Большое значение для ребенка имеют эмоции, они являются важной составляющей процесса познавательной деятельности. Также от умения ребенка управлять своими эмоциями и возможности корректного восприятия эмоционального состояния другого человека зависит эффективность общения с окружающими людьми.
За основу была взята программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С. В., Слободяник Н. П., так как целью является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Также в занятие были включены элементы арт-терапии, так как соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой.
Цели:
— развивать навыки позитивного социального поведения.
Задачи:
— обучать понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё настроение в соответствии с нравственными нормами.
— снятие психического напряжения
— обучение положительному самоотношению и принятию других людей
— обучение рефлексивным умениям
— формирование потребности в саморазвитии
Задачи практической части :
— Научить делать игрушку из бросового материала.
— Развивать творческое воображение детей.
Категория детей — дети подготовительной группы (6–7 лет).
Форма работы — групповая.
Количество детей — 18–20 человек.
Продолжительность занятия — 30 минут.
Методы и приёмы, используемые в работе:
Беседы, направленные на развитие самосознания детей.
Групповое обсуждение эмоций и чувств;
Коммуникативные игры.
Практическая часть.
Материал для занятия:
Пиктограммы эмоций.
Пластиковые ложки.
Пластилин.
Стеки.
Дощечки.
Заготовки из ниток.
Ход Занятия:
Педагог-психолог : Здравствуйте, ребята!
Загадка.
Это бывает хорошим, но бывает и плохим.
Это может подняться, а может и опуститься.
Это может испортиться, или даже совсем пропасть.
У людей оно может меняться несколько раз за день.
(Настроение)
Сейчас я прочитаю стихотворение про настроение, а вы мне скажете, кто главный герой и какое у него настроение.
«Плохое настроение»
Плохое настроение
У Кролика с утра.
И потому у Кролика
Не роется нора.
Не радуют цветочки,
Морковь растет не густо,
Редиска очень горькая,
И не хрустит капуста.
Обижен Кролик на весь свет,
Не прыгает, не скачет,
И никаких сомнений нет,
Что он сейчас заплачет
Увидев это, мудрый Еж
Ему сказал: “Грустишь? Ну что ж,
Берусь тебе помочь.
На солнце яркое взгляни.
И грусть ненужную гони
Скорей отсюда прочь.
Как только улыбнешься ты,
Друзья к тебе вернуться,
Распустятся вокруг цветы,
Не надо, зайчик, дуться!”
(Наталья Павлова)
Педагог-психолог: Очем это стихотворение?
Дети: О зайчике и его плохом настроении.
Педагог-психолог: Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Беседа. Дети становятся в круг. Им предлагается поведать остальным о своем настроении, психолог держит в руках бумажные круги разных цветов, ребенок должен выбрать цвет, соответствующий его настроению, и рассказать, на какой предмет этого цвета оно похоже.
Педагог-психолог: Ая знаю, как поднять настроение! Давайте поиграем в игру, которая называется «Комплимент».
Игра «Комплимент» (цель: развитие умения выражать своё отношение к другому через слово, действие). Дети передают мяч по кругу, делая друг другу комплименты.
Педагог-психолог: Ну что, ребята? Поднялось ваше настроение?
А сейчас я предлагаю вам изобразить его, но не обычным способом, а на ложках.
Физминутка. Подвижная игра «Маленькие зайки»:
«Маленькие зайки зимой лапки грели на лужайке,
Прыгали, катались, с горки кувыркались
И чуть было лисе в лапы не попались.
Вот быстро лисонька спешит сюда
Разбежались зайцы кто куда».
Педагог-психолог: Проходим за столы, перед вами лежат заготовки. На что похожи наши ложки?
Самостоятельное изготовление игрушки;
Индивидуальная помощь детям;
Выставка работ. Дети объясняют, какое настроение они изобразили.
Педагог-психолог: Ребята, расскажите Зайцу, что такое настроение!
Чтение детьми стихов.
А теперь посмотрите, какое настроение у нашего Зайца.
Понравилось ли вам занятие? А чему мы с вами учились на этом занятии?
До свидания!
Литература:
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2002.
- Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /— Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349, (Психологический практикум).
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. 87 Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —ISBN-5–85297–092–1