В исследованиях И. В. Евтушенко, А. И. Копытина, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведевой, С. Г. Рыбаковой, Л. Д. Лебедевой, Н. В. Шутовой и др. показано, что коррекция и профилактика эмоционально-личностных нарушений эффективно осуществляется с помощью различных видов искусства. Использование арт-терапии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, позволяет апеллировать к глубинным душевным переживаниям ребенка, затрагивает его нераскрытые дарования, нормализует эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество [2]. Что является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это положение легло в основу экспериментального исследования возможностей арт-терапии в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.
Исследование включало несколько этапов: Первый этап — поисково-теоретический. Были проанализированы литературные источники, определены тактика и стратегия научного исследования, подобран диагностический комплекс;
Второй этап — экспериментально-констатирующий. Был посвящен изучению особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ — участников эксперимента. Полученные результаты определили содержание третьего этапа исследования;
Третий этап — коррекционно-формирующий. На данном этапе была апробирована программа психокоррекционной работы с детьми, составившими экспериментальную группу;
Четвертый этап — завершающий. На этом этапе было выполнено итоговое обследование, обработаны результаты, оценена эффективность коррекционной программы, осуществлено литературное оформление текста диссертационной работы.
Исследование проводилось на базе ГБОУ детского сада компенсирующего вида № 908 г. Москвы в 2015 г. В исследовании приняло участие 13 детей в возрасте от шести до семи лет. Заключения ПМПК: 6 детей — ЗПР, 3 детей — СДВГ, 2 детей — ММД в сочетании с ЗПР, 2 детей — ММД в сочетании с СДВГ. У части детей в анамнезе имеются соматические заболевания.
Для решения задач исследования был сконструирован диагностический комплекс, направленный на изучение эмоционально-волевой сферы детей. Исследовались следующие параметры: уровень агрессии, уровень тревожности, уровень самооценки, уровень страхов. С этой целью были использованы следующие методики: «Кактус» (М. А. Панфилова), тест «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), тест «Страхи в домиках» (А. И. Захаров).
Результаты исследования оценивались на основе количественного критерия: высокий уровень — средний балл менее 8; средний уровень — средний балл 9–10; низкий уровень — средний балл более 11.
После проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты:
уровень агрессии в группе приближен к высокому. Большинство детей — 76 %, обладают высоким уровнем агрессии, 16 % — средним, и лишь 8 % низким;
высокий уровень тревожности во всей группе продемонстрировал 31 % детей, средний — 69 %. Ни один из детей не продемонстрировал низкий уровень тревожности;
большая часть детей — 46 % обладает неадекватно завышенной самооценкой, 31 % завышенной, вариант возрастной нормы, нормальной самооценкой — 23 %;
высокий уровень страхов имеют 46 %, низкий уровень страхов 54 %.
По результатам исследования были выделены три группы детей с разным уровнем эмоционального благополучия: высоким, средним, низким.
Количество детей, обладающих высоким уровнем благополучия эмоциональной сферы составил 31 %, средним — 46 %, низким — 23 % (рис.1).
Результаты исследования указывают на необходимость проведения психокоррекционной работы по гармонизации эмоциональной сферы детей определенных к группе с низким уровнем эмоционального благополучия.
Рис. 1. Уровни благополучия эмоциональной сферы в группе
Работа проводилась с тремя детьми шести- и семилетнего возраста, отнесённых по результатам констатирующего эксперимента к группе детей с низким уровнем эмоционального благополучия в период с марта 2015 года по май 2015 года на базе ГБОУ детского сада компенсирующего вида № 908 г. Москвы.
Программа психокоррекционной работы основывалась на применении таких арттерапевтических методов как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, имаготерапия. На занятиях использовались различные изобразительные материалы и приемы арт-терапии, что позволило создать больше условий для эмоционального самовыражения детей с ОВЗ и расширить диапазон их творческого потенциала. В представленный комплекс мы также включили упражнения на нормализацию дыхания и развитие моторики. Занятия проходили в индивидуальной и групповой формах.
Целью психокоррекционной программы является нормализация эмоционального благополучия.
При составлении программы были поставлены психокоррекционные иразвивающие задачи (рис. 2):
Рис. 2. Структура психокоррекционного комплекса
По окончании формирующего эксперимента была проведена оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с помощью диагностических заданий из констатирующего эксперимента.
Результаты повторного диагностического исследования позволили сделать вывод об улучшении показателей эмоциональной сферы у обследуемой группы детей: снизились уровни агрессии и страхов, нормализовалась самооценка.
Рис. 3. Разноуровневые показатели среднего балла по группе в констатирующем и формирующем экспериментах
Рис. 4. Разноуровневые показатели общего среднего балла в констатирующем и формирующем экспериментах
В результате проведенной работы можно констатировать, что дети из группы с низким уровнем эмоционального благополучия перешли в группу с нормальным уровнем эмоционального благополучия (рис.4).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
– У детей с ОВЗ в силу особенностей развития наблюдаются высокие уровни агрессии, страхов и неадекватная самооценка. По уровню тревожности показатели находятся в среднем диапазоне.
– В процессе разработки коррекционно-развивающих программ нужно учитывать психологические и физические особенности детей, обусловленные особенностями нарушений в развитии.
– Коррекционно-развивающий арт-терапевтический комплекс для детей с ОВЗ должен включать не только непосредственно арт-терапевтические методы, но и общеразвивающие упражнения для нормализации дыхания и развития моторики.
– Для достижения максимального эффекта занятия должны проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах.
– Корректно построенная и выполненная психокоррекционная программа позволяет снизить уровень агрессии, страхов и нормализовать самооценку у детей с ОВЗ.
Литература:
- Евтушенко И. В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью //Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10919 (дата обращения: 11.03.2016)
- Комиссарова Л. Н., Левченко И. Ю., Медведева Е. А. [и др.]. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е.. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито центр, 2006. — 197 с.
- Пецка М. В. Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2015. — № 2 (64). — С. 53–56.
- Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Монография. — Москва: Моск. гос. гум. унив-т, Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. унив-т, 2008. — 225 с.