В статье рассматриваются основные направления психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Описываются основные трудности, которые испытывают обучающиеся младших классов с ЗПР.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР, дети младшего школьного возраста с ЗПР, трудности обучающихся с ЗПР, направления психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ЗПР
По мнению К. А. Абульхановой, в настоящее время реформирование концепции образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно охарактеризовать введением интегрированной и инклюзивной его конфигураций, которые обеспечивают коллективное образование данных детей с детьми без ограничений здоровья в общеобразовательных организациях [1, с. 5].
Согласно утверждениям Н. Н. Малофеева, О. С. Никольской, О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой задержка психического развития (ЗПР) — это затормаживание темпов психического созревания, в результате чего когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера детей значительно отстают от установленных общепризнанных норм [6, с. 5]. В настоящее время ЗПР не считается медицинским диагнозом, но принимается как психолого-педагогическое представление описательного характера, не показывая на предпосылки тех или иных нарушений, а лишь обозначая существующие у детей проблемы формирования. По мнению Е. Б. Аксеновой дети с задержкой психического развития (ЗПР) не только многочисленная группа в сравнении с другими категориями детей с ОВЗ, но и ярко выражена в структуре инклюзивного образования [2, с. 17].
Согласно суждению Е. В. Ватиной, детям с задержкой психического развития необходимо предоставить полноценность развития и образования при условиях организованной и оперативной (с учетом структуры дефекта) коррекционно-развивающей деятельности. Это даст возможность наиболее точно скорректировать временные отставания в развитии и избежать проявления вторичных нарушений у детей [5, с.17].
В трактовке автора М. Р. Битяновой сопровождение — планирование образовательной среды, которое исходит из общегуманистического подхода к возможности наибольшего выявления способностей и индивидуальных возможностей детей (формирования условий для наиболее эффективного обучения конкретных детей), с опорой на возрастные нормативы формирования, главные новообразования возраста как аспекты адекватности образовательных влияний, в логике своего развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей [4, с.10].
По мнению Н. В. Бабкиной детям с ЗПР нужна такая концепция сопровождения, которая способствовала бы справиться с существующими ограничениями жизнедеятельности (успешного взаимодействия, общения с окружающими) и помогла, подготовила к самостоятельному принятию решений, отвечать за них, а также приобретать трудовые или профессионально-трудовые навыки, которые позволили ему быть востребованным на рынке труда. Этому способствуют формируемые в рамках психолого-педагогического сопровождения личные или фронтальные программы формирования социальных, социально-эмоциональных навыков, программы индивидуального развития и самоопределения, программы углубленной общественной и профессиональной подготовки. В данном случае сопровождение станет служить решению таких задач как обучение конкретным предметам, которые находятся в зоне актуальной заинтересованности ребенка, профильному обучению, интеграции. Всё без исключения станет лучше формировать личность, которая способна к наибольшей возможной социализации или социальной адаптации. Сопровождение в данном случае включает: образовательный процесс, личностное развитие в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и социумом в обширном понимании слова. Таким образом, в систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психологи, социальные педагоги, медики и другие специалисты [3, с. 38].
Сопровождение детей в начальной школе подразумевает предоставление приспособления к школе, увеличение интереса детей в учебной деятельности, развитие познавательной активности. Психолого-педагогическое сопровождение представляет главную роль в коррекции и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению Е. В. Ватиной, задачами психолого-педагогического сопровождения являются: своевременное обнаружение трудностей в обучении; подбор образовательного маршрута, который соответствует способностям детей; поддержка ребенка в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; профилактика проявления вторичных нарушений; формирование психолого-педагогической компетентности преподавателей и родителей [5, с. 18].
С. К. Хаидов анализирует основные направления деятельности психолого-педагогического сопровождения: диагностика и отслеживания динамики формирования; психологическое просвещение и образование родителей и педагогического персонала; коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое направление работы содержит в себе первичное исследование, регулярные поэтапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития детей. Сейчас разработаны комплексы методик для оценки психологической готовности ребенка с ЗПР к обучению в школе. Описаны требования, методы, приемы выполнения диагностического обследования, дана концепция итогов по отдельным позициям, представлены рекомендации по выбору подходящих условий в зависимости от итогов обследования.
Коллегиальное рассмотрение итогов исследования всеми специалистами ПМПк дает возможность сформировать общее понимание о характере и возможностях развития детей, установить единый прогноз его последующего формирования, совокупность требуемых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать «Программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком».
В структуре деятельности ПМПк задачи психолога: определить актуальный уровень развития детей и зоны ближайшего развития, выявить отличительные черты эмоционально-волевой сферы, индивидуальных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и остальными взрослыми.
Психолог устанавливает направления и средства коррекционно-развивающей деятельности, длительность и периодичность цикла специализированных занятий, в соответствии с особенностями развития детей и решением консилиума образовательного учреждения. Главной задачей считается разработка индивидуально-ориентированных программ психологической поддержки или применение ранее существующих исследований в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей или группы в целом [7, с. 56].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной среде считается в настоящее время одним из свойств положительного формирования территориальной системы образования. Данное положение приобрело собственное подтверждение в опыте эффективного построения служб сопровождения на определенных территориях России. Вопрос об оптимизации сети образовательных учреждений для ребенка с проблемами в развитии и обучении обязан быть на первом месте при формировании образовательной среды любого городского округа. Процедура формирования концепции психолого-педагогического сопровождения из стихийного, обращаемого в большей степени доброй волей отдельных руководителей образовательных учреждений, стал комплексным, планомерным и контролируемым.
Литература:
- Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии [Текст] / К. А. Абульханова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2005. — Т. 2. — № 4
- Аксенова Е. Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно -ролевой игре и на учебных занятиях [Текст]: Автореф. дис.... канд. психол. наук / Е. Б. Аксенова. — М., 1992
- Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. — 2006. — № 4
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст] / М. Р. Битянова. Издание 3-е, стереотипное. — М.: Совершенство, 2007.
- Ватина Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. — РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2012
- Малофеев Н. Н. и др. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. 2009. № 1
- Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии / Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко, С. К. Хаидов. — Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016