Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека — первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности, в том числе и эмоциональной сферы, т. к. эмоции, как отмечал Л. С. Выготский «являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [1].
Эмоциональное развитие определяется как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка, как одна из сфер личности дошкольника, требующая особого педагогического внимания. Дошкольный период является сензитивным для формирования эмоциональной сферы, когда чисто функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.). [2] Следует подчеркнуть тот факт, что эмоциональная сфера является гибкой, пластичной, меньше поддается управлению и вербализации, что обусловливает необходимость целенаправленного педагогического участия взрослого в ее развитии. Педагог в процессе взаимодействия с ребенком выступает в роли носителя форм выражения эмоций.
При снижении зрения ребёнок плохо видит какими эмоциями, мимикой, пантомимикой обладают окружающие его люди. Это ведет к тому, что он затрудняется подражать эмоциям окружающих, усваивать нормы проявления тех или иных эмоций. Как следствие, дети с функциональным расстройством зрения (ФРЗ далее по тексту) затрудняются традиционным способом (т. е. по зрительному подражанию) усваивать мимику и пантомимику, совершенствовать их, а значит внешне правильно выражать эмоции и свое отношение к окружающему. Дети с нарушениями зрения лучше всего различают и понимают простые противоположные эмоции, в частности эмоции радости и грусти. Трудности вызывает дифференциация эмоций страха, гнева, зависти и отвращения, так как мимические свойства их выражения схожи.
Оценить эмоциональное состояние человека по выражению лица сложный процесс. Учитывая то, что у детей с патологией зрения нарушено дистантное восприятие окружающего, опознание эмоционального выражения лица без специального обучения практически невозможно [3].
Необходимость разработки методического материала по эмоциональному развитию дошкольников с ФРЗ обусловлена тем, что большинство существующих в настоящее время разработок имеют общий характер и не учитывают специфики развития данной категории детей.
Мы предлагаем модель организации предметно — развивающей среды с адаптированным развивающим материалом с учетом особенностей детей 5- 7 лет (их зрительного диагноза и остроты зрения), акцентируя внимание на формировании у ребенка позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.
Данная модель нацеливает на:
1) «формирование адекватных представлений у детей с нарушениями зрения об основных эмоциях человека;
2) расширение эмоционального словаря детей;
3) развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников.
Решает задачи:
1) научить детей определять эмоциональное состояние человека по мимике, пантомимике, интонационной выразительности речи;
2) сформировать адекватное восприятие детьми графического изображения эмоций, силуэтного изображения;
3) сформировать умение адекватно использовать мимику, пантомимику, интонацию при выражении соответствующей эмоции;
4) скорректировать неадекватные речевые обозначения детьми эмоций и обогатить «эмоциональный словарь» словами-синонимами;
5) научить дифференцировать эмоциональные состояния по шкале «от слабо выраженного до сильно выраженного»;
6) обучить способам регулирования негативных эмоций (грусть, гнев, страх).
Для реализации задач были разработаны тематические игры и пособия на развитие экспрессивных проявлений: мимических, жестикуляционных, речевых и пантомимических.
Материалы и оборудование игр отвечают коррекционно-развивающим требованиям, безопасны для зрения ребенка; включают для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (индивидуально фоновые плоскости для усиления контраста, снижения зрительной утомляемости, расширения поля взора), оптические средства, увеличивающие устройства для повышения способности к детальности восприятия в процессе познания (в случаях особой востребованности); орудийные предметы (детские указки), помогающие ребенку с нарушением зрения в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости, зрительную локализацию; быть «активаторами» зрения амблиопичного глаза, бинокулярных механизмов — подбираться по величине, цвету, объемности в соответствии со зрительным режимом (назначается врачом — офтальмологом).
Направления впедагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.
- Органайзер настроения «Я счастлив».
Основная задача направлена на развитие самоконтроля и саморегуляции в отношении своего эмоционального состояния.
- Лабиринт эмоций (эмоционально — сенсорные квест игры).
Квест — это командная игра. Разгадывая загадки, дети учатся взаимодействовать со сверстниками, принимать решения, использовать логику.
Основная задача этого направления — побуждать детей к эмоциональному реагированию с помощью интеграции сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.
Для реализации этого направления созданы нами комплекс квест-игр (эмоционально — сенсорных игр) направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы.
В квест игре используется следующие приемы:
− неожиданное изменение сенсорного воздействия;
− попеременные или поочередные сенсорные действия;
− изоляция одного из анализаторов;
− простые импровизации.
Структура занятий типовая, иработа сдетьми ведется по следующей схеме:
I Библиотека настроений (дидактический материал на развитие представлений об эмоциях):
− эмоциональный кейс (схемы, фото, сюжетные картинки, стихи, игры, этюды). Цель данного этапа — вызвать интерес и сочувствие к сказочным персонажам, определить их эмоциональное состояние и характер взаимоотношений в заданной ситуации;
− когнитивные схемы — создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля своего поведения;
− сказки на «постерах» (коллаж с использованием различных материалов направленные на получение тактильных ощущений) — выражение эмоционального состояния через тактильные ощущения.
II «Мастерская эмоций» (игры на моделирование и на развитие эмоциональной экспрессии по каналам зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов).
— нарисуй эмоцию — на этом этапе обращаемся к опыту ребенка и используем его воспоминания;
— объемные картинки и тактильные книги, творческое рассказывание + пантомима — разыгрывая определенную ситуацию, ребенок использует и одновременно развивает выразительные средства коммуникации: мимику, пантомимику, жесты, интонацию, связную речь.
— использование модулей («Музыкальный инструмент» или «Сказка») — игра-драматизация позволяет выразить самые сокровенные желания, а также проиграть те роли, которые в реальной жизни не одобряются окружающими. На этом этапе возможна коррекция поведенческих расстройств: агрессивности, импульсивности, расторможенности, застенчивости и других.
III «В гости к сказке» (заключительный этап квест игры)
— разыгрывание сказок шумелок и сказок невидимок — на этом этапе главная задача — раскрыть талант ребенка и придать ему уверенности в собственных силах. Совместная игровая деятельность детей формирует навыки общения и развивает эмоциональную отзывчивость.
На всех занятиях решаются одинаковые задачи, поэтому их перечень не включен в описание занятий. После выполнения каждого задания дается фишка-билетик на сказку шумелку или сказку невидимку.
Результат наших совместных действий: удетей появляются способность распознавать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Литература:
- Выготский Л. С. Учение об эмоциях //Собр. соч.: — М., 1984 — Т.4. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольной образовательной организации// Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» Прага 2017.
- Шамшинова А. М., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. — 432 с.