Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.10.2021

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Баштырева, С. В. Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ / С. В. Баштырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84606/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития.

Комплексные музыкально-ритмические занятия способствуют формированию положительных качеств личности, влияют на умственную деятельность, на формирование произвольного внимания, развития памяти, ведь каждое задание необходимо понять, осознать и правильно выполнить.

Коррекция нарушений осуществляется путем участия воспитанников в различных видах музыкальной деятельности: слушания, пения, музыкально–ритмических движений.

Слушание музыки является ведущим видом и лежит в основе всех других. Воспитанники учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности.

Важным направлением в коррекционной работе детей с ОВЗ является пение, в процессе обучения которому, формируется как вокальная, исполнительская культура, так и коррекция отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение способствует развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Пение развивает коммуникативные способности, оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние воспитанника, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыкальные игры, песни–инсценировки, импровизация движений на музыкальные темы и музыкально–ритмические упражнения. В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию, способствует развитию выразительности их движений, побуждают включаться в коллективную деятельность, помогают проявить себя как личность и доставляют огромную радость.

Все виды музыкальной деятельности использую в своей работе на внеклассных занятиях, классных и общешкольных мероприятиях. На внеклассных занятиях воспитанники слушают классическую музыку: «Гений XX века» (о творчестве Д. Шостаковича), «Времена года» (знакомятся с творчеством П. И. Чайковского), «Мы и музыка», «Здоровье и музыка». Очень интересно и познавательно прошло занятие по русскому народному творчеству: «Народное творчество-народная мудрость», где воспитанники познакомились с пословицами, поговорками, загадками и народными песнями, играли на народных инструментах.

В конце каждого занятия провожу релаксационные упражнения , способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения, для чего использую такую «музыку», как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д. На каждом занятии провожу физкультминутки, пальчиковую гимнастику, что развивает речь, снимает усталость и способствует созданию радостной атмосферы.

Активное участие воспитанники принимают в проектах: «Дом, в котором я живу», «Дерзайте, мы талантливы», «Время вперед», «Моя семья»; военном проекте: «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва под Москвой» и др. К защите каждого проекта воспитанники разучивают стихи, сценки, танцы, песни. Это способствует развитию как психических процессов, так и творчества, музыкальных способностей.

Музыкально-ритмические движения на празднике — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, воспитанник ощущает себя творческой социально значимой личностью. Так воспитанники принимают участие в праздниках: «День учителя», «8 Марта», «23 Февраля», «Последний звонок». Участвуют в православных праздниках, посвященных «Дню Святой Пасхи», «Масленицы». Особенно интересно проходит неделя сказок: «Про Федота-Стрельца», «Волшебное кольцо», «Снегурочка» и др. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы.

Итак, положительная роль музыки на внеклассных занятиях и досуге заключается в том, что они позволяют каждому воспитаннику с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. А вся проводимая работа воспитателем способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.

Литература:

  1. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995.
  2. Андреев Л. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.
  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1980.
  4. Бгажнакова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. –М.; 2010.
  5. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.
  6. Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2.
  7. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. #., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.
  8. Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура. Человек и картина мира. — М., 1987.
  9. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, занятие, музыка, музыкальная деятельность, пение, песнь, праздник, развитие памяти, социализация детей.


Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование музыкально-ритмических упражнений, плясок с народными инструментами в работе с детьми с ОВЗ

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Формирование орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

Похожие статьи

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Использование музыкально-ритмических упражнений, плясок с народными инструментами в работе с детьми с ОВЗ

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Формирование орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Методические рекомендации по преподаванию предмета «Физика» в школе-лицее

Задать вопрос