Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Гурякова, Е. Р. Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Е. Р. Гурякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60318/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно — двигательного аппарата.

Ключевые слова:просодическая сторона речи, просодика, дети старшего дошкольного возраста, нарушение опорно-двигательного аппарата, логоритмика..

В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем, особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Проблема изучения просодической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. А. Артемов, В. И. Бельтюков, Л. П. Бондаренко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова — Лукьянова, Н. Д. Светозарова, Н В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.).

Просодия, по мнению Н. И. Жинкина [2], является наивысшим уровнем развития языка.

В рамках констатирующего эксперимента использовались методики Е. Ф. Архиповой с целью исследования основных особенностей просодической стороны речи:

  1. Исследование воспроизведения интонации
  2. Исследование темпо-ритмической организации речи
  3. Исследование ритма [1].

Сравнительный анализ результатов обследования детей на данном этапе позволил выявить существенные различия между контрольной и экспериментальной группой в данном аспекте. Было выделено, что интервал баллов у здоровых детей намного выше, чем у детей экспериментальной группы — нормальный показатель развития просодической стороны речи. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата находится намного ниже (см. рисунок 1), это является свидетельством наличия нарушений просодических компонентов речи.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования просодической стороны речи у ЭГ и КГ детей

Следующий этап нашей работы предполагал мероприятия, направленные на устранение нарушений просодической стороны речи у дошкольников с нарушением опорно — двигательного аппарата. С детьми экспериментальной группы проводились различные упражнения логоритмической направленности. С детьми же контрольной группы таких занятий не проводилось.

На протяжении всего эксперимента с детьми экспериментальной группы мы проводили одно занятие в неделю, подключая к этому процессу воспитателей данной группы. По длительности занятие занимало 15–20 минут. Все задания в рамках одного занятия строились с учетом равномерного распределения психофизических и речевых нагрузок и объединялись одной лексической темой. С учетом возрастной категории мы подобрали художественно-изобразительные, а также дидактические и двигательные упражнения музыкального характера. Воспитателем в это время осуществлялся контроль за поддержкой детьми осанки, качеством выполняемых ими движений, соблюдением дисциплины и правил игры. За пределами логоритмической работы воспитателем велась отработка с детьми тех упражнений, в которых у них возникали затруднения во время занятия. Также совместно с данным специалистом дети разучивали текстовку песен и словесный материал к логоритмическим играм. Подобная организация логоритмических занятий позволила обеспечить преемственную работу всех специалистов, участвовавших в формирующем этапе исследования.

Контрольное обследование и анализ полученных данных подтвердил эффективность проведения коррекционной работы по развитию просодической стороны речи с применением средств логопедической ритмики, проявившейся в положительной динамике изменений уровня сформированности всех компонентов просодики у детей экспериментальной группы, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. По результатам контрольного этапа было выделено, что экспериментальная группа (после эксперимента) показала уровень просодической стороны речи на 10 % выше, чем у детей экспериментальной группы (до обследования) это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования просодической стороны речи у детей на констатирующем и контрольном этапах

Следовательно, по наличию определенных сдвигов, выявленных вторичным обследованием, можно судить об успешности проведенной нами работы. У детей наблюдаются улучшения как интонационной, так и в темпо-ритмической организации речи.

Таким образом, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы цель педагогического исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Была доказана гипотеза о том, что использование логоритмики в развитии просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:

– разработаны дидактические игры, сопровождающиеся словом и музыкой;

– дидактические игры будут проводится во время занятий и свободной деятельности.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Исследование просодической стороны речи / Под рдакцией О. В. Елецкой.- М.: ФОРУМ: ИНФРА — М, 2016. — с. 400.
  2. Жинкин Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка. / Н. И. Жинкин — Варшава, 1961. — с.79.
  3. Логопедия / Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 2002. — с. 270.
  4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб: Союз, 2004. — с.10–47.
  5. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду — СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема. // Журнал: Педагогическое образование и наука, 2011 г., № 12
  7. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений Г. Р. Шашкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): просодическая сторона речи, экспериментальная группа, ребенок, опорно-двигательный аппарат, старший дошкольный возраст, двигательный аппарат, занятие, контрольный этап, сравнительный анализ результатов, темпо-ритмическая организация речи.


Похожие статьи

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования

В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Похожие статьи

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования

В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Задать вопрос