Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Авторы: Матвеева Юлия Викторовна, Бутахина Евгения Анатольевна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 30.10.2021
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Матвеева, Ю. В. Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста / Ю. В. Матвеева, Е. А. Бутахина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6706/ (дата обращения: 16.12.2024).
Совершенствовать эмоционально волевую сферу личности ребёнка, благоприятно воздействовать на развитие адаптационных механизмов психики детей существенно помогает музыкальная терапия.
Все знают об огромном влиянии музыки на эмоциональное состояние человека, поэтому музыкальную терапию, как одну из здоровьесберегающих технологий применяют во всех странах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не только нервно — психических, но и соматических заболеваний. Приобретение ребёнком уверенности в себе значительно снижает заболеваемость, повышается сопротивляемость организма различным болезням.
Музыкальную терапию хорошо использовать в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога, так как музыкальный руководитель детского сада хорошо разбирается в музыкальных произведениях, может подобрать музыку, соответствующую эмоциональному состоянию ребёнка, педагог-психолог в свою очередь определить эмоциональное состояние ребёнка, понять проблему ребёнка, смысл и важность недуга.
Каким же образом музыка может влиять на эмоциональное состояние?
- Слушая звуки дельфинов, нервная система человека успокаивается, а работа головного мозга, наоборот, активизируется.
- Звуки природы благоприятно влияют на эмоциональное состояние и улучшают сон.
- Спокойные мелодии, доставляющие радость, нормализуют артериальное давление, способствуют расширению сосудов, замедляют пульс и увеличивают силу сердечных сокращений.
- Слушание пение птиц помогает уравновесить все процессы организма, приводят в состояние гармонии тело и психику.
- Звуки леса, ветра, воды увеличивают скорость мыслительных процессов. Исследования показали, что они активизируют клеточную активность той части мозга, которая отвечает за гениальность и творчество.
Значительное место в музыкотерапии отведено классической музыке.
Чем может быть полезна классическая музыка детям?
- Музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, помогает привить чувство прекрасного.
- Классические мелодии отличаются богатством оттенков и гармонией.
- Во время прослушивания классической музыки развиваются такие психические процессы, как внимание, память, мышление, вырабатываются эстетический вкус.
- Классическая музыка способствует приобщению к мировой музыкальной культуре.
- Обогащается музыкальный опыт, как основа эстетического восприятия окружающего мира.
- Музыка позитивно влияет на эмоциональное, духовное и даже на физическое развитие ребенка.
Необходимо выбирать музыку, соответствующую эмоциональному состоянию ребенка. В работе с детьми важно учитывать каждый конкретный случай, педагог-психолог распознаёт и обозначает переживание ребёнка, и только тогда музыкальный руководитель выбирает композицию для прослушивания. Список можно расширять в зависимости от предпочтений ребенка.
Какие композиции стоит давать послушать в конкретных случаях?
Для снятия эмоционального напряжения, успокоения хорошо подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также «Аве Мария» Шуберта, «Лунный свет» Дебюсси, «Колыбельная» Брамса и вальсы.
Для снятия тревожности и неуверенности мелодии должны быть мажорными, но при этом не слишком быстрыми (в среднем темпе). Подойдут вальсы Штрауса, «Жаворонок» М. Глинки, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Серенада» Ф. Шуберта, «Вальс цветов» П. Чайковского.
Уменьшению нервного возбуждения и раздражительности помогут музыкальные произведения Бетховена («Симфония ля-минор», «Лунная соната», ода «К радости»), Баха («Итальянский концерт», «Кантата № 2»), «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Утро» Грига, «Хор Пилигримов» Вагнера «Полонез» Огинского.
Музыка для улучшения настроения: произведения Моцарта и Чайковского, отрывки из оперы «Кармен» Бизе, «Менуэт» Генделя, «Времена года», «Маленькая симфония» Вивальди, «Музыкальный момент» Шуберта.
Тонизирующая музыка: «Марш оловянных солдатиков» из балета Чайковского «Щелкунчик», третья часть Шестой симфонии Чайковского, увертюра «Эгмонт» Бетховена, «Венгерская рапсодия 2» Листа.
Снятие головной боли: «Дон Жуан» и Сороковая симфония Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Листа, «Фиделио» Бетховена.
От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, «Утро» и «Танец феи Драже» Чайковского, вообще подойдут практически любые медленные вальсы.
Более того, кроме слушания музыки, можно использовать некоторые упражнения, которые способствуют устранению страхов у детей, стабилизации эмоциональной сферы, дети начинают чувствовать себя свободно, непринуждённо.
Упражнение «Вальс дружбы»
Участники разделяются на пары. Они становятся лицом друг к другу, соединяются лбами, между ними зажимается мягкая игрушка, или какой-нибудь другой предмет. Руки за спиной. Звучит музыка. Все должны танцевать в таком положении, не роняя предмета. Пара, которая не удержит его, выбывает из игры. Побеждают самые стойкие.
Упражнение «Прогулка по сказочному лесу»
Медленные шаги под музыку, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестом другим великолепие природы. (Можно взяться за руки и идти как в хороводе).
Детям можно предложить после этого упражнения нарисовать увиденное.
Упражнение «Спонтанное рисование под музыку». Дети рисуют все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка яркая, эмоционально богатая, негромкая.
Упражнение «Зеркало»
Дети встают парами. Один ребёнок делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
Релаксационные упражнения, используемые в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ, необходимо проводить с музыкальным сопровождением. Желательно использовать звуки природы, пение птиц.
Эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней связана не только с наличием музыкальных способностей, но и с уровнем нейротизма. Источником многочисленных эмоциональных реакций является тревожность или чувствительность неизбежной и неопределенной опасности, неуверенности в себе. Большими любителями музыки нередко оказываются те, у кого в личностной сфере можно наблюдать разного рода конфликты. Снижение нейротизма и внутренней тревожности больше наблюдается при прослушивании печальной музыки, поэтому ее и рекомендуется слушать при наличии таких состояний. При этом лучше всего поддается изживанию под воздействием печальной музыки тревожность.
В результате использования музыкальной терапии в индивидуальной или групповой работе, у детей значительно повышается уверенность в себе, дети узнают и понимают свои эмоции и эмоции других людей. Различают настроение, особенности поведения в этом настроении.
Литература:
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб., Речь. 2014
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. СПб., Речь. 2002
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004