В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.
Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам
Ральф У. Эмерсон
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка.
За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики. Все исследователи в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную функцию, в которых раскрывается содержание данного объекта. Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Теоретической базой данной проблемы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995). По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через использование метода экспериментирования.
Задачи:
- создать развивающую предметно – пространственную среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- формировать представления детей об окружающем мире;
- развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- учить детей пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
Данная работа осуществлялась с построения развивающей предметно – пространственной среды, создания «Научной мини – лаборатории», в содержание которой представлены:
- материалы по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты»,
«Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и т.д.;
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.;
– неструктурированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
– красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
– инструменты: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
– детские халаты, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
– карточки – схемы проведения экспериментов;
– индивидуальные дневники экспериментов, условные обозначения при проведении экспериментов.
Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков: образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. В группе оформили картотеку, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику:
- строение растений;
- условия, необходимые для жизни растений;
- размножение растений;
- опытническая деятельность по сезонам.
Физические опыты:
- движение;
- измерение;
- магнетизм;
- вещества и материалы;
- свет, цвет, звук.
В процессе экспериментирования дети учились:
- выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
В ходе работы организовывали диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?», уточняли цели деятельности детей и подводили их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?». Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, как он думает, как рассуждает. В процессе проведения экспериментов были задействованы все дети, которые делали всё сами.
Примеров экспериментирования можно привести много, они позволяют ответить на многие детские «почему», пробуждают интерес к познанию окружающего мира, позволяют взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами, и открывают их свойства, функции, назначение. Эксперименты с детьми организовывали в форме игры. О физических явлениях дети узнали из таких экспериментов как «Свет повсюду», «Свет и тень», «Отражение в зеркале», «Радуга – дуга», «Гром и молния», «Выращиваем кристаллы», «Фокусы с магнитами», «Волшебная рукавичка» и др. Предметный мир узнавали из игр – экспериментов: «Лёгкий, тяжёлый», «Волшебное сито», «Свойства бумаги». «Мыльные пузыри» и др. О свойствах почвы дошкольники узнавали из экспериментов: «Барханы», «Есть ли в почве воздух», «Волшебный песок». Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др. При проведении игр «Поймаем воздух», «Воздух прозрачен и невидим», «Буря в стакане», «Воздух легче воды», «Волны», «Ветер по морю гуляет» и др. дети познакомились со свойством воздуха. О свойствах воды воспитанники получили представления из игр «Превращения воды», «Круговорот воды в природе», «Тонет, не тонет», «Как добыть воду», «Куда исчезла вода», «Откуда берётся иней», «Прозрачная вода», «Что растворяется в воде?» и др.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе метода экспериментирования, направленного на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Восторг и море положительных эмоций – вот что дарит экспериментирование для детей, ведь экспериментирование – это действенный метод ознакомления детей с окружающим миром.
Литература:
- Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.