Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Котова, С. В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики / С. В. Котова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35339/ (дата обращения: 16.11.2024).



Запущенные проблемы с речью в детстве приводят к неудачам во взрослой жизни. Ведь дефекты речи могут помешать вашему ребенку в будущем стать грамотным руководителем или ведущим специалистом в любой сфере деятельности. Сегодня скорректировать речь малыша, устранить дефекты речи можно с помощью занятий с логопедом и музыкальным руководителем логопедической ритмикой.

Логоритмика, или речевая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением специального речевого материала. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковые игры.

Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка, кроме этого, развиваются пластика, пальцы ног и рук, чувство ритма.

Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2–3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: зайчики, птички. С возрастом игры усложняются. Для детей более старшего возраста педагог подбирает стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений проводятся в игровой форме.

Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе. С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.

Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, развивает внимание, память — зрительную, слуховую, музыкальную, моторную, логическую — не только движением рук, но и ног, у ребенка постепенно появляется чувство ритма, вырабатывается правильное произношение звуков.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и ног. Выполняя руками, пальцами различные логоритмические упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. При выполнении упражнений совмещаются движение губ, языка, мимика лица. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Дети учатся произносить поговорки и скороговорки.

«Игры с ручками» — пальчиковые игры лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним. Для игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, можно использовать массажные шарики (Су-Джок), маленькие игрушки для настоящих театральных постановок. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и к разговорно-ролевой игре. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением.

Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Общие задачи:

Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.

— Развивать речедвигательную координацию.

— Формировать коммуникативные навыки.

— Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.

— Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.

— Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

— Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т. д.

Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам:

Младшая группа:

— Формирование чувства темпа;

— Развитие мышечного ощущения направления движения;

— Формирование предпосылок исполнительской деятельности;

— Формирование простейших элементов творчества;

— Расширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

Средняя группа:

Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений;

— Формирование навыка осознанного восприятия пространства;

— Постепенное отделение исполнительства от подражания;

— Стимуляция творческой активности;

— Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

Старшая группа:

Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности;

— Развитие музыкально-пластических способностей;

— Развитие у детей точности и выразительности исполнения;

— Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности;

— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики.

Подготовительная группа:

Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления;

— Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений;

— Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового

оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения;

— Обучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений.

Направления логоритмики:

Речевое;

— Музыкальное;

— Физкультурное.

Музыкально — ритмическое направление:

Слушание музыки;

— Речевое дыхание;

— Певческий диапазон;

— Чувство ритма;

— Пластика.

Логопедическое направление:

Мелкая моторика;

— Артикуляционная база;

— Речевое и слуховое внимание;

— Речевое общение.

Физкультурно-оздоровительное направление:

— Правильная осанка;

— Координация движений;

— Развитие зрительной функции;

— Физиологическое дыхание;

— Общая моторика;

— Грация движений.

Средства логоритмики.

Музыкально — ритмическое направление:

Фонопедические упражнения для горла;

— Ритмические игры;

— Пение песен и вокализов;

— Элементарное музицирование;

— Театральные этюды;

— Коммуникативные игры;

— Подвижные игры и хороводы.

Рече-двигательное направление:

Упражнения на развитие фонационного дыхания;

— Упражнения на развитие голоса;

— Упражнения на развитие артикуляции и дикции;

— Упражнения на развитие координации речи;

— Упражнения на развитие речевого внимания;

— Упражнения на развитие мелкой моторики;

— Речевые игры без музыкального сопровождения.

Физкультурно-оздоровительное направление:

Ходьба и маршировка в различных направлениях;

— Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

— Упражнения на развитие физиологического дыхания;

— Упражнения с предметами;

— Подвижные игры;

— Упражнения на ориентировку в пространстве;

— Релаксационные упражнения;

— Игры с элементами спорта;

— Игры на развитие внимания.

Применение здоровьесберегающих технологий на логоритмических занятиях.

Дыхательная гимнастика:

Вводная ходьба;

— Музыкально-ритмические движения;

— Распевание и пение.

Артикуляционная гимнастика:

Распевание;

— Пение, песенное творчество.

Пальчиковые игры:

Восприятие музыки:

— Пение, песенное творчество;

— Игры, хороводы, инсценировки.

Музыкотерапия (активная, пассивная):

Музыкально-ритмические упражнения;

— Игра на музыкальных инструментах;

— Пляски, танцевальное творчество;

— Восприятие музыки.

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

Распевание;

— Музыкально-ритмические упражнения.

Речевые игры:

Песни, песенное творчество;

— Игра на музыкальных инструментах;

— Игры, хороводы, инсценировки.

Ожидаемые результаты:

— Повышение эффективности и качества предоставляемых занятий воспитательно-образовательного процесса.

— Модернизация воспитательно-образовательного процесса путём внедрения новой коррекционной технологии.

— Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

— Укрепление здоровья детей.

— Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи.

— Организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом и психофизическом развитии.

Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии диагностики:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) — впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент:- -.. -

2-й элемент:-.. — -

3-й элемент:- — …

4-й элемент:… — -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами — коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой илевой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения кдругому.

«Игра на рояле» (пальцы 1–5, 2–4, 5–1, 4–2, 1–2 — 3–4 — 5, 5–4 — 3–2 — 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

Чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука — кулак, далее — наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания — 21 балл

Результаты заносятся в сводную таблицу.

Таблица

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах). Старшая иподготовительная группы. Возраст детей: 5–7 лет.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие ивоспроизведение ритма

Ориентирова-ние впространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Сентябрь

Май.

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Литература:

  1. Метлов Н. А. Музыка — детям. — М., 1985.
  2. Правдина О. В. Логопедия. 2-е изд. — М., 1973.
  3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей. Ярославль, 1997.
  4. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши. СПб, 2001.
  5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, упражнение, мелкая моторика, Развитие, ребенок, балл, дошкольный возраст, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика.


Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Контроль звукопроизношения в период автоматизации звуков у дошкольников

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Контроль звукопроизношения в период автоматизации звуков у дошкольников

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений

Развитие музыкально-ритмических способностей детей раннего возраста

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие речи и обогащение словарного запаса у дошкольников с задержкой психического развития через театрализованные игры

Задать вопрос