Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 1178 раз

Библиографическое описание:

Малахова, Ю. Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста / Ю. Ц. Малахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67217/ (дата обращения: 18.11.2024).



Ключевые слова: логоритмика, инновация, ребенок, музыкальный руководитель, детский сад.

В связи с ускоряющимся ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала. Поэтому педагогическая деятельность музыкального руководителя требует обращения к новым формам, которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, которые определяют новое представление о содержании и организации музыкального развития.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса. Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает его к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается самим ребёнком в ходе своей исследовательской деятельности.

С каждым годом среди дошкольников выявляется все больше детей с различными нарушениями речи. Поэтому приходится применять более эффективные формы коррекции речи. А так как логоритмика — это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, поэтому было решено применять данную технологию на практике. Логоритмика — это, прежде всего комплексная методика, которая включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основные задачи логоритмического воздействия:

− развивать слуховое внимание и фонематический слух;

− развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма, певческий диапазон голоса;

− развивать моторику, мимику, пространственные движения;

− воспитывать умение перевоплощаться, выразительность и грацию движений, согласовывать музыку с движениями;

− развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;

− формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию.

Такую форму работы я впервые начала осуществлять в 2017–2018 учебном году. С помощью данной технологии я решаю множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач в занимательной и непринужденной обстановке. Апробируя данную методику, уже в течение первого года работы, я выявила положительную динамику, прежде всего в речевом развитии детей. Неговорящие дети, именно на занятиях, в которые включен комплекс логоритмических упражнений, демонстрируют первые речевые успехи. Обычно дети, у которых наблюдаются нарушения речи, стесняются выступать перед детским коллективом. В процессе систематических занятий можно отметить положительную динамику в их эмоциональном состоянии. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.

Вся работа строится на следующих принципах:

− От простого к сложному;

− Наглядность;

− Индивидуализация;

− Связь обучения с жизнью;

Вся моя деятельность с детьми вариативна. Например, песенный репертуар может включать знакомые песни, также можно изменить игровой материал, использовать знакомые стихотворения и т. п. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Детям, которые не могут в полном объеме овладеть артикуляционными навыками, оказываю индивидуальную помощь.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения провожу под музыкальное сопровождение или без него. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем с детьми в 3 этапа: движения, текст, потом все вместе. Все занятие проходит ненавязчиво, в игровой форме, так дети легче овладевают двигательными навыками, запоминают стихотворения и песни с движениями.

При работе над дыханием особое внимание нужно уделять развитию равномерного выдоха у детей. Для этого я подбираю образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Танцевальные движения мы также разучиваем в несколько этапов. Для того чтобы задействовать малоактивных детей, я подбираю игры с выбором участника или приглашением. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, это позволяет ребенку раскрепоститься.

Я считаю, самое важное в моей работе — это координированная работа всех составляющих. Только тогда можно будет сказать, что речь ребенка в будущем будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на своих занятиях я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь и слаженность. Еще один плюс моих занятий по логоритмике — это то, что они групповые. Такие занятия помогают ребенку научиться работать в детском коллективе и активно с ним взаимодействовать.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют развитию правильной речи ребенка, формируют у него положительный эмоциональный настрой, такие занятия учат ребенка общаться со сверстниками и многое другое. По результатам мониторинга, в результате использования логоритмики, к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для того, чтобы занятия по логоритмике проходили более успешно, нужно обязательно выполнять педагогические условия: постоянно привлекать внимание детей и пробуждать у них интерес к выполнению упражнений, создавать благоприятную психологическую атмосферу. В моей работе также важно правильно организовывать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы.

Взаимодействие всех педагогов и родителей также является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому я считаю, что для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в педагогической деятельности нужно использовать новые развивающие технологии.

Литература:

  1. Анишина Т.П. Справочник музыкального руководителя. № 4. - М. : МЦФЭР, 2013.
  2. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами. — СПб.: Композитор, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, положительная динамика, детский коллектив, детский сад, инновационная деятельность, использование инноваций, моя работа, музыкальный руководитель, педагогическая деятельность.


Похожие статьи

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Логоритмика: музыкальная деятельность для стимулирования речевой активности у детей

Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста

В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Роль современных инновационных средств на занятиях музыки

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе на занятиях музыки в детском саду.

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Похожие статьи

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Логоритмика: музыкальная деятельность для стимулирования речевой активности у детей

Элементы квест-технологии в психодиагностике детей дошкольного возраста

В статье раскрываются понятия «квест» и «квест-технология», описывается опыт применения элементов квест-технологии в диагностике познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Роль современных инновационных средств на занятиях музыки

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе на занятиях музыки в детском саду.

Использование наглядных дидактических пособий для становления речи детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста: робототехника (из опыта работы)

В статье автор исследует методы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Задать вопрос