Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении
Авторы: Бувака Марина Владимировна, Семичева Анна Владимировна, Косило Надежда Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 26.10.2022
Статья просмотрена: 555 раз
Библиографическое описание:
Бувака, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении / М. В. Бувака, А. В. Семичева, Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7708/ (дата обращения: 24.11.2024).
В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных образовательных учреждениях общего типа, а психолого-педагогическое сопровождение является одним из условий создания инклюзивной среды.
Ключевые слова: сопровождение, условия, аутизм, ребенок, расстройство аутистического спектра, взаимодействие, сенсорная сфера, социальная адаптация.
За последние несколько лет в системе образования РФ произошли существенные изменения, связанные с принятием Государственной думой 21 декабря 2012 года Федерального закона «Об образовании в РФ», который дает детям с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детям с РАС) возможность на совместное обучение и воспитание со сверстниками в норме при создании особых условий для их обучения, воспитания и развития с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [9]. Содержание и условия организации обучения и воспитания детей определяются адаптированной образовательной программой для данной категории детей.
Для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации воспитанников ДОУ с РАС осуществляется их психолого-педагогическое сопровождение.
Отечественные и зарубежные исследователи по-разному понимают термин «сопровождение». Первые считают его сродни синонимам «обеспечение», «помощь», «поддержка», в то время как зарубежные исследователи акцентируют внимание на технологиях и деятельности специалистов по коррекции.
Г. А. Берулава рассматривает сопровождение в аспекте личностного роста ребёнка с РАС как «создание необходимых условий для наиболее эффективного становления и развития личности». В её исследованиях акцентируется внимание на создании таких психологических условий в ДОУ, при которых будет развиваться личность ребёнка в образовательной модели инклюзии» [3, с. 100].
Сопровождением называется оказание ребёнку с РАС постоянной психолого-педагогической помощи, которая полностью соответствует его личностным и образовательным потребностям. При этом психологи и педагоги помогают детям в обнаружении и раскрытии внутреннего потенциала, привлечении внутренних и внешних ресурсов для решения проблем, возникающих у ребёнка с РАС в процессе социализации или обучения.
Целью психолого-педагогического сопровождения детей с РАС является «создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала ребенка с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы» [5, с. 7].
Одним из условий эффективной реализации инклюзивного образования является кадровое обеспечение, так как психолого-педагогическое сопровождение предполагает большой спектр продолжительных, пролонгированных мер комплексной помощи, осуществляемой в процессе согласованной работы специалистов различных направлений.
Прежде всего стоит остановиться на профессиональных и личностных качествах, которыми должны обладать специалисты, работающие с детьми с РАС в ДОУ: гуманность, понимание, терпение, гибкость. Они должен уметь ставить себя на место другого, находить позитивное в любой ситуации, не падать духом, уметь верить в себя и в результаты своей работы. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с аутичным ребенком, надо суметь войти в его мир, понять, чего он хочет, с уважением относясь к его желаниям.
Кроме того, специалисты должны быть эмоционально устойчивыми, ведь аутичные дети очень чувствительны к переменам настроения находящегося рядом взрослого. Они чувствуют его раздраженность, гнев или недоброжелательность.
Ребёнок с РАС нуждается в коррекции эмоционально-волевой сферы, для этого педагогу необходимо установить контакт с ребенком-аутистом, преодолеть его сенсорный и эмоциональный дискомфорт, негативизм, тревогу, беспокойство, страхи, а также негативные аффективные формы поведения: стереотипное поведение, агрессию.
В процессе ППС особая роль принадлежит психологу: он является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях ребенка, он сопровождает деятельность других специалистов — воспитателя, тьютора, логопеда.
Задачи психолога в работе с аутичными детьми многообразны, перечислим основные:
— формирование границ взаимодействия;
— помощь в организации воспитательного процесса (в ситуации отсутствия тьюторского сопровождения) — в рамках группы детского сада;
— формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;
— индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других (формирование модели психического);
— формирование функций эмоциональной сферы;
— работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;
— работа со сверстниками ребенка (с мини-группой).
Лишь после того, как такие простые отношения с детьми и воспитателем станут возможны (в рамках достаточно повторяющихся ситуаций), можно разворачивать работу по формированию навыков взаимодействия и коммуникативных навыков в детской среде в целом. Такая работа предполагает использование в группе методов групповой работы.
Часто у детей с РАС даже простые отношения со сверстниками устанавливаются значительно труднее, чем со взрослыми.
Общение не может автоматически наладиться со временем, и в лучшем случае остается на уровне беготни, которая не только перевозбуждает ребенка, но и вызывает у него дискомфорт и тревогу. Поэтому объем таких контактов с другими детьми должен быть достаточно дозирован, а общение четко организовано в рамках стереотипа занятия и перерыва [6, с. 29].
Как только подобные отношения с другими детьми и воспитателем станут для ребенка возможны (при повторяющихся ситуациях занятий, похода на прогулку), можно постепенно расширять границы коммуникаций, переходить к организации взаимодействия детей на различных малоструктурированных мероприятиях — праздниках, экскурсиях и т. п.
Работу с родителями ребенка с РАС психолог строит с учетом понимания тех трудностей, с которыми приходится сталкивается семье, и на понимании специфики конкретного варианта расстройства. Психолог обсуждает с родителями возможности как основной (в ДОУ), так и дополнительной помощи ребенку, в том числе и медицинской.
Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома РАС. Речевые расстройства в значительной мере усугубляют затруднения в контакте с окружающими. Основная цель работы логопеда — это научить аутичного ребенка пользоваться речью.
Логопедическая работа с аутичными детьми в дошкольном возрасте осуществляется только индивидуально.
Работу над речью всегда предваряет этап установления контакта, формирования стереотипа занятия, вне зависимости от того, какими речевыми возможностями обладает ребенок с РАС. Логопед всегда учитывать поведенческие особенности ребенка. Важно не провоцировать агрессию или концентрацию на аффективно насыщенных высказываниях, не использовать прямых вопросов, не использовать выражений с переносным значением. Весь речевой материал должен быть связан с личным опытом ребенка, с его интересами и включен в специально созданную коммуникативную ситуацию. Структура логопедического занятия должна быть гибкой, должна учитывать интересы ребенка.
Очень важна в логопедической работе визуализация. Ребенку с РАС легче общаться через рисунок, возможно с письменно обозначающим словом. Для детей могут быть использованы карточки, на которых есть рисунки, понятные ребенку, что позволяет ему выражать желания и создавать алгоритм действий.
Важную роль в сопровождении ребёнка с РАС в ДОУ играет тьютор. Особенности развития произвольных форм деятельности ребенка с аутистическими расстройствами, в частности, произвольного или разделенного внимания (концентрации внимания на совместной деятельности), произвольного сосредоточения, трудности такого процесса, как подражание, создают необходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такой ребенок испытывает множество затруднений. В этом случае на первых порах ребенка обязательно должен сопровождать тьютор, а если у него значительные трудности при организации своего поведения, то тьютор сопровождает ребенка на протяжении учебного года (при условии рекомендаций ПМПК).
За организацию учебного поведения отвечает тьютор. Как бы «приклеиваясь» к ребенку и не заменяя собой педагога, помогает ему сориентироваться в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагога, снимая тем самым трудности восприятия фронтальных заданий [4, с. 68].
На первых этапах тьютор становится для ребенка своеобразным проводником и переводчиком, помогая в организации учебного поведения и учебного пространства.
С одной стороны, он организует проведение перемены для ребенка, а, с другой стороны, помогает в формировании у детей стереотипов социального поведения [2, с. 39]. Именно в этих ситуациях происходит знакомство с нормами социального взаимодействия, коммуникации со сверстниками и взрослыми, от самых простых: как попросить тот или иной предмет, заинтересовавший ребенка, как ответить на заданный вопрос, самому о чем-то спросить и т. п. Эффективность такой работы подкрепляется совместной работой с психологом.
При отсутствии в образовательной организации тьютора (то есть такой рекомендации нет в заключении ПМПК), то большинство этих задач, связанных со структурированием и осмыслением жизни в ДОУ, решают психолог, воспитатель, иногда дефектолог или социальный педагог [7, с. 16].
Деятельность координатора по инклюзии (методиста) заключается в организации процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду ДОУ, в создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации детей с РАС [1, с. 59]. Он регулирует деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении. Координатор по инклюзии — основной «носитель» информации и помощник воспитателя в организации образовательного процесса в инклюзивной группе.
Таким образом, для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения дошкольное образовательное учреждение должно быть укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должно обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики, что позволит им эффективно выстраивать образовательную деятельность в условиях инклюзивной практики.
Литература:
- Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021. — 208 с.
- Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании. Алехина Светлана Владимировна Вачков Игорь Викторович // Сибирский педагогический журнал № 5 / 2014, с.97–104
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 192 с. — (Специальная психология.)
- Обучение детей с расстройством аутистического спектра. / Отв. ред. С. В. Алехина Под общ. ред. Н. Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
- Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
- Рудик, О. С. Как помочь аутичному ребенку. Методическое пособие. — М.: ВЛАДОС, 2014.
- Создание специальных условий в образовательном учреждении для детей с расстройствами аутистического спектра. Методический сборник. / Авторы: Н. Я. Семаго, М. М. Семаго; ответственный редактор: С. В. Алехина. Серия «Инклюзивное образование». — Москва, 2012. — 56 с.
- Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003. — 240 с.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2012г. N 303.
Ключевые слова
взаимодействие, ребёнок, социальная адаптация, условия, сопровождение, аутизм, расстройство аутистического спектра, сенсорная сфераПохожие статьи
Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается тьюторское сопровождение дошкольников с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. Тьюторское сопровождение представлено как механизм эффективного функционирования системы «дошкольник с РАС...
Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности
Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра
Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...
Игровая среда «образовательного туризма» — залог успешной социализации и самореализации дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта)
Статья рассматривает моделирование игровой среды с целью успешной социализации дошкольника с нарушением интеллекта. Автор описывает механизм включения дошкольников 5–8 лет с умственной отсталостью в образовательное пространство, основой которого явля...
Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...
Похожие статьи
Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается тьюторское сопровождение дошкольников с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации. Тьюторское сопровождение представлено как механизм эффективного функционирования системы «дошкольник с РАС...
Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности
Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении
В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра
Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...
Игровая среда «образовательного туризма» — залог успешной социализации и самореализации дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта)
Статья рассматривает моделирование игровой среды с целью успешной социализации дошкольника с нарушением интеллекта. Автор описывает механизм включения дошкольников 5–8 лет с умственной отсталостью в образовательное пространство, основой которого явля...
Формирование коммуникативной компетенции как средство социализации учащихся с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматривается возможность использования театрализованной деятельности в образовательном процессе с учащимися с расстройством аутистического спектра для формирования коммуникативной компетенции с рамках принципа инклюзии. Рассмотрены особен...