В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.
Ключевые слова: проблема, гипотеза, эксперимент, дошкольники, обучение.
В настоящее время в стране активно идёт процесс качественного обновления образования, повышения его культурного, развивающегося и личностного потенциала. В учебном процессе активно проводятся различные формы научно-исследовательской деятельности.
Дошкольное образование направлено на обеспечение саморазвития и самореализации детей, содействие развитию научно-исследовательской деятельности и инициатив дошкольников. Научно-исследовательская деятельность является эффективным средством развития научно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и представляет собой нерешенную проблему, требующую как теоретического, так и практического решения.
Среди возможных методов развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста особое внимание заслуживает детский эксперимент.
Развитие как деятельность, направленная на изучение и изменение объектов окружающей действительности, детский эксперимент способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, а также саморазвитию ребёнка.
Введение термина «экспериментальная» наука обязана Дж. Граф: он анализирует значение этой деятельности для детей и подростков, доказывает, что преимущество детского эксперимента заключается в том, что он даёт реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, [3, с 45]
Главное преимущество экспериментального метода заключается в том, что он даёт ребенку реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его отношении к другим объектам и окружающей среде. Знание мира — активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает детей новизной, желанием познавать неизведанное. Предметы вокруг ребёнка — это первый шаг к их любопытству и познанию мира.
Дети любят экспериментировать. Это связано с тем, что для них характерны визуальные эффекты и визуально-образное мышление, а эксперименты, как ни один другой метод, соответствуют возрастным особенностям. Эксперименты — ведущая деятельность для маленьких детей: например, воспитатели и родители должны рассматривать лужу как «источник» знаний: не бойтесь, что дети испачкаются, иначе их ноги промокнут.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, выдвигать гипотезы и делать выводы. [1, с 37]
Найти проблему не так-то просто. Многие ученые считают, что увидеть и сформулировать проблему зачастую более важно и сложно, чем решить её.
В процессе развития исследовательских навыков следует попросить ребёнка чётко сформулировать вопрос о проблеме, когда он начинает собственное исследование, то есть определить, что он будет исследовать, а затем начать действовать. Обычно проблема выражается только тогда, когда проблема решена. Настоящий исследователь, начиная поиски, не всегда чётко знает, зачем он это сделал, и тем более не уверен, что он в итоге найдёт. Работая с ребёнком на этой части исследования, вы должны быть гибкими и не нуждаться в чётком понимании и формулировании вопросов. Достаточно его общих, приближенных характеристик.
Способность видеть проблемы — это всеобъемлющее свойство мыслительных характеристик человека. Она долго развивается в различных видах деятельности, но для её развития можно подобрать специальные упражнения, которые значительно помогут решить эту сложную педагогическую задачу. [5, с 179]
Построение гипотез является основой научного и творческого мышления. Предположения позволяют открывать новые возможности, находить новые решения проблем, а затем оценивать их вероятность.
Желание начать экспериментировать часто вызывает удивление, любопытство, вопрос или просьбу от кого-то. Поэтому необходимо использовать в работе все существующие виды экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты (специальной подготовки не требуется, они проводятся в импровизированных ситуациях, когда дети видят что-то интересное); плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные); эксперименты как ответы на вопросы для детей (как ответы на вопросы для детей).
Тот факт, что дети не отвечают на вопросы напрямую, стимулирует их интеллектуальное развитие, любознательность ума и способность находить ответы эмпирически. Итак, в раннем детстве ребенок интуитивно знакомится с миром через восприятие, восприятие. Внимание двухлетнего ребенка привлекают различные предметы. Ребёнок рассматривает предметы различными способами: вращая, скручивая, встряхивая и т. для этого в подавляющем большинстве случаев даже специального оборудования не требуется. Объектом исследования являются растения, животные, люди и неодушевленные природные объекты.
Роль воспитателя в эксперименте является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть равным партнёром ребёнка, руководя экспериментом так, чтобы ребёнок оставался независимым от чувства открытия. Подготовка к эксперименту начинается с определения педагогом текущей педагогической задачи. Затем выберите объект, который соответствует требованиям. Воспитатель знаком с ним заранее, как на практике, так и в литературе. В то же время, если он не знаком, он изучает экспериментальные методы.
Во время эксперимента нет строгой временной нормы, которая могла бы изменить заранее намеченный план, потому что реакции ребёнка непредсказуемы. Продолжительность эксперимента зависит от особенностей изучаемого явления, наличия свободного времени и состояния ребёнка, его отношения к этой деятельности.
Давая детям эксперимент, педагог рассказывает им о цели или задаче, которую нужно решить, даёт им время подумать, а затем просит детей обсудить методы и ход эксперимента. [2, с 45]
Не рекомендуется заранее предсказывать конечный результат: дети теряют свое ценное чувство первооткрывателя.
На работе детей не следует просить оставаться совершенно спокойными: чтобы работать со страстью, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель должен постоянно стимулировать любознательность ребёнка, быть готовым к проблемам ребёнка, не давать знаний в готовом виде, а помогать реагировать на проблемы ребёнка, позволять себе, вкладывать немного опыта. Рекомендуется проверять все рекомендации детей, чтобы они на практике убедились в правильности или неправильности своих предположений (конечно, если нет вреда никому — ни объекту наблюдения, ни ребёнку).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях детских экспериментов:
Эксперименты понимаются как особый подход к освоению духовно-реалистической реальности, призванный создать такие условия, в которых объект наиболее ярко раскрывает свою сущность;
Эксперимент — это метод обучения, если он используется для передачи новых знаний детям;
Как специально организованная деятельность эксперименты способствуют формированию целостной картины мира дошкольников и основанию их знаний об окружающей их культуре;
Экспериментальная работа провоцирует у ребёнка интерес к изучению природы, развивает психологические манипуляции (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие знакомого учебного материала по природным явлениям, основам математических знаний, этическим правилам общественной жизни и др.;
Детские эксперименты включают в себя последовательные этапы и имеют свои возрастные особенности развития;
Главное преимущество детских экспериментов заключается в том, что они дают ребёнку реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и окружающей средой. В ходе эксперимента память ребёнка обогащается, а его мыслительный процесс активизируется, потому что всегда необходимо выполнять анализ и синтез, сравнение и классификацию, а также обобщать операции.
Экспериментирование включает в себя активные поиски проблем, выдвижение гипотез реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Литература:
- Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. — М.: Мозаика — Синтез, 2012.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.