В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие на состояние проблемы. Выделены экспериментальная группа детей с общим недоразвитием речи, задачи, формы и методы работы по формированию связной речи. Обозначена эффективность выбранной методики.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, связная речь, общее недоразвитие речи.
Актуальность проблемы формирования связной речи детей в период перед переходом на системное школьное обучение ежегодно только нарастает. Период старшего дошкольного возраста является одним из критических периодов онтогенеза для развития структур головного мозга, участвующих в формировании связной и логичной речи. Однако в целом современные дошкольники, испытывающие дефицит социально значимого общения, семейного образования и посвящающие много времени электронным гаджетам и играм, наряду с разнообразием информации и форм ее подачи не стали говорить лучше. Привязанность к гаджетам, отсутствие системного чтения детских книг с прослушиванием выразительной речи взрослого ухудшает состояние сформированности речи у всех категорий детей. А у детей с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) вообще усугубляется в разы, что отмечают многие исследователи. Например, И. Н. Лебедева, Т. А. Фотекова указывают, что связная речь таких детей значительно отстает от возрастной нормы, это оказывает негативное влияние на развитие познавательных и личностных качеств дошкольника, значительно нарушает его социализацию [4, с. 25].
Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет междисциплинарный характер. Механизмы развития связной речи в онтогенезе раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др. Сущность понятие «связная речь» и особенности ее формирования в дошкольном возрасте у детей с ОНР представлены в научных трудах В. П. Глухова, Т. А. Фотековой и др. и др. Методы и приемы коррекции нарушений в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР охарактеризованы в исследованиях Е. А. Кленяевой, И. Н. Лебедевой и др.
У детей с нормотипичным речевым развитием степень зрелости мозговых структур и когнитивных функций обеспечивает в дошкольном старшем возрасте такие умения как: последовательное четкое составление описательного и сюжетного рассказа на предложенную тему, высказывание собственных умозаключений и выводов из ситуации, умение их пояснить, рассуждать на данную тему с учетом наводящих вопросов. Последовательно совершенствуется и становится сложнее синтаксическая структура детских рассказов; применение прямой речи становится логичным, более распространенным и используется ребенком для придания рассказу большей выразительности. У детей со своевременно (согласно возрасту 5–6 лет) и хорошо организованной речью она становится понятной, в ней отражаются причинно-следственные связи, выделяется такая характеристика как правильность мышления. В старшем дошкольном возрасте, особенно после 6 лет, ребенок не только понимает, но и может объяснить суть и правила игры, контролировать ее ход выделяя определенные умозаключения, правила, договариваясь со сверстниками о порядке игры и используя сюжетно-роевое взаимодействие как механизм коммуникации.
Однако, для детей с отставанием в развитии речевых механизмов происходит не только задержка начала этого речевого периода, его сдвиг на более поздний этап, но и выявляется рад особенностей по формированию выше указанных навыков как у нормотипичных по речи дошкольников.
С целью изучения специфики связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня было проведено экспериментальное исследование на базе МАДОУ Нижнетавдинский детский сад «Колосок». Сформирована выборка из 10 детей у которых общее недоразвитие речи III уровня диагностировано логопедом.
Для определения уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня был применен комплекс диагностических методик: методика «Теремок» В. П. Глухова [1], методика Т. А. Фотековой «Связная речь» [4], методика «Расскажи мне» (авторы Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова) [см.: 3, с. 138].
Групповой анализ по выбранным диагностическим методикам показал, что связная речь детей старшего дошкольного возраста в основном сформирована на среднем и низком уровнях:
– средний уровень по методике «Теремок» В. П. Глухова имеют 6 старших дошкольников с ОНР (60 %), низкий уровень — 4 старших дошкольника с ОНР (40 %);
– средний уровень по методике Т. А. Фотековой «Связная речь» имеют 5 (50 %) старших дошкольников с ОНР, низкий — 5 старших дошкольников с ОНР;
– средний уровень по методике «Расскажи мне» (авторы Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова) имеют 7 (70 %) старших дошкольников с ОНР, низкий — 3 (30 %) обследованных с ОНР.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что связная речь старших дошкольников с ОНР III уровня имеет отклонения от возрастных норм.
Оценка индивидуальных особенностей речи и анализ системности нарушений у обследованных детей с ОНР III уровня позволил выявить, что:
– у 2 старших дошкольников с ОНР III уровня, что составило 20 % от общего количества обследованных, в связной монологической речи встречались множественные нарушения: отсутствовала связь между предложениями, монологическая речь характеризовалась незавершенностью и не всегда соответствовала коммуникативной задаче. Диалогическая речь была сформирована, однако данная группа старших дошкольников с ОНР не проявляла активности в общении. На вопросы данные дети отвечали простыми, не осложненными предложениями. В речи присутствовали лексико-грамматические нарушения на уровне предложений — неправильные окончания существительных в падежах, нарушение правил управления и т. д.
– у 3 старших дошкольников с ОНР III уровня (30 %), связная монологическая речь имела множественные нарушения по причине несформированного звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения: замена звуков в словах с шипящими и сонорными согласными, с парными звуками; нарушение употребления падежных форм имен существительных; перестановка звуков в словах со стечение шипящих согласных. Монолог данной группы старших дошкольников с ОНР характеризуется отрывочными простыми предложениями. В диалоге участвовали слабо, инициативу не проявляли.
– 4 старших дошкольника с ОНР III уровня (40 %), имели речь смазанную, что происходило за счет не произнесения окончания некоторых слов. Прослеживались такие лексико-грамматические нарушения, как неправильное образование новых слов от существительных с помощью суффиксов, отглагольных прилагательных. Монолог характеризовался отрывочными простыми предложениями. В диалоге инициативу не проявляли.
– 1 старшего дошкольника с ОНР III уровня (10 %) монологическая речь имела множественные нарушения: невнятная (смазанная), окончания не произносились, нарушено согласование и управление. В диалогической речи активность ребенок совсем не проявлял, на вопросы отвечал односложно, простыми нераспространенными предложенными.
На основании результатов обследования связной речи старших дошкольников с ОНР были разработаны практические рекомендации по использованию сюжетных картин в коррекционно-логопедической работе.
Е. А. Кленяева разработала и предложила следующие методические способы при работе с картиной: способ словарной работы; способ предварительного рассматривания картин; способ ответа на вопросы по содержанию картины; способ повторения детьми рассказа, составленного логопедом в соответствии с ответами детей на вопросы; способ составления рассказа по представлению; способ составления рассказа по плану, данному логопедом; способ самостоятельного составления детьми рассказа по картинке [2, с. 103]. На последующих этапах работа по обучению связной речи должна усложняться. Детям требуется составлять рассказы по сериям сюжетных картинок. Постепенно усложняется работа по обучению пересказа.
Структура занятия по обучению составления рассказов на основе сюжетных картин включает две части: первая — организация восприятия детьми содержания картины, вторая — процесс рассказывания (составления рассказа). Заметим, что продуктивность второй части занятия, то есть качество детских рассказов, значительной степени зависит от продуманной, тщательной первой, которая обеспечивает глубокое понимание и осознание детьми картины.
Так, организацию восприятия детьми содержания сюжетной картины в старшем дошкольном возрасте можно начать с анализа ее названия. Например: «Праздник на лесной полянке». Педагог с целью оказания помощи старшим дошкольником в передаче своих впечатлений от первичного восприятия картины задает следующие вопросы:
— Как вы думаете, почему именно так она называется?
— Как, по-вашему, можно было бы назвать ее по-другому? Почему?
Приведенные вопросы дают возможность оценить картину в целом, чтобы затем перейти к более детальному ее рассмотрению. Обращение к собственному сознанию дошкольников, участие в диалоге по теме занятия, лексико-грамматические упражнения активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников с ОНР, побуждают их к проявлению инициативы. Уместными являются вопросы, предусматривающие аналитические идеи и умение самостоятельно составлять суждения. Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуальной активности. Ребенок выражает собственное мнение, для формулировки которого она самостоятельно или с помощью воспитателя выбирает те речевые средства, которые наиболее полно передают замысел говорящего.
Эффективным приемом восприятия детьми содержания сюжетной картины, кроме вопросов, являются:
а) игровые логические, творческие задания (например, «выход за пределы изображенного»);
б) виртуальные диалоги, которые помогают дошкольнику описать сюжет, изображенный на картине;
в) беседа по сюжету картины;
г) перевоплощение (вхождение в образ);
д) изображения пантомимой сюжета картины;
е) рассказ от имени из персонажей картины;
е) составление загадок, рифмовок;
ж) игры-драматизации и т. д.
На втором этапе старших дошкольников с ОНР обучают составлению рассказа по сюжетной картине. С этой целью можно дошкольникам предложить сюжетную картину поэлементно (разбитую на несколько частей). Данный подход позволяет ребенку увидеть логическую структуру (начало — завязка — основная часть — кульминация — развязка) рассказа, представить планирование собственного высказывания. Также данный метод способствует формированию таких качеств речи, как плавность, связность, логичность. При использовании данного способа — элементы сюжетной картины предлагаются для рассматривания ребенку не все сразу, а по одной части.
Второй способ обучения составлению рассказа по сюжетным картинам заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятие планируется по стандартной схеме — последовательное рассмотрение каждой картины и составление рассказов. Условия третьего способа — три первые картины, последняя открыта. Первая часть занятия предполагает коллективные творческие фантазии детей относительно начала рассказа. Позже последовательно открываются картины и составляются рассказы.
На таких занятиях особое внимание педагога направляется на корректировку связной речи детей. Старших дошкольников с ОНР обучают рассказыванию каждой структурной части отдельно (начало, основную часть и заключение), обучают подбирать к каждой из них разные варианты начала, разные концовки или же только основную часть (например, в одном варианте меняется сюжет рассказа, в другом варианте — используются другие персонажи т. д.). Итог занятия: дети с помощью педагога составят связный рассказ по сюжетной картинке. На последующих занятиях работа закрепляется — для составления рассказов старшим дошкольникам предлагаются серии новых сюжетных картин.
В ходе анализа результатов проведенного нами исследования также было установлено, что бедный словарный запас у старших дошкольников ОНР III уровня приводит к однотипности, невыразительности и неточности высказываний. Дети используют одни и те же слова и словосочетания, не используя в речи синонимы, местоимения, лексические замены. Часто встречаются трудности в лексико-грамматическом оформлении высказываний. В связи с этим очевидна необходимость работы по совершенствованию умений языкового оформления высказываний. Поэтому в коррекционный процесс по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо включать работу по расширению и уточнению словарного запаса, работу по усвоению синонимов, антонимов, фразеологических оборотов. Словарная работа должна включать отработку основных элементов глагольной лексики (сочетание глагола с существительными в косвенном падеже), затем вводятся качественные и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств предметов, наречия и предлоги, обозначающие пространственное взаиморасположение.
Таким образом, результатами нашего исследования подтвердилось мнение авторов, что лишь немногие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Результаты первичного обследования по состоянию связной речи старших дошкольников с ОНР обусловили разработку индивидуальных для каждого обследованного практических рекомендаций по организации коррекционной работы. В коррекционном процессе для данных детей было предложено использовать метод обучения составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Повторная диагностика, проведенная через несколько месяцев после начала занятий, позволила установить, что состояние связной речи существенно улучшилось, а методика обучения составлению рассказов по сюжетным картинкам подтвердила свою эффективность. У детей улучшилось эмоциональное состояние и желание к общению, возросла коммуникация, меньше стало ошибок в диалоге и окончаниях, высказывания стали более точными, расширился словарный запас и увеличилось число фразеологических оборотов, дети стали обращать внимание и выделять свойства предметов. По наблюдению да скоростью динамики коррекции речевых показателей участвующих в эксперименте детей, можно сделать вывод, что методика показала бы большую эффективность, если подобные индивидуальные и групповые занятия проводились бы систематически и начинались в более раннем онтогенетическом периоде.
Литература:
1. Глухов, В. П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов — Екатеринбург: Центр проблем детства, 2016. — 114 с.
2. Кленяева, Е. А. Изучение нарушений связной речи у дошкольников с ОНР / Е. А. Кленяева // В сборнике: Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения. — 2018. — С. 103–106.
3. Лебедева, И. Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Специальное образование. — 2016. — № 4. — С. 138–166.
4. Фотекова, Т. А. Развитие речи дошкольников / Т. А. Фотекова. — Москва: ТЦ Сфера, 2017. — 69 с.