Логоритмика: музыкальная деятельность для стимулирования речевой активности у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Башарова, Е. Л. Логоритмика: музыкальная деятельность для стимулирования речевой активности у детей / Е. Л. Башарова, А. В. Дубских, Л. Т. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106809/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: логоритмика, дети, музыкальный руководитель, логопед.

В настоящее время проблема развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится все более актуальной из-за увеличения числа детей, страдающих от различных нарушений речи. Это явление наблюдается по ряду причин, таких как недостаточное внимание со стороны родителей, частое использование гаджетов вместо живого общения с ребенком, увеличение заболеваемости детей, плохая экология и различные аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи.

На занятиях, включая музыкальные, у многих детей наблюдается излишнее напряжение мышц при движениях, особенно у детей с задержкой речевого развития. Они также имеют трудности с поддержанием ритма, общей моторикой и слабо развиты артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. [1, стр. 1]

У детей-логопатов также наблюдается недоразвитие определенных психомоторных функций, таких как внимание и память, а также неадекватная подвижность и координация движений пальцев рук. Это влечет за собой неуверенность в своих способностях и негативные последствия, которые могут затормозить творческий потенциал детей. Поэтому становится необходимостью находить эффективные и интересные формы коррекции речи, развития двигательных и музыкальных способностей, которые будут привлекательны для детей. Следует отметить, что дети с речевыми дефектами часто имеют и другие личностные особенности. [3, стр. 3]

Дети со снижением работоспособности на занятиях часто сталкиваются с проблемами быстрой утомляемости, отвлеченности и затрудненным усвоением учебного материала. В общении они могут проявлять повышенную возбудимость, излишнюю двигательную активность или, реже, вялость и безразличие. Возможно, у них также наблюдается эмоциональная неустойчивость, которая проявляется в частых перепадах настроения, капризности или повышенной чувствительности.

Логоритмические средства в работе с детьми-логопатами позволяют эффективно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно развивать координацию движений, их переключаемость и точность. Кроме того, они помогают учить детей передвигаться и ориентироваться в пространстве. [3, стр. 3]

Основанная на сочетании музыки, слова и движения, логоритмика является системой упражнений, заданий и игр, которая направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Она также тесно связана с игротерапией, психогимнастикой и методикой музыкального воспитания в целом. Одним из главных достоинств логоритмики является ее способность формировать у детей рефлекс сосредоточения, что в дальнейшем поможет им развить произвольное внимание. [4, стр. 4]

Логоритмика является важной составляющей лечебной ритмики и возникла в начале XX века. Музыкотерапия, которая включает использование музыки в лечебных целях, имеет богатую историю, уходящую корнями в тысячелетия. Уже в древних текстах Древнего Востока и Индии упоминается использование священных песнопений для лечения. Авиценна также рекомендовал слушать музыку для облегчения недугов.

В конце XIX века начался этап экспериментально-физиологических исследований в области музыкотерапии. Ученые доказали, что музыка оказывает влияние на тонус мышц, сердечную активность и артериальное давление человека. Слушание музыки также вызывает изменения в электрической активности мозга и улучшает память у пациентов.

Движение давно используется как лечебное и профилактическое средство. В начале XIX века возникла медицинская область — лечебная физкультура. Позднее появился термин кинезитерапия, который означает лечение движением.

Кинезитерапия предполагает использование различных форм движения, физической активности и естественных двигательных функций для лечения разных заболеваний. Основу кинезитерапии составляют принципы лечебной ритмики, а логоритмика является одной из ее узких областей. [3, стр. 2]

Вначале логоритмика была применена для работы с детьми-заикающимися, а в 60-х годах Г. А. Волковой была разработана система логоритмического воздействия, которая может использоваться для коррекции различных форм речевых нарушений. В настоящее время логопедическая ритмика является неотъемлемой частью комплексных методик по коррекции речевых нарушений в детских садах, школах и медицинских учреждениях. [4, стр. 3]

С использованием методов логоритмики можно развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, а также ее выразительность. Музыкально-дидактические игры помогают отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмика активно применяется в работе с детьми-логопатами на всех этапах и является эффективным способом стимулирования речевой активности, развития музыкального слуха и освоения танцевальных движений. Благодаря логопедической ритмике развивается общая моторика и речь, а также помогает преодолевать речевые трудности.

Логоритмические занятия, так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели. Они помогают детям расширять словарный запас, отрабатывать грамматические темы, автоматизировать звуки, развивать фонематическое восприятие. Однако, в отличие от обычных занятий, вся речевая практика сопровождается ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. [3, стр. 4]

Логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики, а также нашла широкое применение в работе воспитателей и музыкальных руководителей образовательных учреждений. В логоритмике выделяются два основных направления работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое направление — это развитие неречевых процессов, таких как улучшение общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве и регуляция мышечного тонуса. Также важным аспектом является развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей, а также активизация всех видов внимания и памяти.

Еще одной важной сферой логопедической работы является развитие речи детей с нарушениями и коррекция их речевых проблем.

Логоритмические игры и упражнения для детей проводятся с использованием ритмической основы, такой как музыка, счет или стихотворное сопровождение. В этих занятиях участвуют два специалиста — музыкальный руководитель и логопед, а также воспитатель, работающий с данной группой детей. Музыкальный руководитель выбирает игры и упражнения, соответствующие возрасту, физическому и психическому развитию детей, включая музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические задания. [3, стр. 4]

Логопед проводит занятия, включающие упражнения и речевые игры, направленные на развитие общих речевых навыков и решение коррекционных задач, учитывая вид речевой патологии и этап работы с ребенком. В процессе занятий также расширяется словарный запас дошкольников по изучаемой теме, развивается грамматически правильная речь, улучшаются все виды внимания и памяти.

Воспитатель, в свою очередь, контролирует детей на занятиях по логоритмике, обеспечивая выполнение двигательных и танцевальных упражнений с правильной осанкой, качественными движениями, соблюдением правил игры и дисциплины.

Вне логоритмических занятий, воспитатель продолжает работать с детьми над теми упражнениями, которые вызвали у них затруднения на занятии. Он также помогает им изучать тексты песен или словесный материал для подвижных, пальчиковых или других игр.

На логоритмических занятиях обеспечивается сотрудничество всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами. Занятия по логоритмике представляют собой совместную работу музыкального руководителя и логопеда. Они ставят перед детьми различные задачи, однако их общая цель является приоритетной. Роль логопеда и музыкального руководителя имеет одинаковую важность, как и работа воспитателя, который закрепляет полученные детьми навыки в свободное время, не занятое уроками.

Литература:

  1. Консультация для воспитателей: Логоритмика как средство развития речевых, двигательных и музыкальных способностей детей. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/09/05/konsultatsiya-dlya-vospitateley-logoritmika-kak
  2. Методическая разработка на тему: «Применение логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников». https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-primenenie-logoritmiki-v-muzykalnoj-deyatelnosti-doshkolnikov-4501389.html
  3. Консультация для педагогов на педагогический совет детского сада. Тема «Роль музыкального руководителя в организации логоритмики» https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/10/05/konsultatsiya-dlya-pedagogov-na-pedagogicheskiy
  4. Обобщение опыта работы по теме: «Логоритмика как средство стимулирования речевой активности у детей через музыкальную деятельность» https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/2084-obobshhenie-opita-raboti-po-teme--logoritmika-kak-sredstvo-stimylirovaniya-rechevoi-aktivnosti-y-detei-cherez-myzikalnyu-deyatelnost
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный руководитель, занятие, логопедическая ритмика, общая моторика, вид внимания, движение, игра, координация движений, способность.


Похожие статьи

Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Творческий путь учителя-логопеда

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Похожие статьи

Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Творческий путь учителя-логопеда

В статье рассмотрена значимость профессии логопеда в современных условиях, владеющего профессиональными методами логопедического воздействия при различных речевых нарушениях у детей дошкольного и школьного возраста.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Задать вопрос