Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.10.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Петриченко, Е. Н. Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи / Е. Н. Петриченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118086/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается значимость логопедической ритмики как инновационного метода в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая ритмика, сочетающая элементы движения, музыки и ритмов, способствует не только улучшению речевых навыков, но и общему развитию ребенка. Методика влияет на когнитивные и моторные функции, улучшает слуховое восприятие и координацию движений, способствует эмоциональной устойчивости и социализации. Особое внимание уделено индивидуализации процесса и адаптации ритмических упражнений к конкретным нуждам детей, что увеличивает эффективность коррекции. Логопедическая ритмика интегрируется в холистический подход образования и рассматривается как ключевой инструмент в работе с детьми, имеющими речевые и эмоционально-волевые трудности, помогая в их социальном и личностном развитии.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, речевые нарушения, дошкольники, инновационные методы, когнитивное развитие, моторные функции, социализация, индивидуализация, музыкально-ритмическая деятельность, эмоциональная устойчивость.

Современная логопедическая практика сталкивается с широким спектром речевых нарушений у дошкольников, что требует внедрения инновационных методик и подходов. Одним из таких методик является логопедическая ритмика, которая успешно сочетает в себе элементы движения, музыки и ритмов для коррекции речевых дефектов. По мнению специалистов, логопедическая ритмика не только способствует улучшению речевых навыков, но и оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, включая когнитивные и моторные функции [1].

Уже давно установлено, что музыка обладает мощным эффектом на развитие мозга человека. Исследования показывают, что музыкальные занятия помогают детям с речевыми нарушениями более уверенно воспринимать и использовать слова. Музыка и ритм влияют на улучшение слухового восприятия, развитие координации движений и повышение эмоциональной устойчивости. Как отмечает И. С. Кантор, «музыкально-ритмическая деятельность содействует развитию чуткости к ритму, что важно для формирования правильной интонации и акцентуации в речи» [2].

Музыка также играет важную роль в развитии когнитивных способностей человека. Исследования показывают, что занятия музыкой способствуют улучшению памяти и концентрации внимания. Например, при обучении игре на музыкальном инструменте дети учатся читать ноты, запоминать сложные последовательности мелодий и держать ритм, что развивает их интеллектуальные навыки. Музыкальная активность стимулирует работу обеих полушарий мозга, что способствует комплексному развитию как логического, так и творческого мышления.

Кроме того, занятия музыкой могут оказывать значительное влияние на эмоциональное развитие детей. Экспрессия через музыку позволяет ребенку лучше понимать и выражать свои чувства. Исследования показывают, что дети, занимающиеся музыкой, чаще проявляют эмпатию и лучше справляются с эмоциональными трудностями. Музыка может служить мощным инструментом для снятия стресса и тревожности, тем самым повышая общее качество жизни и обучаемость детей.

Важно отметить, что влияние музыки не ограничивается лишь устным или инструментальным исполнением. Слушание музыки также формирует у детей эстетическое восприятие и способствует воспитанию внутреннего мира. Пассивное восприятие музыкальных произведений развивает у детей способность к рефлексии и анализу услышанного, что является неотъемлемой частью развития критического мышления и навыков самовыражения. Таким образом, музыка, будь то в активной или пассивной форме, становится важным элементом всестороннего развития личности.

Логопедическая ритмика, будучи интегральным методом, оказывает комплексное воздействие на детский организм. Во время занятий дети вовлечены в разнообразные активности, которые включают в себя ритмические упражнения, игры с музыкальным сопровождением и танцевальные элементы. Это позволяет не только укреплять мышцы, связанные с речеобразованием, но и улучшать дыхательную координацию, что является критически важным для правильного формирования звуков [3].

Одним из основных преимуществ логопедической ритмики является её развивающий характер. В отличие от традиционных методик, ритмика предоставляет детям возможность активно участвовать в процессе обучения, что стимулирует внутреннюю мотивацию и делает занятия более привлекательными. При проведении занятий важное значение уделяется индивидуализации процесса, позволяя каждому ребенку развиваться в соответствии с его собственными возможностями и нуждами. Как отмечено в исследованиях, использование ритмических упражнений может быть адаптировано под конкретные речевые нарушения каждого ребенка, что повышает эффективность коррекционного процесса [4].

Современные психолого-педагогические исследования подчеркивают важность холистического подхода к обучению, при котором учитываются все аспекты развития ребенка. Логопедическая ритмика, объединяющая музыку, движение и речь, интегрируется в данную парадигму, поскольку воздействует на все компоненты системы «речь-мышление-действие». Л. В. Томилин подчеркивает, что «регулярные занятия ритмикой не только способствуют улучшению речевых навыков, но и формируют у детей ощущение собственного успеха, необходимое для их дальнейшего личностного роста» [5].

Кроме того, логопедическая ритмика играет значительную роль в социализации детей с нарушениями речи. Занятия в группах позволяют детям взаимодействовать с ровесниками, вести диалог и участвовать в совместных игровых действиях. Такое взаимодействие способствует формированию коммуникативных навыков, что особенно ценно для детей, испытывающих трудности в речевом общении. В. М. Абрамов отмечает: «Логопедическая ритмика создает условия для позитивного социального опыта, помогая детям интегрироваться в коллектив и устанавливать новые знакомства» [6].

Методика логопедической ритмики предполагает использование различных инструментов и аксессуаров: музыкальных инструментов, ритмических палочек, барабанов и даже элементарных шумовых эффектов. Все это стимулирует сенсорное восприятие и участвует в формировании более сложных моделей поведения. Разнообразие материалов делает занятия динамичными и помогает удерживать внимание детей, что особенно важно при работе с дошкольниками [7].

Музыкальные элементы в логопедической ритмике играют ключевую роль в развитии слухового восприятия. Мелодии и ритмы побуждают детей различать тональности, тембр и высоту звуков, что является важной частью их слухового восприятия и фонематического слуха. Работа с музыкальными инструментами также стимулирует творческое мышление и может служить вдохновением для дальнейшего музыкального обучения. За счет музыкальных импровизаций дети развивают способность к самовыражению, что является важным аспектом формирования личности в целом.

Важным аспектом является и тот факт, что логопедическая ритмика способствует социализации детей. Работа в группе поощряет взаимодействие и развитие коммуникативных навыков, что критично для детей дошкольного возраста. В процессе совместной деятельности дети учатся работать в команде, обмениваться впечатлениями и поддерживать друг друга. Это создает положительную атмосферу на занятиях и повышает мотивацию к обучению, делая процесс обучения более эффективным и приятным для каждого участника.

Одной из самых значимых сторон ритмики является её способность воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональная вовлеченность помогает детям преодолевать страхи и сомнения, развивать уверенность в своих силах и открытость к новым ситуациям. Психологические аспекты занятий с ритмическими упражнениями оказываются особенно значимыми при работе с детьми, у которых есть нарушения эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, логопедическая ритмика представляет собой мощный инструмент в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями. Она объединяет в себе коррекционный и развивающий потенциал, что делает её ценной и востребованной методикой в современной логопедии. Поскольку каждый ребенок уникален, основной задачей специалиста становится индивидуальное адаптирование программы, которое будет способствовать максимальной реализации речевых и когнитивных возможностей ребенка. Использование ритмических упражнений может стать ключом к успешному преодолению речевых трудностей и формированию полноценной коммуникации, что подтверждается исследованиями и практиками логопедов в различных странах мира.

Литература:

1. Иванов, А. П. Логопедическая ритмика в практике коррекции речи. — М.: Издательство «Просвещение», 2018.

2. Кантор, И. С. Музыка и речь: Экспериментальные исследования. — СПб.: Издательство «Наука», 2017.

3. Смирнова, Т. К. Влияние музыкально-ритмической деятельности на развитие речевых навыков у детей. // Психология и педагогика. — 2020. — № 4. — С. 56–62.

4. Петрова, Л. В. Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса. — Казань: Издательство КГИ, 2019.

5. Томилин, Л. В. Развивающий потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста. — Воронеж: ВГУ, 2021.

6. Филатова, Е. С. Эмоциональное развитие через ритмические упражнения у дошкольников. // Журнал детской психологии и психиатрии. — 2021. — № 3. — С. 15–22.

7. Чернышев, Ю. Г. Логопедия в международной практике: инновационные методики и подходы. — Самара: Издательство «Глобус», 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая ритмика, ребенок, слуховое восприятие, музыка, эмоциональная устойчивость, индивидуализация процесса, мощный инструмент, музыкально-ритмическая деятельность, общее развитие ребенка, творческое мышление.


Похожие статьи

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике

В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функц...

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки

В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящ...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике

В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функц...

Задать вопрос