Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Салалыкина, М. В. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников / М. В. Салалыкина, С. Ю. Никитюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46634/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении, приводятся примеры экспериментов для детей дошкольного возраста.

Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам

Ральф У. Эмерсон

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка.

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики. Все исследователи в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную функцию, в которых раскрывается содержание данного объекта. Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Теоретической базой данной проблемы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995). По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через использование метода экспериментирования.

Задачи:

- создать развивающую предметно – пространственную среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- формировать представления детей об окружающем мире;

- развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

- учить детей пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.

Данная работа осуществлялась с построения развивающей предметно – пространственной среды, создания «Научной мини – лаборатории», в содержание которой представлены:

- материалы по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты»,
«Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и т.д.;

- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.;

– неструктурированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

– красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

– инструменты: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

– детские халаты, фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

– карточки – схемы проведения экспериментов;

– индивидуальные дневники экспериментов, условные обозначения при проведении экспериментов.

http://xn--76-flcfnmhgh3a3ag.xn--p1ai/images/cms/data/novosti/nedelya_tvorchestva/5.jpg

Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков: образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. В группе оформили картотеку, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику:

- строение растений;

- условия, необходимые для жизни растений;

- размножение растений;

- опытническая деятельность по сезонам.

Физические опыты:

- движение;

- измерение;

- магнетизм;

- вещества и материалы;

- свет, цвет, звук.

В процессе экспериментирования дети учились:

- выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

В ходе работы организовывали диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?», уточняли цели деятельности детей и подводили их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?». Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, как он думает, как рассуждает. В процессе проведения экспериментов были задействованы все дети, которые делали всё сами.

Примеров экспериментирования можно привести много, они позволяют ответить на многие детские «почему», пробуждают интерес к познанию окружающего мира, позволяют взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами, и открывают их свойства, функции, назначение. Эксперименты с детьми организовывали в форме игры. О физических явлениях дети узнали из таких экспериментов как «Свет повсюду», «Свет и тень», «Отражение в зеркале», «Радуга – дуга», «Гром и молния», «Выращиваем кристаллы», «Фокусы с магнитами», «Волшебная рукавичка» и др. Предметный мир узнавали из игр – экспериментов: «Лёгкий, тяжёлый», «Волшебное сито», «Свойства бумаги». «Мыльные пузыри» и др. О свойствах почвы дошкольники узнавали из экспериментов: «Барханы», «Есть ли в почве воздух», «Волшебный песок». Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др. При проведении игр «Поймаем воздух», «Воздух прозрачен и невидим», «Буря в стакане», «Воздух легче воды», «Волны», «Ветер по морю гуляет» и др. дети познакомились со свойством воздуха. О свойствах воды воспитанники получили представления из игр «Превращения воды», «Круговорот воды в природе», «Тонет, не тонет», «Как добыть воду», «Куда исчезла вода», «Откуда берётся иней», «Прозрачная вода», «Что растворяется в воде?» и др.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе метода экспериментирования, направленного на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Восторг и море положительных эмоций – вот что дарит экспериментирование для детей, ведь экспериментирование – это действенный метод ознакомления детей с окружающим миром.

Литература:

  1. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
  4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, использование метода экспериментирования, эксперимент, Детское экспериментирование, деятельность экспериментирования, познавательная деятельность, проведение игр, пространственная среда.


Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения

В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни

Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Приведены рекомендации использования проблемных ситуаций...

Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования

В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных фу...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения

В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения

Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...

Представления дошкольников о родительстве на примере детей шестого года жизни

Статья посвящена вопросам исследования представлений о родительстве детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного исследования, применений различных методик, автор показывает степень осмысленных представлений о родительстве у детей ш...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

В статье предлагается использование проблемного метода обучения на занятиях по дисциплине «Физика» в вузе для развития творческого мышления и самостоятельной поисковой деятельности обучающихся. Приведены рекомендации использования проблемных ситуаций...

Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования

В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных фу...

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Задать вопрос