«Мы просто другие,
Мы живем на другой глубине.
Мы просто такие.
Неизвестно, по чьей вине.
Нам себя уже не изменить
И такими, как вы, не стать.
Так попробуйте рядом быть,
Попытайтесь нас просто понять...»
сл. В. Борисов, муз. А.Ермолов
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Современный ФГОС дошкольного образования наряду с социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим и физическим развитием ребенка, предполагает решение и коррекционных задач, которые должны включаться в программу детского сада, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе все большую популярность приобретают совместные занятия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть организация инклюзивного образовательного и воспитательного процесса. Работая в этом направлении, всё время надо помнить о принципах инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимодействий;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
К сожалению, детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья с каждым годом становится всё больше и больше. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, а для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть тем местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Дети с ОВЗ — это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания: дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети нарушениями речи; дети с нарушением интеллекта; дети с задержкой психа- речевого развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Но, ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов «настоящий” диагноз своих детей и в группах ДОУ воспитываются дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на полноценную адаптацию и социализацию в обществе.
Работе с ребенком с особыми образовательными потребностями требует профессионального взаимодействия всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Музыкальное искусство являются незаменимым средством художественного развития, эстетического воспитания, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из основных целей — формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Одной из важных задач, в нашей музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем, не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, что позволяет влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Наша деятельность как музыкальных руководителей заключается в помощи ребёнку с ОВЗ открыть дверь в большой мир познания, где ребёнок с проблемами получает яркие впечатления.
Из практики известно, что дети воспринимают общение с музыкальным руководителем как особенно радостные минуты их жизни в детском саду. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Перед нами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой — помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Особое место в воспитании детей занимают: музыка и музыкально — ритмические движения.
Доказано, что движение под музыку для детей с патологией в развитии имеет особое значение, так как двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. С этой целью в совместной деятельности мы используем музыкально- ритмические композиции: дети стараются освоить основные, общеразвивающие, танцевальные движения, некоторые композиции представляют собой этюды, другие образно- игровые и ритмические танцы.
Большое внимание в музыкальной деятельности уделяется движению:
–игровые упражнения с народными инструментами;
–элементарный танец;
–танцевальные миниатюры с использованием народных инструментов.
Народные инструменты (ложки, бубны, трещотки, колокольчики) помогают создать на занятии положительный настрой, способствует развитию внимания, памяти, помогают преодолению застенчивости, скованности, расширяют музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Во время игры на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту их разнообразного звучания. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
В. М. Бехтерев отмечал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка. Наряду с использованием традиционных видов детского музыкального исполнительства — пения, движения, игры на музыкальных инструментах нами используется метод элементарного музицирования. Его основоположником является К.Орф. Именно совместное музицирование в синтезе пения, игры на музыкальных инструментах, движений создает благоприятную возможность для самовыражения. Опираясь на всё выше сказанное. мы в своей практике с успехом применяем пляски с инструментами (ложки, бубны), музыкально-ритмические упражнения с использованием народных инструментов.
Движение является основным механизмом уравновешивания в системе «организм-среда». Организм не просто уравновешивается со средой, но и активно приспосабливается. В танце дети представляют себя разными песрсонажами «листочками», «птичками», «капельками» и т. д. Не испытывая страха, дискомфорта от мысли, что делают что-то неправильно, дети танцуют, как им нравится, проявляя выдумку, фантазию в танце учатся общению друг с другом, а также перевоплощению.
Танцевальные движения создают эмоциональное равновесие: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.
Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же мы от них не отказываемся в работе именно с детьми с ОВЗ, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще — механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. Обычно в пару к ребенку мы ставим детей, имеющие хорошее чувство ритма.
В работе используем технологию Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика».
Такие музыкально-ритмические движения, как «Упражнения для рук», «Капельки», упражнения с предметами, этюды «Весёлый тренажер». Данная технология стимулирует наше творчество как музыкальных руководителей и предлагает новые формы организации праздников и развлечения.
Большую помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают праздники. На празднике нами используются уже знакомые детям предметы и музыкальные инструменты, но в непривычной ситуации. Инструменты и предметы неожиданно появляются из сундучка, из «волшебной коробки», что доставляет детям радость.
Индивидуальная работа — один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания, например, в игре «Расписные ложки», «Бубны, колокольчики», развиваются коммуникативных навыков. Упражнения подбираются нами с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка.
И пускай эти дети выполняют задания не так чётко и ритмично, но они стремятся не отставать от своих сверстников и своим стремлением дарят радость близким и всем окружающим.
Литература:
- Базарова Т., Азбука классического танца. М., 1979г.
- Барышникова Т., Азбука хореографии. С-П., 1996г.
- Бин Д., Оулдфилд А., Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М., 2002г.
- Буренина танцы-игры для детей. С-П., 2010г.
- Основы классического танца. Л., 1934г.
- Васильева Т., Секрет танца. С. П., 1997г.
- Анатомия физиологии человека (возрастные особенности). М., 1974г.
- Захаров Р., Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М., 1983г.
- Каплунова И., Новоскольцева И., Праздник каждый день. С-П., 2010г.
- Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. С-П., 2010г.
- Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. М., 2001г.
- Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987г.
- Са-Фи-дансе (танцевально-игровая гимнастика для детей). С-П., 2010г.
- Холл Джим, Учимся танцевать. М., 2008г.
- Танцетерапия. Ростов-на-Дону, 2008г.
- http://sensint.ru/articles/muzykalnye-zanyatiya-kak-sredstvo-sensornoy-integracii-v-rabote-s-detmi-imeyushchimi
- https://infourok.ru/metod-sensornoy-integracii-v-logopedicheskoy-rabote-s-detmi-so-slozhnoy-strukturoy-defekta-2988504.html
- http://www.dou70.ru/30/index.php?option=com_content&view=article&id=163:2014–03–17–09–35–00&catid=26:2013–10–07–00–52–07&Itemid=42