Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 1349 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Ю. В. Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / Ю. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 780-782. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25996/ (дата обращения: 19.10.2024).



В последнее время проблема нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.

На третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.

Как правило, это дети «группы риска» по речевой патологии, которую составляют:

 Дети с органическими поражениями ЦНС любой этиологии,

 Недоношенные и маловесные дети с массой тела при рождении менее 1,5 кг.

 Дети с асфиксией при родах

 Дети, находящиеся в отделении интенсивной терапии,

 Дети с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

Главной особенностью речи этих детей является выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития.

В работе с такими детьми я использую различные методы и приемы. Например, такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логоритмика.

Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Цель логоритмикиэто преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи логоритмики:

 развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;

 формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;

 устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;

 развивать речевое и слуховое внимание;

 учить переключать внимание, включая смену движений;

 продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);

 развивать физиологическое дыхание;

 развивать артикуляционный аппарат;

 развивать силу голоса и выразительность речи, пения;

 развивать мелкую моторику, точность движений;

 развивать мимику лица;

 формировать правильную артикуляцию звука.

 важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одним из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.

Основной принцип построения работы — это тесная связь движения с музыкой.

Принцип работ на логоритмике — активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также — представлений об эстетической красоте родной речи.

Кроме того, использование логоритмических средств, предполагает обязательное включение в них речевого материала. Каждую логоритмическую деятельность я строю с соблюдением тематического принципа планирования, подчиняю единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных), так как только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь).

Именно в игре можно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт. Игровые упражнения провожу по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Это связано с особенностями развития детей: шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала достаточно высоки.

Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу, или сидят полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т. е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом. Логоритмика предполагает использование музыкальных записей на цифровых носителях.

При планировании логоритмической деятельности для детей с нарушением речи я выделяю следующие направления работы:

 формирование правильного дыхания — упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания,

 развитие чувства ритма — упражнения, музыкально — дидактические, ритмические игры,

 речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса, развитие общей моторики — динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций,

 развитие артикуляционной и лицевой моторики — это упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц (артикуляционная гимнастика),

 развитие мелкой моторики — пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

При разработке любой логоритмической деятельности, я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — это индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

А также, для более успешного проведения логоритмики, выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей с нарушением речи прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что систематические занятия логоритмикой, проводимые с эмоциональным подъемом и увлечением, способствуют коррекции и дальнейшему развитию двигательной активности ребенка, содействуя устранению речевых нарушений, совершенствованию сенсорных способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, логоритмические упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. У детей развивается слуховое внимание и слуховая память.

Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы!

Литература:

  1. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; — М, 1985
  2. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий). — СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.
  3. . Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.
  4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТС СФЕРА 2003
  5. Лопухина И. С. Логопедия — ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта 2004.
  6. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
  7. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Ярославль: Академия развития. 2007.
  8. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4–5 лет. Санкт — Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, речевое развитие, двигательная активность ребенка, мелкая моторика, нарушение речи, обязательное включение, развитие чувства ритма, речевой материал, слуховое внимание.


Похожие статьи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Похожие статьи

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя в процессе проведения интегрированных занятий с дошкольниками со зрительными нарушениями

Развитие речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Задать вопрос