Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации
Авторы: Кудрявцева Роза Юрьевна, Кочнева Ольга Борисовна, Писарева Наталья Викторовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 28.06.2020
Статья просмотрена: 71 раз
Библиографическое описание:
Кудрявцева, Р. Ю. Элементы современных образовательных технологий в коррекционно-развивающем сопровождении детей раннего возраста с ОВЗ в условиях депривации / Р. Ю. Кудрявцева, О. Б. Кочнева, Н. В. Писарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5413/ (дата обращения: 16.12.2024).
С каждым годом неуклонно растет количество детей с тем или иным физическим и психическим отклонением в развитии. Спектр возникновения этих нарушений широк и разнообразен: от наследственных факторов до плохой экологии. Сегодня основными задачами в области образования являются реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей, начиная с раннего возраста.
Развитие детей с ОВЗ в условиях дома ребёнка имеет свои особенности. И, в первую очередь, последствия материнской депривации оказывают воздействие на эмоциональное состояние ребёнка. Задержка в развитии, нарушение коммуникативных функций наблюдаются почти у всех детей и определяют коррекционную направленность образовательного процесса, использование особых методик и технологий. Двигательная активность и сенсорное восприятие помогают ребёнку знакомиться с окружающим миром, а стимуляция речевой активности даёт возможность к формированию навыков взаимодействия и общения. И непременным условием гармоничного развития малыша является яркий эмоциональный фон, чувственное восприятие окружающего мира.
Основным фактором, обуславливающим развитие психики, является активность, которая в свою очередь не может существовать без какого-либо движения. То, что движение помогает развитию и обучению, было написано еще в трудах John Dewey. Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже также подчеркивал важность получения сенсомоторного опыта в интеллектуальном развитии ребенка. По мнению учёных, интеграция сенсорных, двигательных и когнитивных процессов будет обуславливать гармоничное развитие ребенка, даже при условии тех или иных дефектов («Особенности развития сенсомоторной сферы». Мамина Татьяна Михайловна ).
Самым первым информатором обо всем вокруг и о самом себе выступают тактильные ощущения. Они являются не только самыми ранними в онтогенезе, но и более поздними по генезису и весьма дифференцированными. Именно благодаря тактильной рецепции происходит организация двигательных реакций высокого уровня активности (направленные на соприкосновение с объектом, его удержание и захват) (Ананьев, 2001).
В самом начале своего пути у ребенка формируется сенсорная интеграция. Сенсорная интеграция — процесс, происходящий в психике и сознании, позволяющий структурировать непрерывный поток входящей информации, выделяя главные и второстепенные сигналы.
Дисфункция сенсорной интеграции подразумевает нарушение переработки сенсорной информации, обусловленными когнитивными нарушениями. Это не исключает сопутствующих нарушений в центральной нервной системе. При этом коррекция когнитивных нарушений может осуществляться (при необходимости) параллельно с коррекцией функций нервной системы, что обеспечивает высокую эффективность за счет двустороннего воздействия.
В 2019 году в Дом ребёнка было приобретено оборудование «Дом Совы» — уникальное пространство, где ребенок, а также взрослый познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь в «Доме Совы» ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но также и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажёров «Дома Совы» создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности. Цель метода: развить сенсорную и моторную интеграцию ребенка на основе его собственной познавательно-исследовательской активности.
Сенсорно-динамическое пространство — это искусственно созданная игровая среда, которая включает в себя снаряды и оборудование разных форм и текстуры. Обязательным условием такой среды является то, что все снаряды и оборудование можно подвесить разным способом, за разные точки крепления. Именно возможность подвешивать снаряды способствует обогащению сенсомоторной системы уже на самом элементарном уровне построения движений. Поиск равновесия и баланса приводит к избавлению от «мышечного мусора» (Вайзман, 1976), все внимание направлено на собственное тело. Неустойчивое положение тела приводит к изменениям напряжения мускулатуры, происходит выработка навыков удержания позы в покое и движении. При тренировке на подвесных снарядах усиливается регулировка мышечного тонуса, увеличивается порог вестибулярного аппарата (Вайзман, 1976), уменьшается количество падений. Все это способствует тому, что повышается уровень развития психофизических качеств, повышается степень сенсомоторного взаимодействия. Информация, которую мы получаем от нашей сенсорной системы в процессе тренировки, становится все более понятной для нас (категоризуется), точность наших движений в ответ также повышается. Возможность не только стоять на снарядах, а также подлезать, перешагивать через них, спрыгивать, запрыгивать, толкать, отталкивать и т. д. запускает в работу все системы и процессы в организме.
Пространство «Дома Совы» организованно таким образом, что при занятиях у малыша улучшается способность контролировать свои движения, выстраивать их относительно окружения. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. Создает разнообразные ситуации, благодаря которым ребёнок учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. В процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы
Авторы методики предполагают, что занятия по методу сенсомоторной интеграции в сенсорно-динамическом пространстве будут способствовать развитию собственной познавательно-исследовательской активности, улучшать статическую и динамическую координацию ребенка, повысят моторную память, будут способствовать развитию одновременности движений, улучшат продуктивность внимания.
Наш опыт использования данного оборудования пока недостаточен для того, чтобы обоснованно говорить об эффективности данного метода, но предварительный анализ проведённых занятий позволяет сделать следующие выводы: у детей улучшается координация, расширяется круг представлений, формируются новые навыки, обогащается пассивный и активный словарь. Кроме того, данный метод способствует развитию эмоциональной сферы, которая является подкрепляющей и закрепляющей для развития произвольно-исследовательской активности, а также необходима каждому ребенку для принятия себя и выстраивания конструктивных отношений с другими. Всё вышеперечисленное способствует обогащению эмоционального опыта и стимулирует психическое развитие детей.
Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и инновационные методы, приемы и технологии в коррекционно-образовательной работе с детьми.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка. Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности.
В нашем Доме ребенка была организована работа с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием специального оборудования интерактивный пол.
Интерактивный пол представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции.
Реальная картинка, знакомые объекты, необычность ситуации привлекают внимание ребёнка, создают атмосферу игрового интереса, вызывают яркие эмоции, благодаря чему достигается комплексное воздействие в коррекционной работе с детьми раннего возраста.
Организуя работу с детьми раннего возраста в условиях дома ребёнка с использованием системы интерактивный пол, сразу обозначились два главных направления.
Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребёнка. И для каждого малыша это особая направленность:
− яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;
− регулирование процесса возбуждения и расслабления;
− реализация потребности взаимодействия и общения;
− развитие познавательных навыков и творческих способностей.
Во-вторых, это стимулирование двигательной активности.
Творческий подход к использованию интерактивного пола раскрыл для нас новые возможности. Так, стало понятно, что используя фон, объекты изображения и дополнительные атрибуты, мы можем планировать и включать дидактические задания. Это помогает не только поддерживать интерес ребёнка, переключая его внимание, но, самое главное, воздействует на интеллектуальное развитие.
Использование интерактивного пола в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет:
− активизировать познавательный интерес, развивать познавательные навыки, творческие способности, эмоциональную сферу;
− выработать уверенность пространственного движения;
− стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в разных ситуациях;
− обеспечить наглядность, которая в совокупности с использованием предметов способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
− одновременно использовать графическую и аудиовизуальную информацию, что обеспечивает полисенсорное восприятие материала;
− активизировать зрительные функции, глазомерные возможности ребенка;
− демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном виде;
− создавать атмосферу успешности для каждого ребёнка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей;
− способствовать общему развитию, используя двигательные упражнения, дидактические игры и задания;
− обогащать представления детей об окружающем мире, используя проекции, приближенные к реальности, преодолевая влияние пребывания в закрытом учреждении.
Анализируя результаты работы с 2013 года, можно сделать вывод, что использование ИКТ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающую работу педагогов дома ребёнка и повысить её эффективность, а также способствует развитию познавательной мотивации воспитанников и стимулированию речевого развития.
В рамках поиска новых современных подходов к разработке эффективных педагогических технологий для более успешного развития детей в условиях дома ребенка обратились к терапии при помощи животных.
На занятиях зоотерапией основой общения ребенка и животного становится тактильный контакт. В коммуникативной системе человека тактильный канал хотя и не является ведущим, но имеет большое значение, т. к. связан с ощущением единства с группой (семьей, с партнерами по совместной деятельности).
В определенных ситуациях именно тактильная коммуникация выступает на первый план. Велика ее роль на ранних этапах онтогенеза, когда тактильные контакты ребенка с родителями (и в первую очередь, с матерью) совершенно необходимы для нормального развития психики. К сожалению, этого лишены воспитанники Дома ребенка, и тактильная депривация детей обусловливает дефекты развития эмоциональной, а также когнитивной сферы, предопределяет невротические тенденции в формировании личности на более поздних стадиях развития. Тактильная коммуникация детей, лишенных материнской заботы, возвращает их к истокам, в «прошлое», без которого не формируется чувство постоянства. Только это чувство отвечает за возникновение доверительных отношений к человеку, к миру в целом. Именно поэтому тактильная коммуникация позволяет проводить достаточно эффективную коррекцию.
Во взаимодействии с животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Участие в такой деятельности положительно влияет на адаптацию в человеческом обществе, на уверенность в себе и настроение, т. к. преодолевая первое чувство страха перед общением с животными, ребенок учится устанавливать контакт уже не только с животным, но и с человеком.
Все вышесказанное позволило внедрить в работу тюленетерапию. С 2009 года и по настоящее время воспитанники Дома ребенка два раза в месяц посещают Океанариум. Занятия включают как пассивную, так и активную деятельность с участием животных. Пассивная является первой частью занятия: это наблюдение за тюленями в свободной обстановке и во время представления. При этом дети не контактируют непосредственно с животными, а получают ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия: радуются, смеются, становятся более живыми и раскрепощенными. Как известно, любые сильные положительные эмоции всегда приводят к выработке эндорфинов в головном мозге, что особо важно для детей, воспитывающихся в условиях депривации. Во второй части занятия — активной деятельности с участием животных — дети могут индивидуально подойти к тюленю, погладить, поиграть с ним в мяч.
Коммуникативный опыт наших воспитанников обогащается также при общении с собаками. С 2011 года и по настоящее время тесно сотрудничаем с канистерапевтами.
Для неуверенных в себе детей канистерапия явилась прекрасным способом повысить самооценку. Сознание того, что четвероногий «младший брат» выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах. Вместе с собакой он уже не один, это уже команда. Причем главный в этой игре — ребенок, собака готова ему подчиняться.
Животные для детей, воспитывающихся в закрытом учреждении, являются источником первых знаний о природе. Видя животных, дети тянутся к ним, узнают их названия, отмечают различия, особенности поведения, повадки. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с ними. Дети через свои органы чувств воспринимают объект: его форму, размер, цвет, запах, пространственное расположение, движение, мягкость и фактуру шерсти и т. д. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости: собака подбегает к миске — значит голодная; высоко подпрыгивает — хочет поиграть и т. п.
Зная, что кошка является рекордсменом среди животных-докторов, не могли оставить ее без внимания. Были разработаны конспекты коррекционных занятий по фелинотерапии, которые успешно стали применяться на практике.
Были отмечены следующие положительные изменения в развитии детей посредством зоотерапии:
- Обогащение репертуара положительных эмоций у наших детей. Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, отличаются от домашних сверстников скудностью и примитивностью эмоциональных проявлений. Это связано с особенностями условий их жизни. При расширении их «мира» происходит заметный прорыв в эмоциональном развитии детей: они ждут новой поездки, радуются приходу знакомых взрослых и встрече с животными. Их личный опыт обогащается настоящими событиями, а не искусственно созданными в закрытом учреждении.
- Более быстрое появление активной речи у не говорящих ранее детей. У неговорящих детей под воздействием новых внешних раздражителей, на эмоциональном подъеме появляются сначала различные звукокомплексы, а затем собственно речь (слова и простые фразы).
- Расширение словарного запаса, кругозора. Искусственно сформировать словарь малыша невозможно. Для становления активного и пассивного словаря необходимо расширять кругозор ребенка. Например, такие понятия, как «тюлень», «плавает», используемые на занятиях в Океанариуме, были абстрактны и непонятны детям. Мышление детей отличается конкретностью. Возможно заучить новые слова, но ребенок никогда не будет их употреблять и быстро забудет. Благодаря регулярным занятиям по зоотерапии, слова, обозначающие названия и действия животных, стали более устойчивыми и однозначными. Собираясь в поездку, дети рассказывают, кого они сейчас увидят (н-р, лошадку, тюленя), вспоминают про животных между поездками.
- Освоение грамматической структуры языка. Дети используют большее количество существительных, глаголов, прилагательных, в речи детей появляются наречия, предлоги, некоторые грамматические категории, такие как падеж и время.
- Развитие связных высказываний. Речь становится основным средством общения: все чаще дети становятся инициатором беседы, обращаются к взрослым по разным поводам (просят показать, указывают на животного, просят покормить, погладить и т. д.). Речь становится более отчетливой, дети употребляют трех-, четырех- и более словные предложения, вопросительные и восклицательные формы, с преобладанием простых распространенных предложений. Впечатления от посещений оформляются в рассказы из личного опыта. В раннем возрасте очень важно научить детей делиться своими впечатлениями с окружающими для эмоционального и социального благополучия малыша.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение в систему занятий разных форм, методов и технологий значительно повышает успех коррекционно-развивающей деятельности, особенно в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Мамина, Т. М. Формирование сенсомоторной интеграции на основе познавательно-исследовательской активности / Т. М. Мамина. — Текст : электронный // Сова-Нянька : [сайт]. — URL: https://nannyowl.ru/publikaciya-1/ (дата обращения: 28.06.2020).
- Ракова, Е. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий: интерактивный пол в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Ракова, Р. Ю. Лопская. — Текст : электронный // Ресурсный центр по развитию ранней помощи в Мурманской области : [сайт]. — URL: http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/30-392-1 (дата обращения: 28.06.2020).
- Писарева, Н. В. Зоотерапия как альтернативная форма работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка / Н. В. Писарева, О. Б. Кочнева. — Текст : электронный // Ресурсный центр по развитию ранней помощи в Мурманской области : [сайт]. — URL: http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/25-212-1 (дата обращения: 28.06.2020).