Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду
Авторы: Филиппова Надежда Сергеевна, Смирнова Наталья Викторовна, Корнеева Татьяна Газинуровна, Соловьева Светлана Алексеевна, Будаева Людмила Владимировна, Филиппова Ольга Николаевна, Толстова Татьяна Андреевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 25.02.2022
Статья просмотрена: 582 раза
Библиографическое описание:
Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду / Н. С. Филиппова, Н. В. Смирнова, Т. Г. Корнеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7135/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Описаны основные направления коррекционной работы по формированию и развитию музыкальных способностей у детей с ОВЗ в ДОУ.
Ключевые слова: дошкольники, дети с ОВЗ, музыкальные способности, художественно-эстетическое воспитание, коррекционная работа.
В современной действительности в дошкольных образовательных учреждениях музыкальным руководителям все чаще приходится сталкиваться с организацией коррекционной работы по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста не только с нормами развития, ни с детьми, имеющими ОВЗ, которые требуют более детального и индивидуального подхода.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.
При слаженной работе музыкального руководителя, воспитателей, логопеда, психолога, родителей возможна эффективная коррекционная деятельность, направленная на развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ.
Дети, имеющие ОВЗ, с большим интересом занимаются всеми видами музыкальной деятельности на занятиях в дошкольном учреждении. Основными направлениями работы музыкального руководителя буду являться:
– развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ;
– развитие коммуникации;
– развитие музыкальных способностей с учетом первичных и вторичных дефектов детей с ОВЗ;
– развитие познавательной активности и волевых качеств личности.
А также можно выделить основные задачи, стоящие перед педагогами при проведении коррекционно-образовательной работы.
– Развивать артикуляционный аппарат.
– Развивать фонематическое восприятие.
– Развивать грамматический строй и связную речь.
– Развивать дыхание.
– Развивать координацию движений и моторные функции.
– Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
– Формировать правильную осанку
– Формировать способность восприятия музыкальных образов.
– Совершенствовать личностные качества
Исследованием вопросов развития музыкальных способностей детей с ОВЗ занимались такие ученые как Г. А. Волкова [1], Е. А. Медведева [3], Л. Н. Комиссарова [3] и другие.
Изучением дидактических подходов влияния музыкального воспитания детей с ОВЗ и роли музыкального развития детей с помощью обогащения представлений об окружающей среде, занимались Е. А. Медведева [3], Л. Н. Комиссарова [3], Г. Р. Шашкина [3] и другие.
Для развития музыкальных способностей дошкольников, имеющих ОВЗ, предлагается использовать следующие направления коррекционной работы:
– организация театрализаций;
– использование ритмических занятий;
– организация слушания музыки;
– организация игры детей на музыкальных инструментах;
– проведение интегрированных музыкальных занятий.
Особая специфика занятий с детьми, имеющими ОВЗ, зависит от особенностей первичных и вторичных нарушений дошкольников, индивидуально-психологических особенностей детей. Структура музыкальных занятий может быть различна в зависимости от вышеуказанных особенностей. Музыкальный материал на занятиях может повторяться, для лучшего закрепления материала, учитывая индивидуальный темп освоения знаний у дошкольников.
Период дошкольного возраста является сензитивным для активного развития познавательной, эмоциональной и волевой сферы ребенка, ведущим видом деятельности, согласно Л. С. Выготскому в данном возрастном периоде выступает игровая деятельность, базируясь на которую необходимо выстраивать весь учебно-воспитательный процесс на музыкальных занятиях.
В результате использование игровых приемов на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ позволяет выстроить игровую деятельность таким образом, чтобы реализовать основные первостепенные задачи по развитию познавательной сферы дошкольников и эмоционально-волевого развития детей.
Для организации игрового пространства детей, имеющих ОВЗ важно учитывать особенности их нарушений, чтобы дети могли чувствовать себя комфортно в окружающем игровом пространстве, создавать атмосферу спокойствия, доверия, благополучного психологического климата для дошкольников, организуя игровое пространство на музыкальных занятиях таким образом, чтобы дошкольники чувствовали себя комфортно.
Литература:
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 144 с.
- Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И. Ю. Левченко. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 96 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 224 с.
Ключевые слова
дошкольники, дети с ОВЗ, коррекционная работа, музыкальные способности, художественно-эстетическое воспитаниеПохожие статьи
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО
В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...
Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи
В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...
Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...
Похожие статьи
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО
В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...
Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи
В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...
Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматриваются основные аспекты коррекционно-воспитательной работы посредством изобразительной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, приводятся рекомендации работы для педагогов с данной ...