Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Авторы: Нилова Ольга Викторовна, Овчинникова Надежда Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 26.09.2019
Статья просмотрена: 409 раз
Библиографическое описание:
Нилова, О. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность / О. В. Нилова, Н. В. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4447/ (дата обращения: 16.12.2024).
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии дошкольников с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование. Экспериментирование позволяет на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, почему листья меняют окраску осенью и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т. п. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко, мягкий — твёрдый и прочее).
Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования. Для достижения данной цели нами были поставлены задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Познакомить детей с явлениями неживой природы. Показать связь неживой и живой природы. Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов.
Для решения поставленных задач мы продумали содержание развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе оборудована — лаборатория «Капелька». Материалы в лаборатории распределены по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». В ней дошкольники проводят опыты, экспериментирование вместе с воспитателем по экологическому воспитанию.
Подобрали практический материал для работы с детьми; составили перспективный план по проведению опытов и экспериментов; конспекты ООД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Привлекли родителей к оборудованию лаборатории в группе. В индивидуальных беседах, консультациях «Мои первые открытия», «Опыты на кухне», на родительских собраниях «Научные забавы в семье», «Маленькие исследователи», через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании «Играя, познаем мир» были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Для родителей были выпущены красочные буклеты, которые они могут взять домой: «Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»; были проведены консультации «Как помочь маленькому “почемучке”», «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»; оформлена фотовыставка «Юные исследователи».
Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:
− живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
− неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.). Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: защитой проекта, оформлением папки — передвижки, выставкой или праздником.
В этом учебном году мы представили на итоговое родительское собрание — проект «Как зовут тебя деревце». Родители увидели, как расширились знания детей о жизни деревьев, научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Стали понимать,почему все в природе взаимосвязано. Ребята узнали значение воздуха, солнца, почвы, осадков, в жизни деревьев. Дети овладели навыками безопасного поведения в природе.
После этого собрания 5 родителей изъявили желание сделать в летний период свои исследовательские проекты с детьми.
В результате проведённой работы дети нашей группы стали активнее работать на занятиях, при ответах на вопросы дети используют сложноподчинённые предложения, приводят доказательные факты, объясняющие явления природы. И очень важно что, наши воспитанники научились отстаивать своё мнение, аргументируя их знаниями, полученными в ходе экспериментирования. Дети прикладывают волевое усилие, чтобы достичь поставленной цели. А это необходимо для готовности обучения их в школе. Нас порадовало, что дети перенесли в сюжетно — ролевые игры элементы экспериментирования. Так, играя в лабораторию, дети исследовали воздух, воду, почву. И устанавливали возможность расселять там животных или строить «города», «заводы» и т. д.
Литература:
- Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» — М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ. 2003.
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г.
- Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, «Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников» Мозайка-Синтез Москва, 2015г.
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; В. В. Щетинина, «Неизведанное рядом» Творческий Центр Сфера Москва 2001г.
- О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» Москва ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2014г.
- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Творческий Центр Сфера Москва 2009 г.
- И.Э., Куликовская, И. Н. Совгир Детское экспериментирование.–М., 2005 г.
- https://moluch.ru/archive/152/42881/
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/05/doklad_na_mo.docx