В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи (ОНР), профилактика, нарушения письма, инклюзивное образование, формирующий эксперимент.
Развитие речи имеет огромное значение в жизни ребенка. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализации ребенка [1]. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Л. С. Выготский, Н. С. Жукова, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. Б. Филичева, А. М. Шахнарович, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи [4].
В декабре 2012 года в силу вступил Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273– ФЗ от 29.12.12, который предусматривает создание условий для эффективной реализации и освоения образовательной программы для лиц с ОВЗ. [5] Согласно данному нормативному документу, родители имеют полное право выбирать организацию, в которой будет воспитываться ребенок с ОВЗ, обусловленными ТНР. Требования к АООП НОО для обучающихся с ТНР гласит о том, что «обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения» [2].
На сегодняшний день в ДОО для детей с ОНР формируются группы компенсирующей и комбинированной направленности. В группах компенсирующей направленности для детей с ОНР осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности существуют две программы — адаптированная образовательная программа и основная образовательная программа дошкольного образования (инклюзивное образование). При необходимости дошкольнику может быть оказана логопедическая помощь без перевода в специальную группу в рамках психолого-педагогического сопровождения на базе логопедического пункта (инклюзивное образование).
В дошкольном возрасте среди детей с ОНР выделяются группы риска по возникновению нарушений письма и чтения, а так же основные направления логопедической работы по профилактике возникновения нарушений письма [3].
На этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована программа кружковой работы «Профилактика возникновения нарушений письма у детей 6–7».
При разработке программы мы руководствовались результатами, полученными в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования, а также перечнем действующих нормативных документов федерального уровня, регулирующих кружковую деятельность в МБДОУ и Положением об организации кружка «Профилактика возникновения нарушений письма» МДОУ «Детский сад № 236», регулирующим кружковую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 236».
Планирование занятий составлено на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, с учетом профиля группы комбинированной направленности и возраста детей. Также учитываются положения комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л. Г. Петерсона, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у дошкольников с ОНР 6–7 лет организовалась в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
В программу кружковой работы включены годовое планирование работы специалиста, примерный перечень игр, примерный план занятий, расписание занятий.
Содержание программы включает в себя целевой и содержательный раздел программы, организационный раздел, методические рекомендации, библиографический список и планируемые результаты.
Работа по программе осуществлялась следующим образом:
Объем программы составил 35 часов, период реализации — 9 месяцев (сентябрь — май).
Занятия проводились 1 раз в неделю в вечернее время.
Зачисление в кружок проходило на добровольной основе.
Контингент: дети 6–7 лет с ОНР и дети с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи.
Планирование логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей 6–7 лет с ОНР представляет собой обозначение периода обучения (например, период автоматизации звука), направления работы (закрепление изолированного звука, закрепление звука в звукосочетании и т. д.) и содержание работы с подробным описанием заданий и упражнений для реализации поставленной цели.
Планирование логопедической работы по коррекции фонематических процессов у детей 6–7 лет с ОНР включило в себя информацию о времени реализации (например, третья неделя сентября), направления работы например, дифференциация природных и речевых звуков.), и содержание работы (игры по теме).
Занятия включали в себя такие этапы, как организационный момент, обозначение темы занятия, повторение пройденного материала обучающий этап и закрепление нового материала.
Важно отметить, что занятия в кружке проводились в игровой форме.
Для разработки конспектов занятий и их проведения использовались красочные наглядные материалы (картинки, игровые карточки, цветные распечатки упражнений), аудио и видео аппаратура.
Курс занятий был реализован за 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводились 1 раз в неделю по 20–30 минут во 2 половине дня. Общее количество детей в кружке — 20 человек, из них 10 детей с ОНР (зачисленные в группу комбинированной направленности) и 10 детей с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи (зачисленные в логопункт). Занятия в кружке проходили по группам по 10 человек, среди которых 5 детей с ОНР и 5 детей с речевыми нарушениями, не попадающими в категорию тяжелых нарушений речи. Дети, посещающие кружки, имели время для игр и прогулок. Такая организация кружковой работы в детском саду не привела к нарушению режима и подмене обязательных занятий кружками.
Перед началом кружковой работы и в конце курса занятий логопедом проводилось обследование всех детей по направлениям коррекционной работы.
Логопедическая работа по профилактике возникновения нарушений письма велась по следующим направлениям:
- Коррекция звукопроизношения
— Автоматизация звука;
— Дифференциация звуков.
- Коррекция фонематических процессов
— Коррекция недоразвития фонематического слуха;
— Коррекция недоразвития фонематического восприятия (звуковой анализа и синтеза);
— Коррекция недоразвития фонематических представлений
Занятия включали в себя такие этапы, как организационный момент, обозначение темы занятия, повторение пройденного материала обучающий этап и закрепление нового материала.
Основными формами обучения и развития детей на занятиях кружка являлись:
— фронтальные развивающие занятия с группой детей;
— занятия-инсценировки;
— занятия-путешествия;
— занятия-игры;
— соревновательные: соревнования, упражнения, игры-эстафеты;
— контрольно-диагностические: беседы, викторины;
— продуктивная деятельность.
Для проведения занятий использовались красочные наглядные материалы (картинки, игровые карточки, цветные распечатки упражнений), аудио и видео аппаратура.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служило одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата.
Похвала в присутствии других детей приносила каждому ребёнку уверенность в своих силах и действиях. Индивидуальный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогала в раскрытии творческого потенциала.
На протяжении всего периода экспериментального исследования всем испытуемым оказывалась коррекционная помощь на базе групп комбинированной направленности. Однако организованная нами дополнительная логопедическая работа с детьми 6–7 лет с ОНР в рамках кружковой деятельности позволила добиться большей эффективности при коррекции нарушений звукопроизношения и нарушений формирования фонематических процессов и способствовала понижению уровня предрасположенности этих детей к возникновению нарушений письма.
Литература:
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведения / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. Москва: Academia, 2001. 246 c.
- Банк документов: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/583865c660e1b8a4790c5d84125c5f79/ (дата обращения: 25.04.2022). Текст: электронный.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
- Логинова Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма // Специальное образование. 2016. Выпуск № XII. том II. С.90–95.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Омега — Л., 2014. 134 с.