Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Нилова, О. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность / О. В. Нилова, Н. В. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4447/ (дата обращения: 16.12.2024).



Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии дошкольников с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Одной из форм работы, за счет которой обеспечивается реализация образовательной области «Познавательное развитие», в части развития познавательно-исследовательской деятельности, является экспериментирование. Экспериментирование позволяет на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, почему листья меняют окраску осенью и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т. п. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко, мягкий — твёрдый и прочее).

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования. Для достижения данной цели нами были поставлены задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Познакомить детей с явлениями неживой природы. Показать связь неживой и живой природы. Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов.

Для решения поставленных задач мы продумали содержание развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе оборудована — лаборатория «Капелька». Материалы в лаборатории распределены по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». В ней дошкольники проводят опыты, экспериментирование вместе с воспитателем по экологическому воспитанию.

Подобрали практический материал для работы с детьми; составили перспективный план по проведению опытов и экспериментов; конспекты ООД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Привлекли родителей к оборудованию лаборатории в группе. В индивидуальных беседах, консультациях «Мои первые открытия», «Опыты на кухне», на родительских собраниях «Научные забавы в семье», «Маленькие исследователи», через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании «Играя, познаем мир» были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Для родителей были выпущены красочные буклеты, которые они могут взять домой: «Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»; были проведены консультации «Как помочь маленькому “почемучке”», «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»; оформлена фотовыставка «Юные исследователи».

Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:

− живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

− неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.). Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации

Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: защитой проекта, оформлением папки — передвижки, выставкой или праздником.

В этом учебном году мы представили на итоговое родительское собрание — проект «Как зовут тебя деревце». Родители увидели, как расширились знания детей о жизни деревьев, научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Стали понимать,почему все в природе взаимосвязано. Ребята узнали значение воздуха, солнца, почвы, осадков, в жизни деревьев. Дети овладели навыками безопасного поведения в природе.

После этого собрания 5 родителей изъявили желание сделать в летний период свои исследовательские проекты с детьми.

В результате проведённой работы дети нашей группы стали активнее работать на занятиях, при ответах на вопросы дети используют сложноподчинённые предложения, приводят доказательные факты, объясняющие явления природы. И очень важно что, наши воспитанники научились отстаивать своё мнение, аргументируя их знаниями, полученными в ходе экспериментирования. Дети прикладывают волевое усилие, чтобы достичь поставленной цели. А это необходимо для готовности обучения их в школе. Нас порадовало, что дети перенесли в сюжетно — ролевые игры элементы экспериментирования. Так, играя в лабораторию, дети исследовали воздух, воду, почву. И устанавливали возможность расселять там животных или строить «города», «заводы» и т. д.

Литература:

  1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» — М. Элизе Трэйдинг, ЦГЛ. 2003.
  2. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г.
  3. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, «Познавательно — исследовательская деятельность дошкольников» Мозайка-Синтез Москва, 2015г.
  4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; В. В. Щетинина, «Неизведанное рядом» Творческий Центр Сфера Москва 2001г.
  5. О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» Москва ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2014г.
  6. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Творческий Центр Сфера Москва 2009 г.
  7. И.Э., Куликовская, И. Н. Совгир Детское экспериментирование.–М., 2005 г.
  8. https://moluch.ru/archive/152/42881/
  9. https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/05/05/doklad_na_mo.docx
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детское экспериментирование, неживая природа, дошкольное образование, живая природа, жизнь деревьев, познавательная активность детей, процесс экспериментирования, развитие речи, элемент экспериментирования.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Задать вопрос