Запущенные проблемы с речью в детстве приводят к неудачам во взрослой жизни. Ведь дефекты речи могут помешать вашему ребенку в будущем стать грамотным руководителем или ведущим специалистом в любой сфере деятельности. Сегодня скорректировать речь малыша, устранить дефекты речи можно с помощью занятий с логопедом и музыкальным руководителем логопедической ритмикой.
Логоритмика, или речевая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением специального речевого материала. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковые игры.
Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка, кроме этого, развиваются пластика, пальцы ног и рук, чувство ритма.
Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2–3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: зайчики, птички. С возрастом игры усложняются. Для детей более старшего возраста педагог подбирает стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений проводятся в игровой форме.
Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе. С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.
Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, развивает внимание, память — зрительную, слуховую, музыкальную, моторную, логическую — не только движением рук, но и ног, у ребенка постепенно появляется чувство ритма, вырабатывается правильное произношение звуков.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и ног. Выполняя руками, пальцами различные логоритмические упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. При выполнении упражнений совмещаются движение губ, языка, мимика лица. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Дети учатся произносить поговорки и скороговорки.
«Игры с ручками» — пальчиковые игры лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним. Для игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, можно использовать массажные шарики (Су-Джок), маленькие игрушки для настоящих театральных постановок. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и к разговорно-ролевой игре. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением.
Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.
Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Общие задачи:
— Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.
— Развивать речедвигательную координацию.
— Формировать коммуникативные навыки.
— Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.
— Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.
— Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
— Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т. д.
Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам:
Младшая группа:
— Формирование чувства темпа;
— Развитие мышечного ощущения направления движения;
— Формирование предпосылок исполнительской деятельности;
— Формирование простейших элементов творчества;
— Расширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.
Средняя группа:
— Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений;
— Формирование навыка осознанного восприятия пространства;
— Постепенное отделение исполнительства от подражания;
— Стимуляция творческой активности;
— Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.
Старшая группа:
— Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности;
— Развитие музыкально-пластических способностей;
— Развитие у детей точности и выразительности исполнения;
— Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности;
— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики.
Подготовительная группа:
— Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления;
— Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений;
— Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового
оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения;
— Обучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений.
Направления логоритмики:
— Речевое;
— Музыкальное;
— Физкультурное.
Музыкально — ритмическое направление:
— Слушание музыки;
— Речевое дыхание;
— Певческий диапазон;
— Чувство ритма;
— Пластика.
Логопедическое направление:
— Мелкая моторика;
— Артикуляционная база;
— Речевое и слуховое внимание;
— Речевое общение.
Физкультурно-оздоровительное направление:
— Правильная осанка;
— Координация движений;
— Развитие зрительной функции;
— Физиологическое дыхание;
— Общая моторика;
— Грация движений.
Средства логоритмики.
Музыкально — ритмическое направление:
— Фонопедические упражнения для горла;
— Ритмические игры;
— Пение песен и вокализов;
— Элементарное музицирование;
— Театральные этюды;
— Коммуникативные игры;
— Подвижные игры и хороводы.
Рече-двигательное направление:
— Упражнения на развитие фонационного дыхания;
— Упражнения на развитие голоса;
— Упражнения на развитие артикуляции и дикции;
— Упражнения на развитие координации речи;
— Упражнения на развитие речевого внимания;
— Упражнения на развитие мелкой моторики;
— Речевые игры без музыкального сопровождения.
Физкультурно-оздоровительное направление:
— Ходьба и маршировка в различных направлениях;
— Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
— Упражнения на развитие физиологического дыхания;
— Упражнения с предметами;
— Подвижные игры;
— Упражнения на ориентировку в пространстве;
— Релаксационные упражнения;
— Игры с элементами спорта;
— Игры на развитие внимания.
Применение здоровьесберегающих технологий на логоритмических занятиях.
Дыхательная гимнастика:
— Вводная ходьба;
— Музыкально-ритмические движения;
— Распевание и пение.
Артикуляционная гимнастика:
— Распевание;
— Пение, песенное творчество.
Пальчиковые игры:
— Восприятие музыки:
— Пение, песенное творчество;
— Игры, хороводы, инсценировки.
Музыкотерапия (активная, пассивная):
— Музыкально-ритмические упражнения;
— Игра на музыкальных инструментах;
— Пляски, танцевальное творчество;
— Восприятие музыки.
Оздоровительные и фонопедические упражнения:
— Распевание;
— Музыкально-ритмические упражнения.
Речевые игры:
— Песни, песенное творчество;
— Игра на музыкальных инструментах;
— Игры, хороводы, инсценировки.
Ожидаемые результаты:
— Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.
— Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.
— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.
— Укрепление здоровья детей.
— Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.
— Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.
Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии диагностики:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) — впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:- -.. -
2-й элемент:-.. — -
3-й элемент:- — …
4-й элемент:… — -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами — коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой илевой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения кдругому.
«Игра на рояле» (пальцы 1–5, 2–4, 5–1, 4–2, 1–2 — 3–4 — 5, 5–4 — 3–2 — 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
Игра «Кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания — 21 балл
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Таблица
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах). Старшая иподготовительная группы. Возраст детей: 5–7 лет.
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Слуховое внимание |
Восприятие ивоспроизведение ритма |
Ориентирова-ние впространстве |
Состояние общей моторики |
Состояние мелкой моторики |
|||||
|
Сентябрь |
Май. |
Сентябрь |
Май |
Сентябрь |
Май |
Сентябрь |
Май |
Сентябрь |
Май |
|
|
|||||||||||
Литература:
- Метлов Н. А. Музыка — детям. — М., 1985.
- Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд. — М., 1973.
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей. Ярославль, 1997.
- Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши. СПб, 2001.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду М., 2004.