Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 507 раз

Библиографическое описание:

Саврухина, К. В. Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение» / К. В. Саврухина, М. Ю. Бурыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57767/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники, дети с нарушением функционирования головного мозга, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, коррекционно-логопедическая работа.

В наше время возрастает количество неговорящих или малоговорящих детей, имеющих тяжелые речевыми нарушениями, такими как: алалия, афазия, дизартрия, речевые нарушения при аутизме, умственной отсталости. Для таких детей американским нейрофизиологом Г. Доманом был разработан метод «Глобальное чтение» и адаптирован А. Маниченко. Суть этого метода заключалась в том, что дети, опираясь на зрительный и слуховой анализаторы, читали слова, словосочетания, короткие тесты. Затем ребенком самостоятельно определяется технология чтения любых слов и текстов [1].

Методика Г.Домана включает в себя 5 этапов.

1 этап. Чтение слов.

Занятия по чтению отдельных слов проводятся с интервалом в три дня, т. е. между логопедическими занятиями промежуток — два дня. Но, несмотря на это, родители каждый день отрабатывают материал, данный логопедом.

Словарь для ребенка должен иметь состав тех слов, которые наиболее часто употребляются в его жизни. В активном словаре должны быть не только существительные, но и глаголы и прилагательные.

Усадив ребенка перед собой, взять пять карточек, держа их стопкой перед ребенком, перекладывать карточки начиная с последней (последнюю вперед и т. д.). в это время громко, четко и весело произносится каждое слово. Все делается быстро и заканчивается эмоциональным выражением радости и похвалы. В день это следует повторить три раза. И так как логопедические занятия не проходят ежедневно, то он включает участие родителей.

Затем, на следующих занятиях, добавляется новый набор из пяти слов, а также повторяется материал предыдущих занятий.

В конечном итоге у ребенка будет достаточно слов для успехов в чтении словосочетаний.

Быстрый показ карточек — важный момент в данной методике. Как утверждает Г. Доман «Ребенок скучает, потому что его учат слишком медленно». [1]

2 этап. Чтение словосочетаний.

Этот этап является очень важным. Ведь это переходный этап от чтения простых слов к чтению предложений. В один прекрасный день слова из уже достаточно обширного словаря ребенка как будто захотят воссоединиться. И теперь вы уже показываете не «кошку», а «рыжую кошку», не просто «чай», а «горячий чай».

Работа на данном этапе очень схожа с предыдущим этапом. Ребенку все так же показываются карточки, но только уже с написанными словосочетаниями. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. Также продолжается и работа со словами, обогащая словарь ребенка различными частями речи.

3 этап. Чтение простых предложений.

Переход от словосочетаний к простому предложению сразу будет ясен. Количество изученных словосочетаний само подтолкнет к этому.

Для освоения предложений Г. Доман советует использовать сразу два способа.

1 способ. Использование карточек, состоящих из 2 слов. Предложение должно соответствовать стандарту их написания. Начало предложения с заглавной буквы, в конце предложения нужный знак препинания. Дальнейшие действия совпадают с описанием работы в момент этапа чтения словосочетаний. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. И так же добавляется по одному новому предложению в набор.

2 способ. Этот способ очень подробно описала Сесиль Лупан. [5]

Суть этого метода состоит в создании книги про ребенка и его жизнь. Подбираются фотографии ребенка. Фотографии клеятся на кусок картона или ватмана размером 25 х 25. В карточках пробиваются два отверстия, берется чистый лист того же размера и соединяются кольцами так, чтобы фотография была справа, а нетронутый лист — с лева. На обороте карточки с фотографией черными буквами пишется фраза: “Женя пьет молоко”, “Женя будит папу и маму”, “Женя сам моет чашку”. Количество слов для одной страницы соответствует нормам, рекомендуемым Доманом.

Ребенку показывается каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, и делается это так, чтобы малыш чувствовал, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем даются карточки с группами слов, которые составляют какую-либо фразу из книжки. Например: “Женя пьет” и “вкусное молоко”. После этого карточки кладутся на пол рядом со страничкой книги. Вместе с ребенком составляется и читается составленное предложение. Опираясь на него, можно предложить ребенку записать на чистой странице предложение используя фломастеры красного, черного и зеленого цвета. Разумеется, в процессе письма каждое действие озвучивается взрослым. Например: Сейчас мы напишем “Женя пьет молоко”. Имя Женя начинается на букву “ж”, а потом идет буква “е”. Получилось “Же”. Так как это имя, то пишем первую букву прописной, т. е. она больше других. К тому же это согласная буква, поэтому пишем ее черным фломастером, а “е” — гласная буква, и ее мы пишем красным фломастером. Теперь давай узнаем, что дальше: “Женя”.

4 этап. Чтение распространенных предложений.

Время перехода на данный тап определяется самим логопедом, по мере того, когда ребенок будет готов непосредственно к чтению распространенных предложений.

Карточки можно составлять вместе с ребенком, т. к. ребенку будет интересно наблюдать за тем, как вы пишете то или иное предложение. Составлять предложений нужно столько, сколько можно придумать исходя из уже имеющегося материала, т. е. на фоне слов, которые ребенок уже знает. Постепенно следует увеличить количество слов в предложении, а также уменьшить шрифт сначала до 2, затем до 1 см.

5 этап. Чтение книг.

Данный этап является как заключительным, так и начальным. Заключительным — потому что малыш уже прошел все нужные этапы для чтения слов, словосочетаний и предложений. Начальный — потому что ребенку открывается новый мир полный знаний и открытий, мир книг.

Глен Дома очень тщательно относится к выбору первых книг малыша. Параметры первых книг ребенка по рекомендациям Г.Домана:

1) Словарный запас в книге должен быть не менее 50 слов (рекомендовано от 50 до 100 слов);

2) В книге должно быть не более одного предложения на страницу;

3) Текст должен быть сопровожден иллюстрациями, но так что бы ребенок не видел иллюстрацию до прочтения текста;

4) Шрифт в книге должен быть не менее 1 см.

Р. Е. Левина и Т. Б. Филичева выделяют 4 уровня речевого недоразвития. Мы остановимся на втором уровне общего недоразвития речи.

Второй уровень речевого недоразвития — начальные элементы общеупотребительной речи, которые характеризуются бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. Активный словарь ребенка расширяется за счет прилагательных. В пассивном словаре у ребенка проявляются попытки изменять слова по числам, родам и падежам чаще всего оказываются неудачными. Такие дети не могут правильно соотнести имя существительное в роде, числе и падеже. Такие дети употребляют слова в основном только в именительном падеже. Дети со II уровнем речевого развития не знают части предметов, форм, цветов. [4].

Целью нашего исследования является содержание логопедической работы по активизации словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием методики глобального чтения.

Базой исследования послужил МБДОУ комбинированного вида № 9 “Красная шапочка” г. Брянска. В исследовании приняло участие 4 ребенка. Трое из них имели диагноз — умственная отсталость и один ребенок имел диагноз — расстройства аутистического спектра (РАС).

Для реализации цели констатирующего эксперимента мы провели диагностику словаря каждого ребенка, основываясь на речевой карте Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, адаптированной нами для ребенка со 2 уровнем речевого недоразвития.

Для оценки успешности выполнения задания мы использовали балльную систему предложенную авторами данной речевой карты.

3 балла — самостоятельное и правильно выполненное задание;

2 балла — задание выполнено с помощью взрослого или с ошибкой;

1 балл — задание не выполнено [2].

Исходя из результата диагностики, максимальное количество баллов ровняется 60 б. Ни один ребенок в ходе обследования не набрал даже средний балл. Максимальное количество баллов, полученное ребенком во время обследования, составляло 28. Результат этого ребенка, а так же результаты остальных трех детей являются низким уровнем развития словаря. У 75 % детей были проблемы с распознанием цветов, форм. Так же у всех детей были сложности с обобщениями, узнаваниями некоторых предметов, а также их частей.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети, имеющие тяжелые нарушения в развитии и 2 уровень общего недоразвития речи обладают бедным активным и пассивным словарем.

Следовательно, с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии, а также общее недоразвитее речи, необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу по активизации словаря.

Проводя формирующий эксперимент, мы опирались на работы Г. Домана. Нами были разработаны индивидуальные планы коррекционного воздействия, а также конспекты занятий для каждого ребенка, соответствующее его этапу глобального чтения.

В перспективном плане активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи метода «Глобальное чтение» было описано:

  1. Тема занятий.
  2. Цели и задачи занятия.
  3. Оборудование.
  4. Этап глобального чтения у конкретного ребенка.

Для каждого ребенка были разработаны конспекты с такими темами, как: домашние животные, мебель, посуда. Различие данных конспектов было в том, что у детей были разнообразные этапы глобального чтения (2 ребенка находились на этапе чтения словосочетаний, 2 ребенка находились на этапе чтения слов). Конспекты для детей различались так же заданиями по глобальному чтению. Если детям, находящимся на этапе чтения слов, предлагались игры «Подбери слово к картинке», «Подбери пару», то детям на этапе чтения словосочетаний предлагались такие же усложненные задания, а также игра «Прочитай предложение». В данном задании ребенку предлагались предложения, состоящие из двух слов, которые подходят к сюжетным картинкам, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: девочка рисует (играет, умывается, спит), собака спит (ест, играет, бежит) и т. д. Задача ребенка прочитать предложение и сопоставить с определенной иллюстрацией.

В коррекционно-логопедической работе большое внимание уделялось переводу пассивного словаря ребенка в активный, а также обогащению пассивного словаря.

В процессе активизации словаря данных детей использовались различные лексические темы для более полного обогащения пассивного словаря, для перевода этих слов в активный словарь. Активизация слов происходила с помощью метода Г.Домана — глобальное чтение. В ходе занятий детям были предложены различные упражнения, связанные с данным методом, которые выполнялись ими с удовольствием и большим интересом.

Литература:

  1. И. В. Мальцева. Лучшие методики раннего развития: Мария Монтесори, Глен Доман, Николай Зайцев. От рождения до трех лет. — Москва, 2016.
  2. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи. http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M2/file/0.pdf
  3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1967 http://pedlib.ru/Books/4/0286/4–0286–1.shtml
  4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999. http://pedlib.ru/Books/4/0409/4_0409–7.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, глобальное чтение, слово, предложение, общее недоразвитие речи, пассивный словарь, этап, активизация словаря, коррекционно-логопедическая работа, речевое недоразвитие.


Ключевые слова

формирующий эксперимент, старшие дошкольники, констатирующий эксперимент, коррекционно-логопедическая работа, глобальное чтение, активизация словаря, дети с нарушением функционирования головного мозга

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования

В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования

В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

В настоящей статье рассматривается комплексная программа коррекции, которая направленна на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с использованием пуговичной терапии. Установлено, что при примен...

Задать вопрос