Проблема нарушения речи у детей является актуальной темой современной педагогики и психологии. По данным Минздрава РФ, проблемы с формированием речи есть у 30 % детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15 % школьников [6]. И. Б. Карелина отмечает, что за последние 20 лет из 23963 обследованных детей в возрасте от 1,5 до 7 лет нормальное речевое развитие имели лишь 31 % детей (и не нуждались в помощи логопеда). У остальных дошкольников были выявлены различные речевые нарушения, в том числе достаточно сложные (алалия, дизартрия) [4].
Развитие речи у детей — сложный многоступенчатый процесс, зависящий от ряда факторов, таких как наследственность, социальные условия и образовательно-воспитательная среда. Нарушения речи негативно влияют на процесс социализации, познавательную деятельность и эмоциональное состояние ребёнка. Логоритмическая методика, по мнению таких авторов, как Старецкая (Хопкова) К. С., Аксанова Т. Ю., Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М., Волкова Г. А., Самойленко М. А. и других, на данный момент представляется эффективным средством в преодолении и коррекции речевых нарушений. Одним из современных подходов к устранению речевых расстройств являются специальные упражнения, основанные на синтезе музыки, танца и логопедических приёмов. Логопедическая ритмика, представляя собой уникальный метод комплексной коррекции, включает в себя музыкально-игровые компоненты, положительно воздействующие на эмоционально-психологическое состояние и общую динамику речевого развития [1, с. 4].
Использование музыки и движений позволяет активизировать внимание, память, моторику и восприятие звукового материала детьми с речевыми нарушениями.
Логопедическая ритмика представляет собой методику комплексного воздействия, включающую музыку, речь и движения. Она направлена на гармонизацию взаимодействия психофизического развития ребёнка посредством координации дыхания, голоса, артикуляции и двигательной сферы.
Ключевые элементы логоритмики включают:
— ритмизацию дыхательного процесса;
— улучшение артикуляционной точности;
— формирование правильного произношения звуков;
— стимулирование выразительности речи;
— повышение общей двигательной активности.
Музыкальное воспитание оказывает значительное влияние на сенсорное и когнитивное развитие детей. Оно способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти и творческих способностей, а игровая форма организации занятий давно зарекомендовала себя как эффективный способ мотивации и вовлечения детей в учебный процесс. Также музыкальные занятия способствуют формированию позитивного отношения к процессу освоения речи и позволяют преодолевать барьеры, вызванные страхом перед публичным выступлением.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивностью формирования фонематического слуха, активного словаря, грамматического строя речи и связной монологической речи. Поэтому именно этот период является наиболее благоприятным для введения логоритмических элементов в структуру музыкальных занятий.
Захарова Л. Н. и Костичева И. Г. для реализации логоритмического подхода рекомендуют использовать разнообразные методы и приемы, направленные на всестороннее воздействие на ВПФ, процессы речи и моторики [3]. К таким методам относятся:
— Артикуляционная гимнастика под музыкальный аккомпанемент. Во время выполнения артикуляционных упражнений ребёнок осваивает тонкую координацию мышц губ, щёк, языка и нижней челюсти, необходимую для четкого произношения согласных и гласных звуков. Регулярные игровые тренировки помогают формировать правильную постановку органов артикуляции и снижают вероятность появления дефектных произносительных привычек. А выполнение упражнений под любимые музыкальные произведения не только стимулирует правильное развитие артикуляционного аппарата, но и формирует чувство ритма и помогает увеличить объем музыкального «багажа» ребенка.
— Дыхательные упражнения с различными атрибутами (перышки, ленточки). С помощью этих упражнений формируется правильное фонационное дыхание, необходимое не только для красивого пения, но и для чистой и четкой речи. Под влиянием специально подобранных игровых заданий, сопровождаемых музыкой, дети учатся правильно дышать, обеспечивая оптимальную подачу воздуха при произнесении звуков. Это создаёт основу для улучшения звукообразования и устраняет дефекты голосообразования.
— Подвижные игры с использованием стихотворных текстов и песен. Музыкальные игры создают атмосферу радости и удовольствия, снижая тревожность и напряжение, часто возникающие у детей с проблемами речи. Они формируют положительный настрой на занятие, увеличивают интерес к учебной деятельности и улучшают взаимодействие ребёнка с педагогом и сверстниками.
— Ритмизация ходьбы и бега под музыкальные композиции. Через подобные упражнения происходит гармонизация межполушарного взаимодействия мозга. При выполнении музыкальных заданий активизируются оба полушария головного мозга, обеспечивающие координированную работу зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Эта синергия помогает развивать важные механизмы речеобразования и ускоряет темп восстановления нарушенных речевых функций.
— Игры, предусматривающие смену состояний («stop and go»). Упражнения данного типа способствуют выработке умения переключаться между состоянием напряжения и расслабления, а так же формированию умения эффективно контролировать мышцы лица, ротовой полости и тела в целом, поскольку требуют мгновенного перехода от состояния активной работы к состоянию покоя и наоборот.
— Игры на различение неречевых звуков. Звуковые сигналы, воспроизводимые инструментами и голосом, повышают чувствительность ребёнка к акустическим сигналам и развивают способность дифференцировать близкие звуки и слоги. Эти способности играют ключевую роль в формировании правильного произношения и восприятии смыслоразличительной роли звуков. Данные игры развивают фонематический слух, стимулируют вербальное выражение мыслей и чувств, обучают адекватному реагированию на внешние раздражители, создают основы для последующего формирования вербальных понятий.
— Игры и упражнения на формирование условно-двигательной реакции. Формирование УДР играет существенную роль в развитии процессов самоконтроля и произвольности действий. Во многих случаях нарушение речи сопровождается недостаточной способностью ребёнка точно реагировать на инструкции взрослого. Игры, построенные на последовательных сигналах и реакциях, позволяют преодолеть трудности быстрого переключения между действиями, научив ребенка мгновенно переходить от одной ситуации к другой.
— Совместное исполнение песенных композиций с соблюдением правильной дикции и чёткости произношения. Исполнение песен вместе с группой детей создает ощущение единства и гармонии, помогает развить чувство ритма и интонационных оттенков речи. Когда ребёнок слышит и повторяет звуки, рифмы и напевы, это содействует лучшему пониманию структуры предложений и формированию правильной интонации.
Эти приёмы активно применяются в практике работы педагогов и логопедов ДОУ, позволяя достичь заметных результатов в устранении дефектов речи и улучшении коммуникативной компетентности воспитанников.
Среди результатов применения логоритмического компонента в структуре музыкальных занятий будут:
— Повышение уровня понимания инструкций;
— Улучшение качества звучания голоса и внятности речи;
— Улучшение работы артикуляционного и дыхательного аппаратов;
— Ускоренное освоение лексико-грамматических норм родного языка;
— Увеличение интереса к коллективному взаимодействию и творческой самореализации.
Таким образом, применение логоритмического компонента позволяет значительно повысить эффективность традиционных методов коррекции речевых нарушений.
Использование логоритмического компонента в структуре музыкальных занятий в детском саду обладает значительным потенциалом для решения проблем речевого развития старших дошкольников. Коррекционно-развивающая работа, основанная на интеграции музыкально-двигательных и логопедических методик, обеспечивает комплексный подход к решению задач реабилитации детей с нарушением речи. Практическое внедрение предложенной модели позволит существенно снизить уровень выраженности дефекта и создать условия для успешной социальной адаптации подрастающего поколения.
Литература:
- Аксакова, Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: Учебно-методическое пособие/ Т. Ю. Аксакова. — СПб: Детство — Пресс, 2009. — 40 с.
- Волкова, Г. А. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика:Учеб. для студ. высш. учеб, заведений/ Г. А. Волкова. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
- Захарова Л. Н., Костичева И. Г. Логоритмика. Конспекты занятий с музыкальным сопровождением. Старший дошкольный возраст. В 2 частях. Часть 1: конспекты. Часть 2: музыкальное сопровождение/ Л. Н. Захарова, И. Г. Костичева. — СПб: Композитор, 2022. — 412 с.
- Карелина, И. Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза / И. Б. Карелина. // Специальное образование. — 2015. — №.2 — с. 149–156.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / Г. Р. Шашкина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
- Задержка речевого развития (ЗРР) у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rc.mc21.ru/articles/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr-u-detey/ — Дата обращения: 09.11.2025

