Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриченко, Л. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий / Л. Г. Дмитриченко, О. А. Серова, Н. Г. Шеховцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59082/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В последнее время возрастает число детей с различными нарушениями речи. Логоритмические занятия способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, создают хороший эмоциональный настрой, способствуют более открытому общению со сверстниками.

Ключевые слова: логоритмика, дошкольный возраст, развитие речи, упражнения.

Введение

Формирование всесторонне развитой личности ребенка – основная задача программ детских садов, которые учитывают развитие дошкольника через систематическое общение со сверстниками и педагогами. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы обучить ребенка формулировать собственные мысли правильным, грамотным литературным языком, хорошо пользоваться разговорной речью, воспитывать звуковую культуру речи. Правильная речь — важное условие удачного обучения в школе. Речь дошкольников на этапе ее формирования иногда изобилует дефектами звукопроизношения. Слабая сформированность речевого или же фонематического слуха – это отсутствие возможности понимания на слух, слабая дифференциация звуков речи. Здесь особенно важно, чтобы речевая среда дошкольника была грамотно сформирована. Логоритмика — это вид коррекционной работы, в которой преодоление речевых нарушений идет методом соединения двигательной активности ребенка в сочетании с текстом и музыкой.

Основная часть

Именно дети с нарушением речи часто страдают и от нарушения общей моторики. Обычно мы наблюдаем у таких детей нарушение чувства ритма, внимания и недостаточную координацию. Развитие общей моторики способствует развитию речи. Четкие упражнения для рук, ног, туловища и головы развивают общую моторику, что в свою очередь стимулирует мозговые процессы, а соответственно и речь дошкольника.

Цель логоритмики: исправление речевого нарушения путём коррекции двигательной сферы.

Методы логоритмики:

– звукоподражание;

– словесный метод;

– метод показа;

– игровой метод.

Содержание иформы работы по логоритмике.

  1. Художественное слово
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Артикуляционная гимнастика
  4. Речевые игры
  5. Подвижные игры
  6. Общие физические упражнения
  7. Музыкальная ритмика
  8. Пение
  9. Релаксация.

Приведенные логоритмические формы невозможно выполнить за одно занятие, здесь мы приводим их для ориентировки системной работы, однако, есть обязательные части, которые должны присутствовать в каждом занятии: художественное слово, музыкальная ритмика и релаксация. Если систематически проводить эти занятия, которые замечательно воспринимаются детьми, то можно добиться результатов значительно быстрее. Логоритмические занятия способствуют не только улучшению речи ребенка, но и его всестороннему развитию: улучшается умение ориентироваться в окружающем мире, появляется ответственность к выполнению творческих заданий, способность преодолевать проблемы, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Повседневное выполнение логоритмических упражнений в свободное время и по желанию ребенка (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с перемещением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с перемещением и т. д.) приучает детей к режиму, способствует перестройке систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной и др. Логоритмика включает в себя:

– ходьбу в разных направлениях;

– упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

– упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

– речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

– ритмические упражнения;

– пение;

– упражнения на развитие мелкой моторики.

Раскрывая возможности логоритмических занятий для детей, авторы постарались доказать их важность для воспитания в ребенке не только грамотной речи, как основной задачи, но и чувства доброжелательности и взаимопомощи, развития духовно-эстетического мира ребенка. Подражательность, самостоятельность и коллективизм – это немногие личностные качества, которым помогает проявиться логоритмика. Ожидаемые результаты работы от системных занятий – это положительная динамика правильного звукопроизношения; постановка правильного темпа речи, ритма дыхания; развитие речевого выдоха; улучшение речевой памяти; способность к выполнению артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений в едином ритме; развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением. Комплекс логоритмических упражнений способствует снижению психоэмоционального напряжения, укреплению здоровья детей и общей нормализации речи.

Вывод

Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Выполняемые под музыку, они формируют у детей чувство ритма, внимания, координации, а многократное повторение простых звучаний является полезным для развития речи ребёнка. Систематические занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Литература:

  1. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.
  2. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой — СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционноая педагогика).
  4. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  5. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, дошкольный возраст, занятие, общая моторика, речевое нарушение, коррекционная работа, музыкальная ритмика, музыкальное сопровождение, правильная речь.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий

Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха. В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Пр...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

Певческая деятельность как средство развития артикуляции у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правиль...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)

В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий

Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха. В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Пр...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Задать вопрос