Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 10.02.2023

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Боле, М. Н. Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования / М. Н. Боле. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99886/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи (ОНР), профилактика, нарушения письма, инклюзивное образование, формирующий эксперимент.

Развитие речи имеет огромное значение в жизни ребенка. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализации ребенка [1]. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Л. С. Выготский, Н. С. Жукова, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. Б. Филичева, А. М. Шахнарович, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи [4].

В декабре 2012 года в силу вступил Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273– ФЗ от 29.12.12, который предусматривает создание условий для эффективной реализации и освоения образовательной программы для лиц с ОВЗ. [5] Согласно данному нормативному документу, родители имеют полное право выбирать организацию, в которой будет воспитываться ребенок с ОВЗ, обусловленными ТНР. Требования к АООП НОО для обучающихся с ТНР гласит о том, что «обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения» [2].

На сегодняшний день в ДОО для детей с ОНР формируются группы компенсирующей и комбинированной направленности. В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности существуют две программы — адаптированная образовательная программа и основная образовательная программа дошкольного образования (инклюзивное образование). При необходимости дошкольнику может быть оказана логопедическая помощь без перевода в специальную группу в рамках психолого-педагогического сопровождения на базе логопедического пункта (инклюзивное образование).

В дошкольном возрасте среди детей с ОНР выделяются группы риска по возникновению нарушений письма и чтения, а так же основные направления логопедической работы по профилактике возникновения нарушений письма [3].

На этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована программа кружковой работы «Профилактика возникновения нарушений письма у детей 6–7».

При разработке программы мы руководствовались результатами, полученными в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования, а также перечнем действующих нормативных документов федерального уровня, регулирующих кружковую деятельность в МБДОУ и Положением об организации кружка «Профилактика возникновения нарушений письма» МДОУ «Детский сад № 236», регулирующим кружковую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 236».

Планирование занятий составлено на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, с учетом профиля группы комбинированной направленности и возраста детей. Также учитываются положения комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л. Г. Петерсона, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.

Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР 6–7 лет организовалась в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

В программу кружковой работы включены годовое планирование работы специалиста, примерный перечень игр, примерный план занятий, расписание занятий.

Содержание программы включает в себя целевой и содержательный раздел программы, организационный раздел, методические рекомендации, библиографический список и планируемые результаты.

Работа по программе осуществлялась следующим образом:

Объем программы составил 35 часов, период реализации — 9 месяцев (сентябрь — май).

Занятия проводились 1 раз в неделю в вечернее время.

Зачисление в кружок проходило на добровольной основе.

Контингент: дети 6–7 лет с ОНР и дети с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи.

Планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 6–7 лет с ОНР представляет собой обозначение периода обучения (например, период автоматизации звука), направления работы (закрепление изолированного звука, закрепление звука в звукосочетании и т. д.) и содержание работы с подробным описанием заданий и упражнений для реализации поставленной цели.

Планирование логопедической работы по коррекции фонематических процессов у детей 6–7 лет с ОНР включило в себя информацию о времени реализации (например, третья неделя сентября), направления работы например, дифференциация природных и речевых звуков.), и содержание работы (игры по теме).

Занятия включали в себя такие этапы, как организационный момент, обозначение темы занятия, повторение пройденного материала обучающий этап и закрепление нового материала.

Важно отметить, что занятия в кружке проводились в игровой форме.

Для разработки конспектов занятий и их проведения использовались красочные наглядные материалы (картинки, игровые карточки, цветные распечатки упражнений), аудио и видео аппаратура.

Курс занятий был реализован за 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводились 1 раз в неделю по 20–30 минут во 2 половине дня. Общее количество детей в кружке — 20 человек, из них 10 детей с ОНР (зачисленные в группу комбинированной направленности) и 10 детей с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи (зачисленные в логопункт). Занятия в кружке проходили по группам по 10 человек, среди которых 5 детей с ОНР и 5 детей с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи. Дети, посещающие кружки, имели время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не привела к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.

Перед началом кружковой работы и в конце курса занятий логопедом проводилось обследование всех детей по направлениям коррекционной работы.

Логопедическая работа по профилактике возникновения нарушений письма велась по следующим направлениям:

  1. Коррекция звукопроизношения

— Автоматизация звука;

— Дифференциация звуков.

  1. Коррекция фонематических процессов

— Коррекция недоразвития фонематического слуха;

— Коррекция недоразвития фонематического восприятия (звуковой анализа и синтеза);

— Коррекция недоразвития фонематических представлений

Занятия включали в себя такие этапы, как организационный момент, обозначение темы занятия, повторение пройденного материала обучающий этап и закрепление нового материала.

Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являлись:

— фронтальные развивающие занятия с группой детей;

— занятия-инсценировки;

— занятия-путешествия;

— занятия-игры;

— соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;

— контрольно-диагностические: беседы, викторины;

— продуктивная деятельность.

Для проведения занятий использовались красочные наглядные материалы (картинки, игровые карточки, цветные распечатки упражнений), аудио и видео аппаратура.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служило одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата.

Похвала в присутствии других детей приносила каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях. Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогала в раскрытии творческого потенциала.

На протяжении всего периода экспериментального исследования всем испытуемым оказывалась коррекционная помощь на базе групп комбинированной направленности. Однако организованная нами дополнительная логопедическая работа с детьми 6–7 лет с ОНР в рамках кружковой деятельности позволила добиться большей эффективности при коррекции нарушений звукопроизношения и нарушений формирования фонематических процессов и способствовала понижению уровня предрасположенности этих детей к возникновению нарушений письма.

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведения / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. Москва: Academia, 2001. 246 c.
  2. Банк документов: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/583865c660e1b8a4790c5d84125c5f79/ (дата обращения: 25.04.2022). Текст: электронный.
  3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
  4. Логинова Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма // Специальное образование. 2016. Выпуск № XII. том II. С.90–95.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Омега — Л., 2014. 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая работа, ребенок, комбинированная направленность, инклюзивное образование, кружковая работа, тяжелое нарушение речи, детский сад, дошкольное образование, кружковая деятельность, общее недоразвитие речи.


Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена вопросу взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в системе работы при формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения.

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Похожие статьи

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО

В статье представлены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС НОО. Представлено описание содержания, организация коррекционно-развивающей работы, ориентированной на обучение детей с ТНР в условиях р...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Особенности коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения в ДОУ

В данной статье раскрывается опыт работы учителя-логопеда по коррекции словообразования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) старшего дошкольного возраста. Отмечается, что успешная коррекция возможна при организации условий развития ребенка в проце...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе формирования навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена вопросу взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в системе работы при формировании навыка словообразования имен существительных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедического сопровождения.

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Задать вопрос