В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушений у детей, подчеркивается комплексный характер их применения.
Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие речи III уровня, инновация, новшество
Речь считается важной психологической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к обобщенному отблеску находящейся вокруг реальности, к пониманию, планированию и регуляции собственных целей и поступков.
Проблема формирования речи занимает важное место в школьном обучении, так как недоразвитие устной речи может привести к проблемам и в письменной речи. Всякая задержка в ходе становления речи ребенка (плохое осознание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и т. п.) так же затрудняет общение с другими детьми и взрослыми. Над этой проблемой работали Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина Р. И. Лалаева и др.
Как утверждает Р. Е. Левина, «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. При ОНР отмечается позднее ее начало, бедный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. ОНР может проявиться в разной степени: от полной невозможности объединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражательных комплексов вместо слов, и в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Наиболее распространен у детей 5–6-летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития («развернутая речь с элементами фонетического и лексическо-грамматического недоразвития»)». [6]
В рамках личностно-ориентированного подхода с позиций принципа взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, в логопедии используются инновационные технологии для коррекции речи детей.
Большинство ученых, аналогично исследованиям Р. Н. Юсуфбековой, дают более широкое понятие образовательной инновации, понимая под ней «процесс создания, освоение, использование и распространение нового». Другая часть исследователей, разрабатывающих данную проблематику, придерживаются более строгого определения образовательной инновации, понимая под этим только «деятельность по созданию нового». Процессы же освоения, использования, распространения нового не включаются ими в определение образовательной инновации и, следовательно, не понимаются как собственно инновационные. [6], [8].
«Инновация» («инновационный процесс») — «целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы (новшества), обуславливающее ее переход из одного качественного состояния в другое, приводящее систему (в том числе и образовательное учреждение как целостную социально-педагогическую систему) к развитию» [5].
Слово «инновация» — это латинское слово (лат. in — в, novus — новый), «обозначает обновление, изменение, новообразование, нововведение». [6]
«Новшество» — это новое средство (новый метод, методика, технология, программа) и оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности.
Используя инновации в коррекционно-педагогической работе, мы ориентируемся на развитие у детей с нарушениями речи индивидуальных способностей, в том числе языковой, не замыкаясь только на формировании «программных» знаний, умений и навыков. Можно выделить некоторые виды инновационных технологий в логопедии:
− информационно-коммуникационные технологии;
− дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);
− инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т. п.;
− здоровьесберегающие технологии;
− педагогические технологии с использованием нетрадиционных приемов ароматерапии, хромотерапии, музыкотерапии и т. п.;
− смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений. [2], [3].
Рассмотрим подробнее технологии с использованием нетрадиционных приемов. Эти методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов вспомогательный комплекс возможностей коррекции отклонений в речевом развитии детей.
Литотерапия — «это терапевтическое воздействие с помощью камней (минералов) на организм человека» [7].
Примеры применения элементов литотерапии на логопедических занятиях:
− перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней, выкладывание букв и слов;
− массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладошкам, по руке, массирование пальчиков камешками);
− пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
− логопедические игры с использованием различных камней.
На занятиях с использованием этой терапии идет расширение словарного запаса, набора прилагательных. «Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет, какого он цвета? (белый, черный, красный). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...)»
Хромотерапия — это наука, изучающая свойства света и цвета.
Ученые отмечают, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют поднятию внутренних сил, бодрят, иные раздражают и угнетают.
Задачи, которые можно решать, используя технологию хромотерапии:
− Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов всевозможных цветов.
− Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
− Развитие общей и мелкой моторики.
− Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
− Развитие правильного дыхания.
В логопедической работе элементы хромотерапии можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных.
На логопедических занятиях используются такие задания как: рисование, раскрашивание, просмотр картинок по лексическим темам, использование цветных муляжей и игрушек.
Объем словарного запаса в основном пополняется за счет прилагательных цвета. Так же отрабатывается согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (синее платье, красное яблоко, желтые цветы, голубые облака и т. д.)
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Есть большое количество определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию дополнительным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических приемов.
Цели музыкотерапии:
- Создавать положительный эмоциональный фон.
- Стимулировать двигательные функции.
- Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
- Растормаживать речевую функцию.
Коррекционные задачи:
− Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
− Увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
− Формирование навыков словообразования;
− Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Музыкотерапия как учебный процесс, включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.
В работе с детьми музыкотерапия заключается в музыкальном оформлении игр, дыхательной гимнастике, воспроизведении заданного ритма. Музыку следует использовать во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение (кроме чтения под музыку — для заикающихся детей).
Дети с нарушениями речи зачастую не могут распознавать различные звуки, прослушивая их, мы пополняем словарный запас ребенка, называя, что мы слышим (гудит, шумит, ревет, пищит, звенит и т. д.), также при пропевании и разучивании песенок словарь ребенка значительно пополняется.
В комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, улучшают процесс коррекции речи у детей и содействуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их использования зависит от профессиональной компетенции педагога, умения применять новые возможности, включать эффективные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. [1]
Таким образом, использование элементов таких инновационных технологий, как литотерапия, хромотерапия и музыкотерапия помогает развивать у детей внимание, память, мышление, фантазию, творческое воображение, мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое восприятие, связную речь, совершенствовать грамматический строй, пополнять словарь и т. д.
Литература:
- Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 109 с.
- Елсакова А. Н., Лисовская Н. Н., Соколова И. В. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 33–34.
- Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. — 114 с.
- Кванина В. В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. 2007. № 1. С. 75–83.
- Кочешкова Л.О Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений /Под ред. Профессора В. В. Судакова. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. — 44 с.
- Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Дефектология, 2007. — № 4 — С. 22–29.
- Самохин В. Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании. 2006. № 6. С. 4–9.
- Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. -СПб: «Детство-Пресс», 2004. — 320 с.
- Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации, 2004. — № 7. — 77 с.