Развитие экспрессивного компонента эмоций у дошкольников с функциональным расстройством зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пальчунова, Т. Н. Развитие экспрессивного компонента эмоций у дошкольников с функциональным расстройством зрения / Т. Н. Пальчунова, Лабрада Елена Владимировна Торрес. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56849/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека — первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности, в том числе и эмоциональной сферы, т. к. эмоции, как отмечал Л. С. Выготский «являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [1].

Эмоциональное развитие определяется как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка, как одна из сфер личности дошкольника, требующая особого педагогического внимания. Дошкольный период является сензитивным для формирования эмоциональной сферы, когда чисто функциональная потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. М. Якобсон и др.). [2] Следует подчеркнуть тот факт, что эмоциональная сфера является гибкой, пластичной, меньше поддается управлению и вербализации, что обусловливает необходимость целенаправленного педагогического участия взрослого в ее развитии. Педагог в процессе взаимодействия с ребенком выступает в роли носителя форм выражения эмоций.

При снижении зрения ребёнок плохо видит какими эмоциями, мимикой, пантомимикой обладают окружающие его люди. Это ведет к тому, что он затрудняется подражать эмоциям окружающих, усваивать нормы проявления тех или иных эмоций. Как следствие, дети с функциональным расстройством зрения (ФРЗ далее по тексту) затрудняются традиционным способом (т. е. по зрительному подражанию) усваивать мимику и пантомимику, совершенствовать их, а значит внешне правильно выражать эмоции и свое отношение к окружающему. Дети с нарушениями зрения лучше всего различают и понимают простые противоположные эмоции, в частности эмоции радости и грусти. Трудности вызывает дифференциация эмоций страха, гнева, зависти и отвращения, так как мимические свойства их выражения схожи.

Оценить эмоциональное состояние человека по выражению лица сложный процесс. Учитывая то, что у детей с патологией зрения нарушено дистантное восприятие окружающего, опознание эмоционального выражения лица без специального обучения практически невозможно [3].

Необходимость разработки методического материала по эмоциональному развитию дошкольников с ФРЗ обусловлена тем, что большинство существующих в настоящее время разработок имеют общий характер и не учитывают специфики развития данной категории детей.

Мы предлагаем модель организации предметно — развивающей среды с адаптированным развивающим материалом с учетом особенностей детей 5- 7 лет (их зрительного диагноза и остроты зрения), акцентируя внимание на формировании у ребенка позитивного отношения к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

Данная модель нацеливает на:

1) «формирование адекватных представлений у детей с нарушениями зрения об основных эмоциях человека;

2) расширение эмоционального словаря детей;

3) развитие эмоциональной саморегуляции дошкольников.

Решает задачи:

1) научить детей определять эмоциональное состояние человека по мимике, пантомимике, интонационной выразительности речи;

2) сформировать адекватное восприятие детьми графического изображения эмоций, силуэтного изображения;

3) сформировать умение адекватно использовать мимику, пантомимику, интонацию при выражении соответствующей эмоции;

4) скорректировать неадекватные речевые обозначения детьми эмоций и обогатить «эмоциональный словарь» словами-синонимами;

5) научить дифференцировать эмоциональные состояния по шкале «от слабо выраженного до сильно выраженного»;

6) обучить способам регулирования негативных эмоций (грусть, гнев, страх).

Для реализации задач были разработаны тематические игры и пособия на развитие экспрессивных проявлений: мимических, жестикуляционных, речевых и пантомимических.

Материалы и оборудование игр отвечают коррекционно-развивающим требованиям, безопасны для зрения ребенка; включают для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (индивидуально фоновые плоскости для усиления контраста, снижения зрительной утомляемости, расширения поля взора), оптические средства, увеличивающие устройства для повышения способности к детальности восприятия в процессе познания (в случаях особой востребованности); орудийные предметы (детские указки), помогающие ребенку с нарушением зрения в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости, зрительную локализацию; быть «активаторами» зрения амблиопичного глаза, бинокулярных механизмов — подбираться по величине, цвету, объемности в соответствии со зрительным режимом (назначается врачом — офтальмологом).

Направления впедагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

  1. Органайзер настроения «Я счастлив».

Основная задача направлена на развитие самоконтроля и саморегуляции в отношении своего эмоционального состояния.

  1. Лабиринт эмоций (эмоционально — сенсорные квест игры).

Квест — это командная игра. Разгадывая загадки, дети учатся взаимодействовать со сверстниками, принимать решения, использовать логику.

Основная задача этого направления — побуждать детей к эмоциональному реагированию с помощью интеграции сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов.

Для реализации этого направления созданы нами комплекс квест-игр (эмоционально — сенсорных игр) направленных на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы.

В квест игре используется следующие приемы:

− неожиданное изменение сенсорного воздействия;

− попеременные или поочередные сенсорные действия;

− изоляция одного из анализаторов;

− простые импровизации.

Структура занятий типовая, иработа сдетьми ведется по следующей схеме:

I Библиотека настроений (дидактический материал на развитие представлений об эмоциях):

− эмоциональный кейс (схемы, фото, сюжетные картинки, стихи, игры, этюды). Цель данного этапа — вызвать интерес и сочувствие к сказочным персонажам, определить их эмоциональное состояние и характер взаимоотношений в заданной ситуации;

− когнитивные схемы — создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля своего поведения;

− сказки на «постерах» (коллаж с использованием различных материалов направленные на получение тактильных ощущений) — выражение эмоционального состояния через тактильные ощущения.

D:\лена\документы старшего воспитателя\ПРОЕКТЫ\1эмоции\353_1502\IMG_3054.JPG D:\лена\дс92\фото 15-16 год\сенсорика\невидимая сказка\IMG_7941.JPG

II «Мастерская эмоций» (игры на моделирование и на развитие эмоциональной экспрессии по каналам зрительного, слухового, вестибулярного анализаторов).

— нарисуй эмоцию — на этом этапе обращаемся к опыту ребенка и используем его воспоминания;

— объемные картинки и тактильные книги, творческое рассказывание + пантомима — разыгрывая определенную ситуацию, ребенок использует и одновременно развивает выразительные средства коммуникации: мимику, пантомимику, жесты, интонацию, связную речь.

— использование модулей («Музыкальный инструмент» или «Сказка») — игра-драматизация позволяет выразить самые сокровенные желания, а также проиграть те роли, которые в реальной жизни не одобряются окружающими. На этом этапе возможна коррекция поведенческих расстройств: агрессивности, импульсивности, расторможенности, застенчивости и других.

C:\Users\User\Desktop\проект Палитра чувств МДОУ дс92\386_2611\IMG_4927.JPG D:\лена\документы старшего воспитателя\ПРОЕКТЫ\1эмоции\353_1502\Новая папка\Старые фото\Старые фото\IMG_2191.JPG

III «В гости к сказке» (заключительный этап квест игры)

— разыгрывание сказок шумелок и сказок невидимок — на этом этапе главная задача — раскрыть талант ребенка и придать ему уверенности в собственных силах. Совместная игровая деятельность детей формирует навыки общения и развивает эмоциональную отзывчивость.

На всех занятиях решаются одинаковые задачи, поэтому их перечень не включен в описание занятий. После выполнения каждого задания дается фишка-билетик на сказку шумелку или сказку невидимку.

C:\Users\User\Desktop\проект Палитра чувств МДОУ дс92\386_2611\IMG_4929.JPGD:\лена\дс92\фото 15-16 год\сенсорика\сесорная комната\IMG_7894.JPG

Результат наших совместных действий: удетей появляются способность распознавать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Учение об эмоциях //Собр. соч.: — М., 1984 — Т.4. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольной образовательной организации// Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» Прага 2017.
  2. Шамшинова А. М., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. — 432 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональное состояние, эмоция, III, нарушение зрения, основная задача, эмоциональное развитие дошкольников, эмоциональное реагирование, эмоциональное состояние человека.


Похожие статьи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Формирование межличностных отношений младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших дошкольников с разным уровнем тревожности

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью

Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников

Формирование межличностных отношений младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших дошкольников с разным уровнем тревожности

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос