Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смирнова, С. Н. Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста / С. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9530/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматриваются особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. Автор описывает шаги алгоритма, которые необходимо выполнить для подготовки и проведения занятий с использованием опытов и экспериментов.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, опыт, эксперимент, экспериментирование .

Мы живем в эпоху компьютерных технологий, когда доступ к любой информации стал весьма простым. Однако многие элементарные вещи остаются непонятными для детей, и только мы, взрослые, способны помочь им понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.

Дети по своей природе очень любознательны. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка, он стремится познать мир вокруг себя. Активные и энергичные дети задают множество вопросов, и не всегда есть возможность ответить на них так, чтобы ребёнок всё понял. На развитие познавательной активности у дошкольников особым образом влияет исследовательская деятельность. Для расширения кругозора можно проводить простые и увлекательные эксперименты, которые не требуют сложного специального оборудования, дорогостоящих материалов.

Об исследовательской деятельности написано много трудов. Авторы статей (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков; А. В. Леонтович; Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов; Н. А. Короткова; О. Л. Князева; О. В. Дыбина) рассматривают познавательно-исследовательскую деятельность с разных позиций, например, как:

— познавательную активность [1];

— интеллектуально-творческую деятельность [4];

— самостоятельную особую деятельность со своими познавательными мотивами [2];

— фактор для развития познавательной и личностной сфер ребёнка [5];

— средство развития лидерского потенциала [3] и т. п.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности [5].

Научный поиск эффективных средств для развития исследовательской активности у дошкольников представляет собой важную и актуальную проблему, требующую как теоретического, так и практического подхода. В этом возрасте дети задают множество вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», что свидетельствует о их естественном стремлении познавать окружающий мир. Именно для удовлетворения этого любопытства и существует детское исследование, которое является ключевым элементом в процессе обучения. Для расширения кругозора маленьких исследователей можно проводить увлекательные и простые эксперименты. Например, можно использовать обычные предметы, такие как вода, песок, бумага, чтобы продемонстрировать различные физические и химические процессы. Чем разнообразнее, интенсивнее, активнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают дети, что, в свою очередь, способствует их быстрому и полноценному развитию.

Эксперименты и опыты развивают наблюдательность и самостоятельность дошкольников, формируют стремление познать окружающий мир. Дети учатся ставить перед собой задачи, искать ответы на вопросы и получать результаты, что значительно улучшает их способность усваивать учебный материал. Важно, чтобы педагог создал условия, способствующие формированию правильного мировоззрения у детей. Это включает в себя как организацию пространства для исследований, так и создание атмосферы, в которой каждый ребенок чувствует себя уверенно и может свободно выражать свои мысли и идеи.

Студия раннего развития «Колокольчик» Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы работает по программе «Росток +». Одна из задач программы — формировать различные знания об окружающем мире и социальной среде посредством экспериментальной и исследовательской деятельности; стимулировать коммуникативную, познавательную, исследовательскую, игровую активность детей в различных видах деятельности.

Для решения этих задач были разработаны занятия в лаборатории «Почемучка», где дети включаются в познавательно-исследовательскую деятельность через проведение опытов и экспериментов при изучении следующих тем:

— «Волшебница вода» (проведение опытов по изучению свойств воды);

— «Воздух» (опыты «Поймай воздух», «Какой шарик тяжелее?»);

— «У природы нет плохой погоды» (опыт «Как рождается дождь);

— «Дом, в котором мы живем» (опыты «Вулкан», «Вечная мерзлота»);

— «Скатерть-самобранка» (опыты с сахаром и солью) и т. п.

Что должен знать и уметь педагог, готовясь к занятию с демонстрацией опытов и экспериментов?

  1. 1.Уметь грамотно спланировать свою деятельность (отобрать познавательный по содержанию материал, соответствующий возрасту детей).
  2. Проработать исследовательский цикл, соблюдая правила техники безопасности.
  3. Поставленная задача должна быть достаточно трудна и в то же время доступна детям.
  4. Необходимо опираться на уже имеющиеся знания ребенка, организовать его разнообразную самостоятельную практическую деятельность, направленную на реализацию познавательного интереса к исследованию.

Итак, учебное занятие, построенное на принципах экспериментирования и исследования, представляет собой мощный инструмент развития познавательных способностей ребенка. Рассмотрим каждый этап более детально.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации (это ситуация, в которой ребёнок сталкивается с трудными задачами, испытывает нехватку необходимых данных, которые он должен самостоятельно найти).

Для создания таких ситуаций педагог может применить следующие методы и приёмы:

— подвести детей к противоречию и предложить им самим искать пути и способы его решения;

— продемонстрировать различные взгляды и точки зрения на один и тот же вопрос;

— предложить детям рассмотреть явление с разных позиций;

— побудить детей к сравнению, обобщению, выводам и т. п.

1. Целеполагание (учащиеся с помощью педагога предлагают варианты решения проблемы, приходят к мнению, что нужно провести исследование)

2. Выдвижение гипотез (учащиеся размышляют о том, как можно сделать тот или иной процесс (явление) зримым)

3. Проверка гипотез (отбор оборудования, размещение его в зоне исследования; уточнение правил техники безопасности; распределение детей на подгруппы; проведение опыта (эксперимента, наблюдения)

4. Анализ полученных детьми результатов исследования.

5. Формулировка выводов

Таким образом, применяя исследовательские и экспериментальные технологии, дети через познавательную деятельность познают устройство вещей, связи между явлениями окружающего мира, их структуру и систематизацию.

Если ребенок-исследователь получит поддержку от педагогов и родителей, он вырастет в взрослого исследователя — умного, внимательного, способного самостоятельно делать выводы и логически рассуждать. Такой человек на протяжении всей своей жизни будет находить в окружающем мире множество увлекательных и необычных вещей, умея удивляться и радоваться всему, что его окружает.

Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

Литература:

  1. 1.Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 96 стр.
  2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А. В. Леонтович. — Москва: [Б. и.], 2002. — 110 стр.
  3. 3.Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка [Текст]: от рождения до шести лет: [новый взгляд на дошкольное детство] / Н. Н. Поддьяков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 143 стр.
  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Дом Федорова, 2010. — 136 стр.
  5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 32 стр.
  6. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1. — С. 21–30.
Задать вопрос