Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.09.2015

Статья просмотрена: 1975 раз

Библиографическое описание:

Жегульская, Ю. С. Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию / Ю. С. Жегульская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22043/ (дата обращения: 16.11.2024).

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.».. (ФГОС ДО, п.1.2). Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста» [1].

Т. М. Семенова считает, что «исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать [...] Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представления о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.»... [3]

Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.

Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников И. А. Пазухина предлагает использовать инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи:

-        расширение представлений об основных эмоциях;

-        развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

-        развитие социального и эмоционального интеллекта;

-        формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;

-        развитие любознательности и познавательной мотивации;

-        развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.

Для решения поставленных задач в кабинете педагога-психолога создается уголок экспериментирования или мини-лаборатория.

Основным оборудованием мини-лаборатории является: пластиковые стаканчики, кисточки, вода, гуашевые краски, трубочки для коктейля, блестки, голубая глина, маски-схемы эмоций (цветной и черно-белый вариант), цветные пластиковые пластинки, прищепки, черно-белые картинки «Петушок», камешки, воздушные шары, булавка, магнит, карточки с характеристиками людей, пластиковые тарелочки, изображения злого и доброго мальчика.

Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию, а могут проводиться как отдельное занятие.

В организации и проведении экспериментов можно выделить условно несколько этапов:

1.      Организационный (введение в тему занятия (игровая ситуация, чтение художественной литературы, беседа, с целью актуализации личного опыта детей), постановка проблемного вопроса, выдвижения предположений о причинах поступка, поведения, отношений, явления и т.д).

2.      Экспериментирование (проведение исследования, решение проблемной ситуации, установление причинно-следственной связи).

3.      Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Приведем примеры социальных проблемно-игровых экспериментов по технологии И. А. Пазухиной (в авторской модификации).

1.      Эксперимент «Школа волшебников» (И. А. Пазухина «Волшебные стаканчики»).

Возраст детей: 5–7 лет.

Задачи: расширить представление о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть); развивать внимание к соответствующим переживаниям; развивать творческие способности.

Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики для каждого ребенка, трубочки для коктейля, кисти, салфетки, блестки, голубая глина, красная и желтая гуашевые краски, вода, маски эмоций.

Ход эксперимента.

Психолог: Сегодня я вас приглашаю посетить «Школу волшебников». Сейчас мы все превратимся в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик с водой, трубочка. При помощи простых, самых обычных материалов мы превратим прозрачную воду в настроение. Какое настроение вы знаете, каким бывает настроение? (Ответы детей, демонстрация масок-схем). Молодцы! А теперь приступаем к волшебству. Внимательно посмотрите на воду в стаканчике. Какая она? (чистая, прозрачная). Как вы думаете, на какое настроение похожа вода в стаканчике? (спокойствие). Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь давайте в стаканчики бросим блестки, размешаем трубочкой. Посмотрите, какая красота! А теперь устроим салют (подуть в трубочку). На какое настроение сейчас похожа вода в стаканчиках?(радость). Скажите, а когда вы радуетесь? (Ответы детей). Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют. Но бывает ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение. Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей. Когда мы грустим, наши мысли становятся неприятными, мы плохо себя чувствуем, и наше настроение похоже на темную, мутную воду. Как можно вернуть веселье, радость? Ответы детей. А еще можно раскрасить настроение яркими красками. Возьмите кисточки и яркими красками раскрасьте настроение в своих стаканчиках. Какое настроение мы наколдовали в школе волшебников? (спокойное, радостное, грустное). Какие материалы мы для этого использовали? На что похоже радость? Грусть? Спокойствие?Как мы с вами победили грусть?

Вывод: сегодня мы узнали как превратить обычную воду в настроение; «изготовили» грустное, спокойное, радостное настроение; узнали еще один способ как победить грусть — раскрасить ее яркими красками.

2.      Эксперимент «Цветные стекляшки».

Возраст детей: 5–7 лет.

Задачи: актуализировать прошлый эмоциональный опыт детей; учить находить ассоциативные связи между эмоциональным состоянием и цветом.

Оборудование: разноцветные прозрачные пластиковые пластинки, прищепки, маски эмоций, черно-белая картинка «Петушок», сказка В. Сутеева «Петух и краски».

Ход эксперимента.

1.      Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски».

2.      Беседа по сказке.

— Почему все считали Петуха ненастоящим?

— Что посоветовала собака Петуху?

— Каким образом краски помогли Петуху?

— Почему над Петухом перестали смеяться?

Вывод: мир вокруг нас многоцветный, каждый предмет, вещь, животные, люди имеют свой цвет. Посмотрите вокруг — какое разнообразие цветов!

3.      Эксперимент.

Психолог: Цвет имеет не только окружающий нас мир, но и наше настроение! А чтобы узнать, какого цвета наше настроение проведем эксперимент. У меня есть три настроения (демонстрация масок — схем): грустное, спокойное, радостное. Каждому из вас я раздаю цветные пластиночки: серого, синего, желтого цвета. Подберем цвет для спокойного настроения. Как вы считаете, какой цвет у спокойного настроения? (дети поднимают пластиночки синего цвета). Когда мы спокойны, нас ничего не тревожит, наши мысли чисты и прозрачны, как река, как синее море, как летнее синее небо. Подберем цвет для радостного настроения. Как вы считаете, какой цвет у радостного настроения? (дети поднимают пластиночки желтого цвета). На что похожа радость? (ответы детей: солнце, одуванчик, апельсин, подсолнух, воздушный шар). Когда мы радуемся, все вокруг становится ярким, веселым, необычным, солнечным, искрящимся! Подберем цвет для грустного настроения. Как вы считаете, какой цвет у грустного настроения? (дети поднимают пластиночки серого цвета). На что похожа грусть? (ответы детей: дождь, вечер, осень). Когда нам грустно, наши мысли серые, хмурые, пасмурные, как осень, как дождь.

Вывод: вот мы с вами и определили, какого цвета может быть настроение. Спокойное настроение какого цвета? (синее, голубое, как летнее безоблачное небо). Радостное настроение какого цвета? (желтое, как солнце, как цветы). Грустное настроение какого цвета? (серого, как серая, дождливая, пасмурная осень).

Теперь возьмем серую (желтую, синюю) пластинку и посмотрим на черно-белую картинку «Петушок». Что изменилось? Какого цвета стала картинка? Какое настроение сразу стало у петушка? Посмотрим через пластинки на окружающие предметы, что изменилось?

Вывод: что происходило с картинками и окружающими предметами, когда мы на них смотрели через цветные пластинки? (они меняли цвет). Вместе с цветом, что еще менялось? (наше настроение). Мы можем изменить окружающий нас мир по своему желанию при помощи цвета, например, одеть яркую одежду, нарисовать красивый яркий рисунок, украсить дом или группу яркими цветами, или посмотреть на мир через разноцветные стекляшки. Цвет оказывает влияние на наше настроение: если все вокруг серое, то и нам может стать грустно, а если все предметы окрашены в яркие цвета, то и наше настроение может улучшиться.

4.      Итог. Общие выводы.

— Какой эксперимент мы проводили?

— Что выяснили в ходе эксперимента?

Общие выводы:

1.      Мир вокруг нас многоцветный

2.      Наше настроение тоже имеет цвет, оно тоже многоцветно.

3.      Мы можем изменить окружающий нас мир по своему желанию при помощи цвета.

4.      Цвет оказывает влияние на наше настроение.

5.      Настроение тоже влияет на наше восприятие окружающего мира: если нам грустно, то все кажется хмурым, серым, а если весело — солнечным, искрящимся, праздничным.

6.      Нет плохого настроения и нет плохих цветов. Каждый цвет и каждое настроение важны: они позволяют нам и окружающим людям узнавать о нашем состоянии, желаниях, мыслях, отношении к друг другу и об отношении к поступкам, поведению других.

Таким образом, технология социального проблемно-игрового экспериментирования И. А. Пазухиной является инновационной в детском саду. Задачи, решаемые при помощи данной технологии, соответствуют требованиям ФГОС ДО и способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. И. А. Пазухина отмечает: «В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учиться совместно со взрослыми и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы». [2 с.56]

 

Литература:

 

1.         Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.         Пазухина И. А. Маленькие экспериментаторы в детском саду// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.

3.         Семенова Т. М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников// Дошкольная педагогика. 2012. декабрь.

4.         Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие./Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. — Спб.: Детсво-пресс, 2013.

5.         Уманская Н. В., Иванова А. И. Об инновациях ФГОС ДО// Управление ДОУ. 2014. № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): какой цвет, настроение, какое настроение, ответ детей, цвет, радостное настроение, грустное настроение, окружающий мир, ребенок, спокойное настроение.


Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Похожие статьи

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Развитие социального интеллекта в проектно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Задать вопрос