Статья посвящена вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях ДОУ комбинированного вида. Выявлена и обоснована необходимость разработки и реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей по развитию речи. Проанализированы результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ комбинированного вида.
Ключевые слова: дошкольники с нарушениями речи, ДОУ комбинированного вида, психолого-педагогическое сопровождение, программа психолого-педагогического сопровождения детей по развитию речи.
The article is devoted to the organization of psychological and pedagogical support of preschool children with speech disorders in in conditions of a preschool educational institution of a combined type. The need to develop and implement a program of psychological and pedagogical support for children's speech development is identified and justified. The results of the implementation of the program of psychological and pedagogical support of children for the development of speech in the conditions of a combined type of preschool education are analyzed.
Key words: preschool children with speech disorders, combined type of preschool education, psychological and pedagogical support, program of psychological and pedagogical support for children in speech development.
На этапе развития современного общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного и школьного возраста, увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых многочисленную группу составляют дети с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространенной патологией развития.
Ученые в данной области, утверждают, что процесс овладения речью в дошкольном возрасте является ключевым и занимает центральное место в развитии ребенка, так как выводит его из зависимости от окружающего мира (Л. C. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Такие исследователи, как А. В. Запорожец [2], А. Р. Лурия [3] Д. Б. Эльконин [4] считали, что речевая активность является критерием развития интеллекта ребенка. Ребенок дошкольного возраста в процессе деятельности с предметами и общением с окружающими присваивает человеческий опыт, сложенный годами. При этом основным фактором развития интеллекта ребенка они считали речь, так как посредством речи ребенок может узнать о богатстве человеческих знаний, о многообразии и богатстве окружающего мира. И, следовательно, чем раньше ребенок овладеет речью, тем полноценнее будут усваиваться представления об окружающем, а с увеличением таких представлений будет совершенствоваться речевая деятельность ребенка.
Анализ литературы по данной проблеме дает право утверждать, что в широкую практику целенаправленная психолого-педагогическая помощь детям, имеющим недостатки в развитии речи, не вошла. Отсутствие целенаправленных психологически и педагогически обоснованных действий по развитию речи, общения, познавательной активности ребенка раннего возраста ведет к тому, что возможности сензитивных периодов развития этих функций используются не в полном объеме. В результате параметры сформированности речи, общения, познавательной активности не достигают максимально возможного уровня этого возраста.
В связи с этим появляется необходимость взаимодействия специалистов и родителей, которое направленное на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными потребностями. Это говорит о необходимости глубокого отношения к проблеме обучения и воспитания детей с нарушениями речи дошкольного возраста со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому, преодоление нарушений речевого развития наиболее эффективно в условиях психолого-педагогического сопровождения, как целостной системы в процессе деятельности, в которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в образовательном процессе.
Теоретическое изучение проблемы развития речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада стало основанием для проведения экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» г. Арзамаса Нижегородской области. В учреждении функционируют 6 общеразвивающих групп, 4 группы компенсирующей направленности. В качестве испытуемых выступили 10 детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет с нарушениями речи, имеющих нарушение формирования всех сторон речи: звуковой, лексико-грамматической, семантической. Первичная диагностика осуществлялась в сентябре 2019 г., а вторичная — в мае 2020 г.
В результате проведенного анализа документов было выявлено, что семьи детей с нарушениями речи в большинстве случаев благополучные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют полноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные усилия к тому, чтобы как можно тщательнее устранить или скорректировать данное нарушение.
При изучении уровня развития речи детей в условиях ДОУ комбинированного вида использовались следующие методики Л. А. Венгера: методика «Рассказ по картинкам» [1], цель: выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме; методика «Дополнение фраз» [1], цель: выявление способности детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, оценка уровня речевого развития, выяснение особенностей личности и общения ребенка; методика «Вопросы но картинкам» [1], цель: выяснение уровня развития активной речи ребенка.
Рассмотрим результаты, полученные по методике «Рассказ по картинкам», обобщенные первичные результаты диагностики исследуемых групп представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты первичного исследования по методике «Рассказ по картинкам»
Анализ результатов по методике «Рассказ по картинкам» позволяет сделать вывод о том, что в группе только 1 человек показал высокий уровень способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме (10 %), 5 человек показали средний уровень (50 %), низкий зафиксирован у 4 человек (40 %).
У детей с нарушениями речи наблюдались трудности в логическом построении высказывания. Мы должны отметить, что дети затруднялись и в раскладывании картинок в правильной последовательности, дети данной категории допустили ошибки при передаче последовательности событий, что говорит о недостаточной сформированности способности производить анализ неречевой деятельности. Даже с учетом того, что было присутствие наглядной опоры в виде серии картинок, им было сложно последовательно, развернуто, грамотно составить рассказ.
При анализе рассказов детей мы можем сделать вывод, что этот вид связных высказываний является одним из самых трудных. В рассказах наблюдалось большое количество ошибок смысловой передачи и языкового оформления. Можно сделать вывод о том, что дети с нарушениями речи испытывают затруднения в смысловой передаче и языковом оформлении своих высказываний.
Рассмотрим результаты, полученные по методике «Дополнение фраз». Обобщенные первичные результаты диагностики исследуемых групп представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты первичного исследования по методике «Дополнение фраз»
В группе только 1 человек показал высокий уровень способности последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи (10 %), 5 человек показали средний уровень (50 %), низкий зафиксирован у 4 человек (40 %).
Анализ детских высказываний с точки зрения целостности или грамотности построения причинно-следственных конструкций показал, что дети, имеющие нарушения речи, допускают ошибки при построении конструкций высказываний, и тем самым испытывают значительные затруднения в сохранении целостной структуры высказывания.
Данные исследования по методике «Вопросы по картинкам» представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты первичного исследования по методике «Вопросы по картинкам»
Результаты показали, что в группе по методике «Вопросы по картинкам» получили следующие результаты: у 5 дошкольников (50 %) — средний уровень, а у 5 (50 %) — низкий уровень. В данном задании дошкольники испытывали затруднения по построению предложений, по описанию изображенного события.
Можно сделать вывод о том, что высказывания детей в основном краткие, неразвернутые, подчас имеют элементарные конструкции, в отличие от детей возрастной нормы, которые используют в большинстве случаев простые распространенные предложения и намного чаще используют сложные конструкции предложений.
Таким образом, качественный анализ проведенных методик позволяет говорить о том, что большинство старших дошкольников с нарушениями речи имеют средний уровень способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме, последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи, позволил определить дальнейшее направление нашей работы, такое как составление и реализация программы психолого-педагогического сопровождения детей по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях ДОУ комбинированного вида.
Данная коррекционно-развивающая программа содержит комплекс психологических занятий с детьми, имеющими нарушения развития речи, предназначена для подгрупповой работы с детьми 5–6 лет, посещающими группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности ДОУ комбинированного вида. Программа целесообразна, так как ее реализация способствует коррекции психоречевого развития дошкольников. Программа реализуется с письменного согласия родителей (законных представителей).
Новизна программы состоит в комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, педагогов и родителей, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства, предполагающего согласованность работы по психическому и речевому развитию детей с нарушениями речи, посещающих группы компенсирующей направленности ДОУ комбинированного вида.
Цель программы — определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования общей культуры: развитие речевых и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; развитие словарного запаса ребенка, повышение уровня развития активной речи ребенка, формирование способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме; последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи программы : развитие активного словаря; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; воспитание внимания к речи; упражнение в самостоятельной речи; обеспечение психологического сопровождения развития речи дошкольников в ДОУ в целом.
Реализация программы предполагает организацию работы со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, педагогами, взрослыми. Программа включает в себя 10 подгрупповых занятий для детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушениями речи.
В каждом занятии используются методы для развития эмоциональной сферы, памяти, внимания, мышления, воображения, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, мышечное и эмоциональное расслабление: пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж, арт-терапия, психогимнастика, библиотерапия, музыкотерапия.
Основные средства реализации программы: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические, развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; сочинение историй, рассказов; дискуссии; свободное тематическое рисование; аутотренинг (с использованием стихов, записей звуки природы, релаксационной музыки).
Формы работы с родителями включали в себя: выступления на родительских собраниях; оформление уголков психолога; консультации для родителей; проведение речевого семинара; оформление буклетов, брошюр и папок-передвижек.
Работа с воспитателями: составление рекомендаций по выбору программ, методик, технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития; консультирование по интересующим темам; оформление памяток; проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми.
В результате реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей по развитию речи в условиях ДОУ комбинированного вида уже прослеживается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; родители получают квалифицированную психолого-педагогическую помощь в воспитании и развитии ребенка; овладевают знаниями детской психологии и педагогики; включаются в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности составленной и реализованной программы, так как увеличилось количество испытуемых дошкольного возраста, относящихся к подгруппе со средним и высоким уровнем речевого развития.
Литература:
- Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / Л. А. Венгер — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с: ил. — (Психология для всех).
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия и др. — Москва: Питер, 2012. — 319 с.
- Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]: краткий очерк / Д. Б. Эльконин. — Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. — 116 с. — Режим доступа: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=94361, свободный. — Загл. с экрана.