Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новохатская, И. В. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения в реализации метода логоритмики в условиях логопедической группы / И. В. Новохатская, Е. Г. Голованова, В. С. Максимова, О. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62253/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы помощи детям с речевыми нарушениями, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость совместной целенаправленной работы всех педагогов ДОУ.

Исходя из опыта работы, в нашем дошкольном учреждении разработана система взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя логопедической группы и музыкального руководителя, которая отражена на рис. 1.

Рис. 1. Формы взаимодействия педагогов в условиях логопедической группы ДОУ

Поскольку ведущее место в коррекции речи занимает слово, на наш взгляд, одним из основных направлений в коррекции речевых нарушений является логоритмика. Основополагающий принцип логоритмики — взаимосвязь речи, музыки и движения. В. А. Гринер и Ю. А. Флоренской отмечено [1], что «в основе логоритмики, как организующий момент присутствует музыкальный ритм» и «особое место уделяется слову».

Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой, логопедическая ритмика выдвинулась как наука. Г. А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции речевых нарушений, тем самым поставила логоритмику в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики.

Логоритмика — это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Логоритмические упражнения должны быть синхронизированы со стихотворным текстом, и выполняться под музыку.

Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.

Педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопедической группы, используют логоритмику как часть непосредственной образовательной деятельности, реализуя основную образовательную задачу дошкольного образования. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагогов ДОУ.

Рассмотрим реализацию некоторых направлений логоритмического воздействия и взаимосвязь работы специалистов и педагогов ДОУ в таблице № 1.

Таблица 1

Воспитатель

Логопед

Муз.руководитель

Лексическая тема «Идем на парад»*

1.Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики (по заданию логопеда).

1.Артикуляционные упражнения «Пулемет»: «Т-т-т», «Автомат»: «Д-д-д» (под счет, под музыку)

1. Попевки: «Самолет», «На парад!» (закрепление артикуляции звуков).

2.Повторение (проговаривание) чистоговорок, закрепление текстов песен, контроль за речью детей (при проведении индивидуальной и групповой работы).

3. Закрепление понятий «справа-слева», развитие умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве на занятиях, в режимных моментах.

2.Закрепление поставленных звуков на речевом материале (чистоговорки, скороговорки и др.).

Активизация словаря по лексической теме, уточнение лексического значения новых слов и понятий и их практическое употребление в речи.

3.Профилактика оптической дисграфии. Развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве, на плоскости листа (в зависимости от этапа работы).

2.Песня «Наша Родина сильна» А.Филиппенко. Игра на развитие слухового внимания «На самолете».

3.Танцевальная азбука с флажками «Я шагаю по Москве» (ориентировка в схеме тела, в пространстве музыкального зала).

4.Разучивание элементов музыкально-ритмической композиции (индивидуальная работа, режимные моменты).

4.Отхлопывание ритма, проговаривание слогов, слов с хлопками. Упражнения на развитие мелкой моторики: «Вертолет», «Самолет» под шаг, под музыку.

4.Музыкально-ритми-ческая композиция «Вперед, гардемарины!» М. Протасова.

*Дидактические и музыкальные игры, песни использованы из пособия [2].

Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие педагоги подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Содержание речевого материала, используемого на занятиях и в режимных моментах, сценарии праздников и развлечений обсуждается со всеми педагогами (логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Работа по развитию всех речевых компонентов, коррекция нарушенных звуков, осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Музыкальный руководитель на занятиях также проводит работу по развитию слухового внимания, речеслуховой памяти, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевка на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы.

Воспитатель на занятиях, при проведении индивидуальной работы и в режимных моментах проводит работу по закреплению поставленных звуков, развитию артикуляционной и мелкой моторики, речеслуховой памяти, внимания, чувства ритма. Все педагоги осуществляют контроль над речью воспитанников и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

Целостность коррекционной работы по реализации метода логоритмики обеспечивается установлением связей между образовательными областями и интеграцией усилий специалистов.

Система работы в данном направлении способствует активизации мышления, снимает психоэмоциональное напряжение, воспитывает навыки группового поведения, т. е. социализирует дошкольников. Таким образом, логоритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятий в условиях логопедической группы.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.-М., 2003.
  2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 208 с.
  3. Касицына М. А., И. Г. Бородина. Коррекционная ритмика. М.: ГНОМ и Д, 2007.-216 с.
  4. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. — СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс2, 2012. — 112 с.
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика/ Под ред. Е. А. Медведевой.-М., 2002.
  6. Чистякова М. И. Психогимнастика.-М., 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая группа, музыкальный руководитель, дошкольное образование, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, индивидуальная работа, коррекционная работа, логопедическая ритмика, мелкая моторика, музыкальный ритм.


Похожие статьи

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Похожие статьи

Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Задать вопрос