такой эффект может быть обусловлен за счет взаимодействия афферентной импульсации, возникающей одновременно с определенными фазами эндогенной нейронной активности, приводящей к пластичной трансформации корково-подкорковых взаимодействий.
В исследованиях Константинова К. В. происходит оптимизация метода биоакустической коррекции посредством специфической активации структур головного мозга, ответственных за организацию речи [11]. Была модифицирована процедура проведения сеансов БАК, направленных на активацию речевых функций, которая заключалась в прослушивании ребенком вербальных стимулов, согласованных с собственной ЭЭГ левого лобного отведения (Fp1) в реальном времени. Продолжительность процедуры составляла 20 мин. Сеансы проводились через день. Каждый ребенок проходил 10–15 сеансов.
Основная группа включала 19 детей с диагнозом задержка психического развития и задержка речевого развития, из них 18 мальчиков и 1 девочка в возрасте от 4 до 7 лет. Все дети основной группы прошли курс модифицированной БАК, с медикаментозным лечением и логопедической коррекцией. Контрольную группу составили 20 детей (15 мальчиков и 5 девочек) со схожим диагнозом, получавших такое же лечение за исключением процедур модифицированной БАК.
В речевой сфере детей до сеансов БАК наблюдались только наличие отдельных слов и фраз, небольшой словарный запас, при этом речь не выступала средством общения. После процедур увеличился активный словарный запас, появились слова, выступающие средством общения. В контрольной группе у детей таких изменений не наблюдалось за аналогичный период времени (30–40 дней). Важно отметить, что у детей с задержкой психического развития положительные изменения в речевой и психической сфере наблюдаются после 6 месячного курса медикаментозного лечения совместно с логопедической коррекцией и сеансами БАК.
Получил широкое распространение метод «Томатис», который среди специалистов считается вспомогательной слуховой терапией. Его рекомендуют применять при нарушениях речи, внимания, эмоциональной сферы, моторной сферы, а также при трудностях школьного обучения [12]. В основе метода «Томатис» положена структурированная система аудиовокальных тренировок, где в процессе сеанса ребенок прослушивает различные наборы звуков через наушники. Чередование высокочастотного и низкочастотного звучания музыки производит тренировку мышц уха путем их расслабления и напряжения. Сеансы слуховой терапии воздействуют на способность мозга лучше воспринимать и перерабатывать слуховую информацию [13]. Но важно отметить, что метод «Томатис» считается педагогической системой, которая не относится к медицинскому лечению, как относится к нему метод БАК.
В наше время разрабатываются специальные компьютерные программы как методы коррекции нарушений речевого развития, принимающие за основу представления о деятельности мозговых структур, которые формируют речевые навыки у детей. Одна из таких программ «Fast For Word» отрабатывает фонематический слух, восприятие, анализ и синтез [14]. С помощью этой программы происходит тренировка звукоразличения, которое вовлекает в работу правое полушарие мозга. В программе реализуется искусственное замедление скорости подаваемых через наушники звуков (гласных или согласных), что способствует активации и тренировке височных отделов коры головного мозга у ребенка. Это создает основу к улучшенному восприятию и дифференцировке звуков человеческой речи, и по мере тренировок программа постепенно увеличивает скорость звуков, приближая их к темпу обычной речи [15].
Таким образом, в наше время остается актуальной проблема коррекции задержки речевого развития у детей дошкольного возраста. Для успешной компенсации расстройств речи у детей, необходимо своевременно провести логопедическую, нейропсихологическую диагностику и комплексно подобрать медикаментозное лечение, а также психологическое, логопедическое сопровождение ребенка с такими нарушениями.
Кроме подбора лекарственной терапии, есть возможность оказания помощи детям немедикаментозными методами коррекции нарушений развития: АВА-терапия, глобальное чтение Домана-Манниченко, биоакустическая коррекция, метод «Томатис», специальные компьютерные программы для коррекции речевого развития и другие.
Литература:
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения// А. Л. Сиротюк, М. — 2003. — 288 с.
- Визель Т. Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития// Вестник угроведения.- № 3 (22), — 2015. — с. 95–105.
3. Пособие по диагностике речевых нарушений// Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М., 2003. — 240.
- Артемова Е. Э., Басова А. А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 3–4(22). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3039 (дата обращения: 06.12.2019).
- Алимпиева О. М. Методика коррекционной работы с детьми-алаликами младшего дошкольного возраста // Сб. мат. ежегодной междунар. научно-практич. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016 — с. 231–233.
- Константинов К. В. Немедикаментозное восстановление процессов саморегуляции в условиях биоакустической коррекции// URL https://sinkor.ru/nemedikamentoznoe-vosstanovlenie-processov-samoregulyacii.html (дата обращения: 10.12.2019).
- Константинов К. В. Особенности восприятия акустического образа собственной биоэлектрической активности головного мозга // К. В. Константинов, М. К. Леонова [и др.]. — Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2014. — с. 710–721.
- Саморегуляция психофизиологического состояния раненых и больных на основе методики биоакустической коррекции: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. М. Щеголькова — М., 2011. — 33 с.
- Мирошников Д. Б., Соколов А. Н. Влияние биоакустической коррекции в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза// URL http://sinhros.ru/stati/vliyanie-bioakusticheskoj-korrekcii-v-sochetanii-s-korrekcionno-razvivayuschimi-zanyatiyami-na-emocionalnuyu-sferu-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-cerebralno-organicheskogo-geneza (дата обращения: 10.06.2019).
- Колчева Ю.А Применение метода «биоакустическая коррекция» при лечении задержки речевого развития у детей// Ю. А. Колчева, К. В. Константинов, Е. В. Беникова. — Университетская клиника. — Т.12, № 2. — 2016.
- Оптимизация речевых функций у детей с задержкой психического и речевого развития на основе биоакустической коррекции// К. В. Константинов, Д. Б. Мирошников, В. М. Шайтор. — Материалы IV Международного Балтийского конгресса по детской неврологии, 2013 г., Санкт-Петербург.
- Никитина А. А. Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом посредством «Томатис»// А. А. Никитина, Г. Ю. Колесникова. — Мат-лы секционных заседаний 56-й научно-практич. конф. ТОГУ, г. Хабаровск, 2016. — с. 273–276.
- Галянт И. Г. Метод Томатиса как средство инклюзивного образования// И. Г. Галянт. — Сб. ст. IX Междунар. научно-практич. конф. «Наука и образование: сохраняем прошлое, создаем будущее»: в 3 ч., — 2017. — с. 11–13.
- Ларина О. В. Инновационные методики коррекции речевых нарушений// О. В. Ларина. — Череповецкие научные чтения- 2015: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. — 2016, — с. 137–139.
- Ефимов И. О. proРечь. Современная нейрофизиология речи и слуха. — М., 2009. — 144 с.